Концепция перехода России к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть концепцию перехода России к рыночной экономике.

Объектом исследования выступают отношения в сфере рыночных отношений.

Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5
1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6
1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11
Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17
2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17
2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24
Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного развития России 32
Заключение 36
Библиография 38
Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41

Файлы: 1 файл

Концепция-перех-рыночнКУРС-ДАЛЬГА-2008_Б3819.docx

— 311.82 Кб (Скачать)


 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5

1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5

1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6

1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11

Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17

2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17

2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24

Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного  развития России 32

Заключение 36

Библиография 38

Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41

 

 

 

Введение

 

Современное положение в экономике нашей  страны не оставляет никого равнодушным. Примерно за 18 лет реформ наша страна превратилась в территорию в совершенно новую страну. Однако, остаются проблемы.

Так, действующая налоговая система сложна и запутанна. Любое предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной стоимости. Столь высокие ставки налогов не позволяют развивать производство. Собираемость налогов не превышает 70— 80%. Из 2,6 млн. юридических лиц их платят всего 400 тысяч. Это одна из многих причин нехватки денежных поступлений в бюджет, а значит, хронической невыплаты зарплат, пенсий и социальных пособий.

Произошел передел собственности, в результате которого население страны поставлено на грань выживания.

Однако  происходящие изменения все же имеют  положительное значение, идет формирование рыночной системы России.

Рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного  производства. Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием  общественного разделения труда  и экономическим обособлением субъектов  рыночных отношений. Эти условия  зарождались и развивались как  единое целое, как единый процесс  взаимодействия производства и сбыта  продукции.

Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под  редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений  товарного и денежного обращения".

Современная экономическая теория сформировалась в три этапа. соответствовавших  переломным периодам в становлении  регулируемой рыночной экономики.

Роль  государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной  экономической теории.

Проблема  порождена постоянными изменениями  в экономике, требующими соответствующих  изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны  для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность - жизненно необходима экономической системе, ибо создает "единые правила" поведения для  всех рыночных субъектов.

Цель  данного исследования – рассмотреть  концепцию перехода России к  рыночной экономике.

Объектом  исследования выступают отношения  в сфере рыночных отношений.

Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика  России.

В исследовании поставлены следующие задачи:

1. Дать  общую характеристику перехода  России к рыночной экономике  в 90-е годы ХХ вв.;

2. Показать  современное состояние рыночной  экономики Российской Федерации;

3. Определить  перспективы совершенствования развития рыночной экономики России.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике

 

1.1 Необходимость перехода к рыночной  экономике

 

В конце 80-х годов ХХ века экономика России носила черты идеальной модели социализма, которую можно свести к следующим положениям:

1. Все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая "общенародная собственность".  Частная собственность ликвидируется.

2.  Хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для кого производить.

3. Рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых сигналов уничтожается.

4.   В   системе   хозяйства,   управляемого   из   Центра,   отсутствуют трансакционные издержки.1

Предполагалось, что такая система хозяйственного устройства способна устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому, полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанной, рациональной организацией общества.

В отношениях с мировым хозяйством в социалистической экономике господствовал остаточный принцип, диктовавший обеспечение  независимости страны от импорта. Экспорт  осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было заработанной валютой  оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось по мировоззренческим  критериям: социалистические, капиталистические, развивающиеся страны. Вся внешнеэкономическая  деятельность производилась через государственные организации. При прогрессирующем отставании командной системы от мирового уровня, при закрытом типе экономике ни о какой конвертируемости национальной денежной единицы не могло быть и речи. Командная система экономики - это всегда автаркия в отношении мирового рынка.

Итак, внешнее  благополучное, сбалансированное и  стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы  и инфляции, гарантированные заработки) скрывало за свои фасадом подавленную  инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять  открытую форму.

Так и  случилось, к началу 90-х годов  ХХ века в Российской экономике, когда потребовалось разработать концепцию перехода России к рыночной экономике.2

 

1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века

 

Развитие  общества в последней трети XX века протекало под знаком нарастания противоречий и углубления кризиса индустриализма, поворота к формированию основ новой постиндустриальной цивилизации.

Отечественная экономика, не реализовав все преимущества индустриализма, испытала на себе многие его негативные последствия, усугубленные негативными свойствами планово-распределительной системы. Развитие народного хозяйства страны носило инерционно-экстенсивный характер с односторонним акцентом на тяжелой индустрии и военном производстве. Из-за варварского отношения к окружающей среде в ряде регионов страны создалась тяжелая экологическая обстановка. В результате к началу 80-х годов произошло затухание темпов экономического роста, наступила стагнация.

Трансформация мировой экономики обусловила эволюцию отношений собственности и типов  хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм. Эволюция частной собственности, составляющей каркас классического рыночного  хозяйства, выразилась в усилении ее корпоратизации и институализации, превращении в различные формы ассоциированной собственности, прежде всего в акционерную. Возобладавшая в 80-90 годы тенденция к приватизации привела к сокращению доли госсектора в экономике всех развитых стран.

