Концепция перехода России к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть концепцию перехода России к рыночной экономике.

Объектом исследования выступают отношения в сфере рыночных отношений.

Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5
1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6
1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11
Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17
2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17
2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24
Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного развития России 32
Заключение 36
Библиография 38
Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41

Файлы: 1 файл

Концепция-перех-рыночнКУРС-ДАЛЬГА-2008_Б3819.docx

— 311.82 Кб (Скачать)

- обеспечивает производство и  воспроизводство человеческого  капитала;

- самостоятельно принимает решение;

- является собственником какого-либо  фактора производства;

- стремится к максимальному  удовлетворению своих потребностей.

2. Частный сектор представлен  деловым предприятием (фирмой) - экономической  единицей, которая:

- использует факторы производства  для изготовления продукции с  целью ее продажи;

- стремится к максимизации прибыли;

- самостоятельно принимает решения.

В частном секторе выделяется финансово-кредитное  учреждение - экономическая единица, обеспечивающая движение денежной массы, необходимой для нормального  функционирования обмена.

3. Государственный сектор - правительственные  учреждения, осуществляющие юридическую  и политическую власть для  обеспечения правовых условий  хозяйствования, а также казенные  унитарные предприятия, которые  представляют государственную собственность.  Рыночный кругооборот представлен  на схеме 1.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим следующие достоинства и преимущества современной рыночной модели.

1. Эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; через механизм цен, сопоставление затрат и результатов и конкуренцию достигается производственная и экономическая эффективность.

2. Экономическая свобода - рынок обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей товаров и услуг. Они суверенны, т.е. независимы в принятии решений. Потребители в рыночной экономике обладают свободой потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Производители и фирмы функционируют в условиях свободы предпринимательства. При этом экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и риск. По мнению М. Фридмена, «продавец огражден от принуждения со стороны потребителя, поскольку имеются другие потребители, которым он может продавать свой товар. Наемный работник огражден от принуждения со стороны работодателя, поскольку имеются другие предприниматели, у которых он может работать»

3. Гибкость и мобильность рынка, способность удовлетворять разнообразные потребности. Рынок ориентирован на спрос и изменяющиеся потребности.

Однако рыночной системе (особенно в ее классическом, «гибком» варианте) присущи серьезные недостатки и  несовершенства.

1. Монополистические тенденции, порождаемые обострением конкурентной борьбы, погоней за прибылью и стремлением максимально расширить свою позицию на рынке. Широкое рассеяние экономической власти в условиях обостряющейся конкуренции заменяется концентрацией экономической власти и угасанием конкуренции.

2. Значительная дифференциация доходов, их неравное распределение. Рынок не обеспечивает социальную защиту неконкурентоспособных индивидов и социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных, безработных), не дает автоматически гарантию на труд и доход.

3. Внешние эффекты. Рыночная система зачастую неспособна учесть внешние эффекты, т.е. издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах произведенных товаров или услуг. Это связано прежде всего с «технологическими внешними эффектами»; рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Кроме того, в рыночной экономике имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

4. Общественные блага. Рыночная система ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса индивидуальных потребителей (это может быть индивид, домохозяйство или отдельная фирма) на производство «частных благ», потребление единицы которых одним индивидом исключает потребление той же единицы другим потребителем. Этим «частные блага» отличаются от общественных (т.е. товаров и услуг коллективного пользования). Рынок сам по себе не может обеспечить общество услугами, производство которых не приносит прибыли, но в которых нуждается каждый член общества (оборона, охрана природы, уличное освещение, автомагистрали, борьба с наводнениями и т.д.)

5. Отсутствие стабильности, циклические колебания и рецессионные процессы. Характерными для рыночной экономики являются периодические колебания производства, занятости и цен. Цикличность – одно из проявлений макроэкономической нестабильности в рыночной экономике.

При переходе России к современной рыночной системе, необходимо подчеркнуть, что рыночная экономика — это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение. [2]

На данный момент в России как  таковой не существует современной  модели рыночной экономики.

России следует учитывать, что  практика современного рыночного хозяйства показывает, что государство выполняет следующие экономические функции в сфере регулирования экономики.

1. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной экономики (разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, регулирование предпринимательской деятельности, налогообложения, рынка ценных бумаг, банковской системы и т.д.).

2. Защита и поддержка конкуренции, стабилизация экономики. Государство должно осуществлять эффективную антимонопольную, антиинфляционную и денежную политику, поддерживать систему государственных финансов в необходимых объемах и в бездефицитном состоянии.

3. Перераспределение дохода и богатства (программы социальной защиты и социального страхования; уменьшение неравенства в доходах и обеспечение социально приемлемых стандартов уровня жизни в обществе и т.д.).

4. Перераспределение ресурсов в связи с внешними эффектами и общественными благами. Государство своим вмешательством должно заполнять свободные от рынка хозяйственные зоны для решения тех экономических проблем, где рыночный механизм обнаруживает либо несостоятельность, либо недостаточную эффективность (финансирование и поддержка стратегических прорывов в области науки и техники; глубокие структурные преобразования в экономике; охрана окружающей среды; регулирование отрицательных внешних эффектов).

