Концепция перехода России к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть концепцию перехода России к рыночной экономике.

Объектом исследования выступают отношения в сфере рыночных отношений.

Предмет исследования – история развития и современная рыночная экономика России.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Исторический анализ перехода России в рыночной экономике 5
1.1 Необходимость перехода к рыночной экономике 5
1.2.Концептуальные основы реформирования российской экономики в конце ХХ века 6
1.3 Реформирование экономики России: 1992-1997 гг. 11
Глава 2 Современное состояние рыночной экономики РФ 17
2.1 Современная рыночная модель. Ее преемственность и осуществимость в РФ 17
2.2. Анализ состояния рыночной экономики России 24
Глава 3 Перспективы совершенствования рыночного развития России 32
Заключение 36
Библиография 38
Приложение 1 - Основные экономические показатели в 2006 году 41

Файлы: 1 файл

Концепция-перех-рыночнКУРС-ДАЛЬГА-2008_Б3819.docx

— 311.82 Кб (Скачать)

Наряду  с этим происходило увеличение заработной платы в частных компаниях, относящихся  к сырьевому сектору экономики.

Состояние государственных финансов по итогам первого полугодия 2006 г. не вызывает никакого беспокойства. Другое трудно себе и представить "в условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры" (при такой констатации вновь вспоминается ремарка о том, что нефтедоллары не идут на развитие экономики).

Доходы  федерального бюджета в январе-июне 2006 г., по предварительным данным Минфина России, достигли 2934,8 млрд руб., что составило 119,7% к уточненной росписи поступлений в федеральный бюджет на первое полугодие 2006 г.

Признается, что увеличение доходов было обусловлено  ростом цен на топливно-сырьевые товары и ставок ресурсных налогов. И  вновь необходимо констатировать противоречие с одним из основных тезисов доклада  о том, что все нынешние экономические успехи правительства связаны исключительно с его активностью.

Безусловным достижением является то, что все  государственные обязательства  обслуживались полностью и в  установленные сроки. Кроме того, была достигнута договоренность со странами - членами Парижского клуба о досрочном  погашении всей имеющейся задолженности  России (точнее говоря, речь шла о  всем остатке задолженности СССР, которая ранее была реструктуризирована  в рамках Парижского клуба в 1996 и 1999 гг. и подлежала выплате до 2020 г.).7

В соответствии с достигнутой договоренностью  Россия до 21 августа 2006 г. выплатила 21,3 млрд долл. США задолженности плюс 1 млрд долл. премии.

Таким образом, завершились споры о том, что  лучше: вкладывать деньги в собственной  стране или пустить их на выплату  внешнего долга. Ну, или почти завершились, так как внешний долг России хоть и уменьшился значительным образом, но никуда не исчез.

Главное, на чем делало акцент Правительство  при аргументации досрочного погашения  долгов за счет средств Стабилизационного  фонда, состояло в возможности экономии 7,7 млрд долл. на выплате процентов  по долгам. С этим можно было бы согласиться, если бы не принятое ранее решение, что средства Стабилизационного  фонда могут идти на покупку высоконадежных ценных бумаг иностранных государств, которые, естественно, приносят определенный доход (4-5% точно). Конечно, проценты, которые  мы платим по своим долгам, несколько  больше, но ведь нельзя забывать и о  премии, которую мы согласились заплатить.

Досрочная выплата долгов членам Парижского клуба - яркое, но не единственное свидетельство  нынешнего прочного финансового  положения государства. Не менее  убедительным аргументом является растущий объем золотовалютных резервов. За первое полугодие 2006 г. их прирост составил 68,3 млрд долл., что было даже больше, чем за весь 2005 г. (на 18,4%). По состоянию на 1 июля 2006 г. объем золотовалютных резервов составил 250,6 млрд долл. Это вывело Россию на 3-4-е место в мире по данному показателю (мы стали делить эти места с Тайванем).

Однако, эти цифры в конечном итоге  не говорят о реальном положении  дел. Доклад Всемирного Банка, опубликованный в 2004 г., показывает, что Россия находится на 99-м месте в мире по уровню бедности из расчета ВВП на душу населения, Казахстан - на 117-м, Беларусь - на 124-м, Украина- на 145-м, Кыргызстан - на 181-м месте. По экспертным оценкам, 31 млн. россиян имеет доходы ниже официального прожиточного минимума в 2112 руб. в месяц. Как правильно подметил известный экономист В. May, нельзя строить стратегию экономического развития на предположении, что высокие цены на нефть будут держаться достаточно долго. Кроме того, диверсификация экономики должна быть адресной, т.е. иметь в виду конкретные рынки сбыта8.

По данным Росстата, в ноябре 2006 г. потребительские цены повысились на 0,6%, а по отношению к декабрю предыдущего года на 8,2% (в сопоставимый период 2005 г. — на 10,0%). В ноябре за скользящий 12 месячный период инфляция составила 9,0%.Базовая инфляция в ноябре 2006 г. была равна 0,6%. За период с начала года она составляла 7,1% (в 2005 г. аналогичный показатель был равен 7,7%). За скользящий 12 месячный период она составила в ноябре оценочно 7,7%.

