Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа
Цель данного исследования – рассмотреть концепцию перехода России к рыночной экономике.
Объектом исследования выступают отношения в сфере рыночных отношений.
Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика России.
Введение 3
Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5
1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6
1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11
Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17
2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17
2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24
Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного развития России 32
Заключение 36
Библиография 38
Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5
1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6
1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11
Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17
2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17
2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24
Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного развития России 32
Заключение 36
Библиография 38
Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41
Современное положение в экономике нашей страны не оставляет никого равнодушным. Примерно за 18 лет реформ наша страна превратилась в территорию в совершенно новую страну. Однако, остаются проблемы.
Так, действующая налоговая система сложна и запутанна. Любое предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной стоимости. Столь высокие ставки налогов не позволяют развивать производство. Собираемость налогов не превышает 70— 80%. Из 2,6 млн. юридических лиц их платят всего 400 тысяч. Это одна из многих причин нехватки денежных поступлений в бюджет, а значит, хронической невыплаты зарплат, пенсий и социальных пособий.
Произошел передел собственности, в результате которого население страны поставлено на грань выживания.
Однако происходящие изменения все же имеют положительное значение, идет формирование рыночной системы России.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик
и столь же разнообразно его определение.
В учебнике политэкономии под
редакцией В. Медведева и Л. Абалкина
дается такое определение рынку:
"Рынок - это обмен, организованный
по законам товарного производства
и обращения, совокупность отношений
товарного и денежного
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа. соответствовавших переломным периодам в становлении регулируемой рыночной экономики.
Роль
государства в механизме
Проблема
порождена постоянными
Цель данного исследования – рассмотреть концепцию перехода России к рыночной экономике.
Объектом исследования выступают отношения в сфере рыночных отношений.
Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика России.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику перехода России к рыночной экономике в 90-е годы ХХ вв.;
2. Показать
современное состояние
3. Определить перспективы совершенствования развития рыночной экономики России.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1.1
Необходимость перехода к
В конце 80-х годов ХХ века экономика России носила черты идеальной модели социализма, которую можно свести к следующим положениям:
1. Все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая "общенародная собственность". Частная собственность ликвидируется.
2. Хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для кого производить.
3. Рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых сигналов уничтожается.
4. В системе хозяйства, управляемого из Центра, отсутствуют трансакционные издержки.1
Предполагалось, что такая система хозяйственного устройства способна устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому, полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанной, рациональной организацией общества.
В отношениях
с мировым хозяйством в социалистической
экономике господствовал
Итак, внешнее благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы и инфляции, гарантированные заработки) скрывало за свои фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.
Так и случилось, к началу 90-х годов ХХ века в Российской экономике, когда потребовалось разработать концепцию перехода России к рыночной экономике.2
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века
Развитие общества в последней трети XX века протекало под знаком нарастания противоречий и углубления кризиса индустриализма, поворота к формированию основ новой постиндустриальной цивилизации.
Отечественная экономика, не реализовав все преимущества индустриализма, испытала на себе многие его негативные последствия, усугубленные негативными свойствами планово-распределительной системы. Развитие народного хозяйства страны носило инерционно-экстенсивный характер с односторонним акцентом на тяжелой индустрии и военном производстве. Из-за варварского отношения к окружающей среде в ряде регионов страны создалась тяжелая экологическая обстановка. В результате к началу 80-х годов произошло затухание темпов экономического роста, наступила стагнация.
Трансформация
мировой экономики обусловила эволюцию
отношений собственности и
В советской
экономике назревшая
Важной составной частью трансформации современной экономики является усиление международных интеграционных процессов. Тенденции региональной интеграции наиболее резко проявились в Западной Европе, но становятся все заметнее и на других континентах.
Своеобразное преломление эти процессы нашли в отечественной экономике. Интеграция осуществлялась лишь в рамках СЭВ. В то же время товаропроизводители были отгорожены от возможных партнеров и конкуренции на мировом рынке государственной монополией внешней торговли.
Вместо плавного вхождения экономики страны в систему мирохозяйственных связей возникли проблемы в результате политических трений между общесоюзным и республиканскими правительствами. Вслед за расширением бюджетной самостоятельности республик в 1990 г. республиканские правительства, прежде всего Российское, перестали перечислять в центр свои доходы и ввели налоговые льготы для предприятий, переходящих из союзного подчинения в республиканское. В результате общий бюджетный дефицит СССР подскочил к концу 1991 г. до 26% ВВП. Бюджетный дефицит только России составил 31% ВВП - один из самых значительных дефицитов госбюджета, имевших место в мире за последние годы. Финансирование этого дефицита происходило почти исключительно за счет увеличения денежной массы.
Последним фактором нарастания кризиса стал распад СЭВ и нарушение торговых связей между республиками бывшего СССР. Импорт в Россию сократился в 1991 г. на 46%.3
Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует отнести социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость: сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.
В условиях перехода к информационному обществу особенно очевидной становится несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности. Социальные расходы - не безвозвратные затраты, не вычет из экономических ресурсов, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.
Важнейшее
место в экономической
Эволюция экономического механизма, безусловно, связана с переходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой.
Вместе с тем, в реформировании российской экономики особая роль в данный период принадлежит государству. В процессе перехода от командной экономики к рыночной происходит трансформация в сфере государственного регулирования: командные методы и тоталитарный экономический диктат государства постепенно заменяются теми функциями, методами и инструментами, которые присущи государственному регулированию в рыночной экономике. Однако необходимо учитывать, что государственные функции в переходный период значительно усложняются, так как на этом этапе государство должно также осуществлять функции, продиктованные спецификой переходного периода.
В агрегированном виде функции государства в период перехода к рынку представляют собой три крупных блока:
1) функции планового порядка;
2) транформационные функции;
3) рыночное регулирование.4
В период перехода к рынку государство использует различные сочетания инструментов рыночного регулирования по мере создания инфраструктуры рынка. На начальном этапе перехода преобладают административные методы. Это прежде всего связано с отменой, либо пересмотром законодательной базы командной экономики и созданием правовой базы для рыночных преобразований, для чего необходим переходный комплекс законов, которые при условии их выполнения в рационально короткие сроки формируют рыночную среду (Гражданский кодекс, закон о собственности, антимонопольное законодательство, закон о защите прав потребителей, закон о земле, закон о труде, комплекс законов по борьбе с преступностью и коррупцией и т.д.)
В общем виде функции государства в данных условиях состоят
- в создании
общих законодательных и
- в прямом государственном владении и управлении основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонная продукция, драгоценные металлы, алкоголь);
- в разработке и проведении активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставлении экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи;
Информация о работе Концепция перехода России к рыночной экономике