Одной из экономических предпосылок  демократического общества является свободная  конкуренция - синоним свободы выбора и предпринимательства. Она способствует прогрессу экономики: повышается эффективность  производства, создаются условия  для концентрации ресурсов в общественно  насущных и результативных отраслях экономики. Она побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологию и рационально использовать ресурсы, вытесняет неэффективные  предприятия.

Чистый капитализм (эпоха свободной  конкуренции или первоначального  накопления капитала) характеризуется  частной собственностью на средства производства; использованием системы  рынков и цен для координации  экономической деятельности и управления ею; стремлением каждого хозяйствующего субъекта максимизировать свой доход  на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике  ограничена эмиссией денег, защитой  частной собственности и установлением  надлежащей правовой базы для функционирования свободного рынка.

Рынок свободной конкуренции состоит  из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но должна “соглашаться с ценой”, принимать  ее как заданный параметр. [2]

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Колебания цены могут быть довольно интенсивными - сравните цену яблок в конце лета и весной. Но разница в цене - это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

В эпоху свободной конкуренции  было несколько видов монополий, прежде всего монополия на одно из важнейших средств производства на землю (как объект частной собственности  и как объект хозяйствования). Субъектом  этой монополии был не капиталист, а земельный собственник. Экономическая  реализация такой монополии не затрагивала, а, напротив, предполагала обстановку свободной конкуренции.

Другой вид монополии - монополия  на условия производства (по преимуществу это была земля и ее недра), дающие возможность производить потребительную стоимость особого или уникального  качества, которая не могла быть воспроизведена в любых количествах. Для монополии этого рода было характерно резкое несоответствие ограниченного  предложения и значительно более  широкого спроса на редкий товар. Монопольная  цена товара в данном случае определялась конкретным соотношением рыночного  спроса и предложения и преодолевала стоимостную основу.

В капиталистической системе свободной  конкуренции существовал еще  один вид монополии, отличный от названных  выше и присущий самому основному  капиталистическому отношению.

Основное капиталистическое отношение  содержит в себе элементы монополизма: монополию капиталистов на условия  производства. Раскрывая сущность капитала, как производственного отношения, К. Маркс отмечал, что он представляет собой «монополизированные определенной частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к  живой рабочей силе продукты и  условия приведения в действие самой этой рабочей силы».

Этот монополизм имманентен капиталистическому отношению как его конституирующая черта: без него невозможно присвоение прибавочной стоимости. Но «монополизм в себе» капиталистического отношения эпохи свободной конкуренции имел ту особенность, что реализовывался для каждого капиталистического собственника и выступал таким образом не как преимущество отдельных капиталистов, а, напротив, как равенство возможностей для них в присвоении условий и результатов наемного труда.

В современном мире чистой свободной  конкуренции несуществует. Дело в  том, что рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста.

Уже в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство  вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов  за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.

Появляется острая необходимость  вмешательства государственной  структуры в механизм принятия регулируемых решений.

2.2. Анализ состояния  рыночной экономики России

 

Динамика  макроэкономических показателей в  первом полугодии 2006 года в полной мере свидетельствовала о закреплении  наметившейся в предыдущем периоде  тенденции темпов экономического роста.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации опубликовало доклад об итогах социально-экономического развития в первом полугодии 2006 г. Итоги неплохие: ВВП вырос на 6,3% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, промышленное производство - на 4,4%, инвестиции в основной капитал - на 9,4%. Потребительские цены выросли на 6,2%.6

Таким образом, даже предполагая сохранение благоприятной  внешней конъюнктуры, в условиях которой формируется текущая  динамика выпуска, достижение годового прогнозного значения прироста 4,4% (предусмотренного Правительством для уровня цен на нефть Urals 25 долл. за барр.), маловероятно. Большинство экспертов сходятся в том, что ВВП за 2002 год увеличится не более чем на 4%.

Механизмы, позволившие российской экономике  выбраться из длительной полосы стагнации, в настоящий момент выработали свой потенциал.

Как известно, восстановление производственной активности, обозначившееся в 1999 году, было напрямую связано с резким обесценением национальной валюты в реальном выражении в  процессе кризиса 1998 года.

Сформировавшийся  разрыв между внутренними и внешними ценами способствовал расширению спроса на продукцию потребительских отраслей даже несмотря на 25%-ое сокращение реальных доходов населения.

Дополнительным  фактором конкурентоспособности отечественных  предприятий служили субсидируемые  государством тарифы на продукцию естественных монополий, выступающие важным элементом  производственных затрат.

Основной  вклад в расширение выпуска вносили  отрасли, ориентированные на внешний  рынок, для которых рост эффективности  экспортных операций обеспечивался  не только реальным обесценением рубля, но и в высшей степени благоприятной  конъюнктурой на мировых сырьевых рынках. Сверхприбыли, получаемые топливным  сектором экономики, сыграли большую  роль в увеличении внутреннего платежеспособного  спроса, и поэтому способствовали активизации внутренних факторов экономического роста.

Рис. 2.1 Структура использования ВВП

 

Рост  налоговых поступлений (как от внешней  торговли,  так и от внутреннего  роста) позволил государственным органам  перейти к более активной социальной политике,  имевшей своим отражением повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и выплат пенсионерам.

Информация о работе Концепция перехода России к рыночной экономике