Концепция перехода России к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть концепцию перехода России к рыночной экономике.

Объектом исследования выступают отношения в сфере рыночных отношений.

Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5
1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6
1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11
Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17
2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17
2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24
Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного развития России 32
Заключение 36
Библиография 38
Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41

Файлы: 1 файл

Концепция-перех-рыночнКУРС-ДАЛЬГА-2008_Б3819.docx

— 311.82 Кб (Скачать)

- в участии в  распределении  и  перераспределении  ВВП  через госбюджет, активном использовании таких инструментов макроэкономического регулирования, как налоги, акцизы, тарифы, пошлины, антимонопольный контроль над ценами и т.д.;

- в проведении гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему международных экономических отношений, а с другой - на защиту основных "точек роста" национальной экономики с помощью протекционистских мер до тех пор, пока они не окажутся в состоянии конкурировать на мировом рынке; перенесении центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала и поощрении его репатриации из-за рубежа;

- в проведении  социальной политики и управления  социальными процессами (контроль  за ростом доходов и их дифференциацией,  социальные трансферты, программы  развития науки, культуры, образования,  здравоохранения).

 

1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг.

 

Вслед за стремительной дезинтеграцией макроэкономической системы в 1991 г. и распадом СССР Правительство  России приступило в начале   1992 г. к осуществлению масштабной программы макроэкономической   стабилизации.   Основным   элементом   в   комплексе реформ стала широкая либерализация цен.

2 января 1992 г. было "отпущено" 80% оптовых  и 90% розничных цен, а 7 марта  последовала либерализация почти  всех остальных цен.

Инфляция, последовавшая за либерализацией цен, превзошла все прогнозы. За первые два месяца 1992 г. был отмечен почти  девятикратный рост оптовых цен, а розничные цены выросли за первые три месяца в 5 раз, что практически  уничтожило избыточную денежную массу. Тем не менее быстрый рост цен  не прекратился.

Рост  реальных доходов населения, происходивший  в Советском Союзе в течение  всего послевоенного периода, к  началу 80-х годов фактически остановился, а в 1992 году произошло его обвальное  снижение. Разрыв в уровне оплаты труда  и реальных доходов населения  России и развитых стран Запада остается значительным.

Кроме того, произошла глубокая дифференциация размеров среднедушевых доходов. Разрыв в доходах между 10% самых богатых  и 10% самых бедных слоев населения  возрос с 4,5 раза в 1991 году до 13,5 раза в  декабре 1995 года.

Рост  цен в сочетании с сокращением  реальной заработной платы вызвал снижение спроса на многие потребительские товары. Сокращение спроса также ощутимо  отразилось на оборонной промышленности и на инвестиционной деятельности.

Несмотря  на резкое сокращение производства, занятость  сократилась незначительно и  экономический спад выразился прежде всего в более низкой производительности труда и сокращении реальной заработной платы, а не в увеличении безработицы. Кроме того, длительное время сохранялась  система субсидирования из государственного бюджета убыточных предприятий, что поддерживало инфляцию, но не позволяло  резко увеличить уровень безработицы.

В ходе реформ российская экономика претерпела кардинальные изменения двух типов:

- системные,  то есть связанные с возникновением  и становлением рыночных институтов  экономической деятельности;

- вещественно-структурные, нашедшие отражение в почти двукратном падении валового продукта, резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доле услуг в ВВП.5

Реформы, следовательно, привели к прогрессу  с точки зрения системной трансформации  при одновременном глубоком экономическом  кризисе. Кризис поразил конечное производство, сворачивающееся из-за отсутствия платежеспособного  спроса и усиления иностранной конкуренции, и по технологической цепочке  распространился на всю остальную  промышленность, включая топливно-сырьевые отрасли и первичную переработку. Это значит, что в процессе трансформационного спада в России (в отличие от хода циклического кризиса в рыночной экономике) сокращение производства происходило  вследствие не только неконкурентоспособности  и неэффективности, но и "негативной адаптации" всей промышленности к неблагоприятным экономическим условиям. Наиболее устойчивыми оказались те отрасли, которые выпускали сравнительно простую и однородную продукцию, низкоэластичную к спросу, не испытывающую иностранной конкуренции и, напротив, имеющие внешние рынки сбыта. Поэтому вместо повышения эффективности, технологической оснащенности и конкурентоспособности, которые в рыночной экономике происходят на основе механизмов, возникающих в период кризиса, в России наблюдается деградация промышленной структуры.

В 1994-1997 гг. не произошло существенных институциональных сдвигов, и государство почти полностью сосредоточилось на текущем регулировании, хотя и здесь наблюдается своего рода "застой": кроме введения валютного "коридора", выпуска ГКО и малоудачной денежной приватизации, трудно назвать какую-нибудь значимую экономическую инициативу правительства. 1997 год (его первые девять месяцев) тоже не принес никаких серьезных изменений. Есть опасность, что и впредь экономическая политика будет преобладать над собственно реформами, потому что такой подход проще и не требует специальных политических усилий.

В реализации курса на реформирование экономики  России правительство опиралось  не только на кредитно-денежную политику, хотя и отдавало ей приоритет. Большое  внимание правительство уделяло  бюджетно-налоговой политике. Правительству  приходилось решать здесь две  трудные проблемы. С одной стороны, необходимо было проводить сдерживающую бюджетно-налоговую политику, чтобы  не допустить скатывания к гиперинфляции. С другой стороны, излишне жесткий  характер этой политики мог бы привести к углублению спада в экономике  России.

