Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:11, контрольная работа
Фктуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений.
Цель данной работы - проанализировать роль финансов в переходе России к рыночной экономике.
Содержание
Введение________________________________________________________3
8. Роль финансов в переходе России к рыночной экономике_____________5
8.1. Мероприятия по перестройке финансового механизма
управления экономикой____________________________________________5
8.2. Становление финансовой системы, адекватной рыночной
экономике_______________________________________________________7
8.3. Финансовые проблемы, обусловленные переходом от одной
системы организации финансов к другой_____________________________15
Заключение______________________________________________________20
Список используемой литературы___________________________________21
Тестовое задание_________________________________________________22
Содержание
Введение______________________
8. Роль финансов в переходе России к рыночной экономике_____________5
8.1. Мероприятия по перестройке финансового механизма
управления экономикой____________________
8.2. Становление финансовой системы, адекватной рыночной
экономике_____________________
8.3. Финансовые проблемы, обусловленные переходом от одной
системы организации финансов к другой________________________
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
Тестовое задание_______________________
Введение
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов и эволюцию их становления в стране, глубоко разбираться в особенностях функционирования финансовой системы, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Между тем, отечественными и иностранными финансистами как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения - полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Таким образом, актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений.
Цель данной работы - проанализировать роль финансов в переходе России к рыночной экономике.
8. Роль финансов в переходе России к рыночной экономике
8.1. Мероприятия по перестройке финансового механизма управления экономикой
Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со-ответствующая требованиям объективных законов развития общества, стали питательной средой для внеэкономических методов перераспределения национального дохода, развития «теневой» экономики. В противоречии с потребностями развития материального производства и укрепления финансов находились и кредитные отношения. Все это открывало дополнительные каналы для разбухания денежного оборота, развития инфляции и обесценивания денежной единицы, обусловливая и углубляя кризис финансовой системы.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.
Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики [5, с.57].
Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:
- использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
- стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
- развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.
Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.
С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.
Среди рычагов государственного финансового регулирования основными, как уже отмечалось, являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов [7, с.65].
Следует, однако, отметить, что действующий в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д.
Перестройка финансового механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.
Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.
Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.
Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.
Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.
Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.
8.2. Становление финансовой системы, адекватной рыночной экономике
С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования [8, с.112].
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Объем сельскохозяйствования производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформы. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи хозяйственного кризиса в стране.
В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе “Партнерство во имя мира”. Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные не ее интеграцию в мировую экономику. Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.
Информация о работе Роль финансов в переходе россии к рыночной экономике