В советской  экономике назревшая потребность  в переходе к разнообразным формам собственности и более гибким рыночным методам хозяйствования долгое время искусственно ограничивалась. Лишь в середине 80-х годов были предприняты первые попытки пересмотра представлений об исключительной эффективности  государственной собственности. Закон  о государственных предприятиях должен был стать началом перехода к рыночной экономике в 1988 г. Однако при отсутствии ясно определенных прав собственности и наличии жестких  бюджетных ограничений предприятия  ответили резким повышением заработной платы за счет легкодоступных кредитов и субсидий из госбюджета. С отменой  ограничений государственные предприятия  стали брать внешние кредиты, постепенно переросшие в долгосрочную задолженность, и, таким образом, впервые  нарушили безупречную в прошлом  репутацию бывшего СССР в части  выполнения внешних обязательств.

Важной  составной частью трансформации  современной экономики является усиление международных интеграционных процессов. Тенденции региональной интеграции наиболее резко проявились в Западной Европе, но становятся все заметнее и на других континентах.

Своеобразное  преломление эти процессы нашли  в отечественной экономике. Интеграция осуществлялась лишь в рамках СЭВ. В то же время товаропроизводители были отгорожены от возможных партнеров и конкуренции на мировом рынке государственной монополией внешней торговли.

Вместо  плавного вхождения экономики страны в систему мирохозяйственных  связей возникли проблемы в результате политических трений между общесоюзным  и республиканскими правительствами. Вслед за расширением бюджетной  самостоятельности республик в 1990 г. республиканские правительства, прежде всего Российское, перестали  перечислять в центр свои доходы и ввели налоговые льготы для  предприятий, переходящих из союзного подчинения в республиканское. В  результате общий бюджетный дефицит  СССР подскочил к концу 1991 г. до 26% ВВП. Бюджетный дефицит только России составил 31% ВВП - один из самых значительных дефицитов госбюджета, имевших место  в мире за последние годы. Финансирование этого дефицита происходило почти  исключительно за счет увеличения денежной массы.

Последним фактором нарастания кризиса стал распад СЭВ и нарушение торговых связей между республиками бывшего СССР. Импорт в Россию сократился в 1991 г. на 46%.3

Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует  отнести социальным целям. Среди  них: качество и продолжительность  жизни, защита и улучшение среды  обитания людей; социальные гарантии и  социальная справедливость: сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и  национальных особенностей страны.

В условиях перехода к информационному обществу особенно очевидной становится несостоятельность  противопоставления социальных целей  и экономической эффективности. Социальные расходы - не безвозвратные  затраты, не вычет из экономических  ресурсов, а общественно необходимые  вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Важнейшее место в экономической стратегии  должны занимать системно-институциональные  преобразования. Их главная цель - создание действенных стимулов предпринимательской  и трудовой активности людей. В развитии отношений собственности приоритет  должен быть отдан повышению эффективности  ее различных форм в тех или  иных конкретных условиях. Отсюда - разнообразие форм собственности и многоукладность  экономики.

Эволюция  экономического механизма, безусловно, связана с переходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой.

Вместе  с тем, в реформировании российской экономики особая роль в данный период принадлежит государству. В процессе перехода от командной экономики к рыночной происходит трансформация в сфере государственного регулирования: командные методы и тоталитарный экономический диктат государства постепенно заменяются теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономике. Однако необходимо учитывать, что государственные функции в переходный период значительно усложняются, так как на этом этапе государство должно также осуществлять функции, продиктованные спецификой переходного периода.

В агрегированном виде функции государства в период перехода к рынку представляют собой  три крупных блока:

1)   функции планового порядка;

2)   транформационные функции;

3)   рыночное регулирование.4

В период перехода к рынку государство  использует различные сочетания  инструментов рыночного регулирования по мере создания инфраструктуры рынка. На начальном этапе перехода преобладают административные методы. Это прежде всего связано с отменой, либо пересмотром законодательной базы командной экономики и созданием правовой базы для рыночных преобразований, для чего необходим переходный комплекс законов, которые при условии их выполнения в рационально короткие сроки формируют рыночную среду (Гражданский кодекс, закон о собственности, антимонопольное законодательство, закон о защите прав потребителей, закон о земле, закон о труде, комплекс законов по борьбе с преступностью и коррупцией и т.д.)

В общем  виде функции государства в данных условиях состоят

- в создании  общих законодательных и правовых  предпосылок, своего рода правил  игры для действующих лиц в  рыночной экономике;

-  в прямом государственном владении и управлении основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонная продукция, драгоценные металлы, алкоголь);

-  в разработке и проведении активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных,  структурно-технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставлении экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи;

Информация о работе Концепция перехода России к рыночной экономике