В 1996 - 98 гг. правительство решило бороться с дефицитом бюджета, но весьма радикальными способами - сокращая расходы на науку, образование, армию, медицину, не выплачивая заработную плату, и это очень сильно обостряет социальную обстановку в стране.

Дефицит госбюджета за годы экономической реформы  был связан прежде всего с сокращением  доходной части, где предусматривались  три главных источника дохода - налоги, поступления от централизованного  экспорта и поступления от продажи  иностранной валюты.

Важнейшей статьей доходной части государственного бюджета являются налоговые поступления. С ноября 1991 года, когда был принят закон "Об основах налоговой реформы  в Российской Федерации", налоговая  система России стала приобретать  характер, более присущий рыночной экономике. Пять основных налогов обеспечивают основную долю налоговых поступлений  в бюджет: НДС (налог на добавленную  стоимость), налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, таможенные пошлины.

Ставка  налога на прибыль была установлена  в размере 32% (позднее она была повышена до 38%). Ставка налога на добавленную  стоимость составила 20%. Подоходный налог с физических лиц носит  умеренно-прогрессивный характер, так  как основная масса налогоплательщиков (с доходами до 5 млн. руб. в год) уплачивали его по ставке 12%, а лица с доходами свыше 10 млн. руб. в год, уплачивали его  по возрастающей ставке, доходящей  до 30%.

Пытаясь предотвратить дальнейшее сокращение налоговых поступлений, правительство  стремилось укрепить и расширить аппарат налоговой инспекции; была создана налоговая полиция, взят явный курс на ужесточение налогового законодательства.

В целом  можно сделать вывод о чрезмерном уровне налогообложения российских предприятий (как в период, начала реформ, так и в настоящее время). Интересы борьбы с инфляцией получили приоритет по сравнению с задачей преодоления спада промышленного производства и предотвращения массовой безработицы.

В это  время ученые Института экономики РАН предложили сценарий проведения экономических реформ на период до 2005 года:

Первый  этап (1996-1997 гг.) - этап структурного маневра  в реальном секторе экономики  и в системе управления.

1. Решение  проблемы дефицита оборотного  капитала, ликвидация платежного  кризиса. 

2.  Реструктуризация  задолженности реального сектора  экономики по платежам в федеральный  бюджет.

3.  Ограничение    возможностей    банковской    системы    в    части проведения     спекулятивных     операций,     стимулирование     банковского кредитования производства.

4.  Постепенное  (на первом этапе незначительное) усиление роли бюджета в формировании  инвестиционного спроса

Второй  этап (был ориентирован на 1998-2003 гг.) - этап активного развития отечественного производства, завершения процесса восстановления разрушенной кризисом экономики.

Третий  этап (ориентировочно 2004-2005 гг. и далее) - этап активного вхождения России в мировой рынок, широкомасштабного  освоения технологий постиндустриального  типа и одновременно создание внутреннего  рынка, в рамках которого преобладают  среднемировые параметры эффективности. Особенность данного этапа - постепенное  свертывание протекционистской  политики, замена ее политикой свободного, взаимовыгодного функционирования в рамках мирового экономического сообщества.

В свою очередь  Правительство РФ опубликовало свою концепцию среднесрочной программы на 1997-2000 годы. В ней намечаются основные цели социально-экономической политики, цели и задачи структурной перестройки экономики страны. В частности, намечалось достичь «к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5% в год», осуществить «институциональные преобразования, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики», обеспечить «прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте». Для достижения этих целей правительство предполагало решить следующие основные задачи:

1. Обеспечить  макроэкономические условия  для структурной перестройки и экономического роста: темпы инфляции не выше 5-8% в год, дефицит бюджета в конце периода - 2% ВВП.

2. Провести    реформу    предприятий    с    целью    существенного повышения уровня управления ими в рыночных условиях.

3. Провести реформу социальной сферы.

4. Осуществить   налоговую   реформу,   предусмотрев   упрощение налоговой   системы,   повышение   собираемости   налогов   при снижении налогового  бремени для предприятий.

5. Обеспечить формирование конкурентоспособного финансового сектора.

6.  Решить проблему неплатежей на неинфляционной основе.

7. Обеспечить уровень накопления в экономике до 28-30% ВВП и создать условия для трансформации сбережений в инвестиции. Повысить долю инвестиций в основной капитал до 20-23% ВВП.

8. Обеспечить защиту интересов отечественных производителей и стимулировать повышение их конкурентоспособности.

Но как  видно по итогам прошедших лет, хотя и произошли существенные   перемены  в   социально-экономическом положении России в направлении реализации данных задач остается много не сделанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ

2.1 Современная  рыночная модель. Ее преемственность  и осуществимость в РФ

 

Для того, чтобы охарактеризовать современную рыночную модель рассмотрим некоторые понятия связанные  с этим.

Рынок — это общественная форма  организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления  без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (конкретные различные формы организации рынка и т.д.). [5]

Рыночные отношения сводятся к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

Субъектная структура рыночного  хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики  являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства  принято подразделять на три группы: домашние хозяйства; частный сектор (предприятия) и государство (правительство).

 

Схема 1. Модель рыночного кругооборота.

 

1. Домашнее хозяйство - экономическая  единица в составе одного или  нескольких лиц, которая:

Информация о работе Концепция перехода России к рыночной экономике