Инфляция  за одиннадцать месяцев почти на четверть (на 2,0 процентного пункта) была обусловлена повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и ростом цен на сахар-песок и плодоовощную продукцию.9

Цены  на продовольственные товары без плодоовощной продукции в ноябре 2006 г. повысились на 0,6%, а за одиннадцать месяцев на 7,6% (за январь-ноябрь предыдущего года — на 8,4%). Более всего в ноябре возросли цены на масло сливочное и алкогольные напитки (на 1,0%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 1,2%), молоко и молочную продукцию (на 1,4%). Мясо и птица, а также рыба и морепродукты подорожали на 0,5%. Крупа и бобовые и сахар-песок подешевели на 0,3 и 5,9% соответственно.

По итогам одиннадцати месяцев 2006 г. в наибольшей степени подорожал сахар-песок — на 17,2% (за такой же период 2005 г. Он стал дороже на 0,3%). Существенно повысились цены на крупу и бобовые, хлеб и хлебобулочные изделия. Снизились темпы прироста цен на мясо и птицу, рыбу и морепродукты. За январь-ноябрь мясо и птица подорожали на 5,0%, за аналогичный период прошлого года — на 18,0%. Для товарной группы «рыба и море-продукты» эти показатели составили 6,8 и 12,0% соответственно.

В ноябре 2006 г. потребительские цены на непродовольственные товары повысились на 0,6%, а с начала 2006 года на 5,5% (в январе-ноябре 2005 г. — на 5,9%).

 

Рис. 2.2 Сводная динамика индекса потребительских цен (ИПЦ) и индекса цен производителей

 

За первое полугодие 2006 г. показатель инфляции на потребительском рынке составил 6,2%.

Это значительно  лучше, чем было за аналогичный период 2005 г.: 8%. Если же сравнить июнь 2006 г. и июнь 2005 г., то инфляция составила 9%. Все это дало повод утверждать: достигнутый уровень инфляции позволяет надеяться, что и за весь 2006 г. она не превысит целевой уровень 8-9%.

  Таблица 2.1 Структура инфляции

 

При оценке реалистичности подобных надежд важно  помнить, что федеральный бюджет на 2006 г. рассчитывался из уровня инфляции 7-8,5%. К сожалению, у нас принято, что на этот показатель уже мало обращают внимание, а за ориентир берется некий целевой, который еще и может пересматриваться.

Но реалистично  ли достижение показателя 8-9% по итогам 2006 г.? Для ответа на этот вопрос необходимо учесть, во-первых, за счет чего был достигнут такой хороший промежуточный результат (по итогам первого полугодия 2006 г.). Это стало возможным за счет укрепления курса рубля. Подход не новый, и его ограниченность хорошо известна. Через непродолжительный период последовательной политики по укреплению национальной валюты неуютно начинают себя чувствовать экспортеры обрабатывающих отраслей. Их продукция становится менее конкурентоспособной по ценовым характеристикам.

Поэтому скоро следует ожидать смягчения  политики укрепления рубля. Собственно говоря, к этому может привести и упоминавшаяся уже ситуация: если еще в мае объем промышленного  производства вырос более чем  на 10% по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года, то июньский показатель - 2,9% - кажется совсем провальным. Однако это, конечно, еще никакой не провал.

Отсюда  вывод: политика будет смягчена, и  инфляция может ускориться.

На ускорение  инфляции во 2007 г. повлияет и то, что мировые цены на нефть бьют все рекорды. В июле оптовые закупки августовской нефти для нефтеперерабатывающих заводов зафиксировали рост цен в среднем на 15%.

Это означает, что будет повышение и розничных  цен на бензин. Кроме того, 20 августа  2006 г. - срок начала действия рекордно высокой экспортной пошлины на светлые нефтепродукты (158,1 долл. США за тонну). Это также приведет к удорожанию бензина на внутреннем рынке.

Кроме того, введение в обращение новой купюры номиналом 5000 руб. также поспособствует инфляции. Хотя это утверждение на самом деле весьма дискуссионное. Тем не менее, если мы соглашаемся, что ключевую роль в раскручивании инфляции и поддержании ее на высоком уровне играют инфляционные ожидания, то с данным утверждением придется согласиться. Потому что появление такой купюры однозначно воспринимается людьми как удорожание жизни: они еще не забыли первую половину 90-х гг. прошлого столетия, когда стремительное прибавление нулей в купюрах было вынужденной необходимостью в условиях быстро растущей инфляции.

И наконец, при сравнении показателей инфляции первой половины 2006 г. с прогнозами на год необходимо учитывать, что в 2005 г. резкое замедление инфляции началось как раз со второй его половины.

Таким образом, удержаться на уровне накопленной годовой  инфляции 9% в целом за год будет  чрезвычайно трудно.

 

Глава 3 Перспективы совершенствования  рыночного  развития России

 

Развитие  российской экономики невозможно без  ее последовательной интеграции в систему  международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана  система регулирования внешней  торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических  связей в основном соответствует  международным нормам и правилам.

Сформированы  предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему  торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

Основными проблемами в области внешнеэкономической  политики являются следующие:

- слабо диверсифицированная структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

- недостаточное участие российских компаний в международном разделении труда;

- низкий уровень прозрачности и высокие трансакционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования.

В связи  с этим основными целями политики в области внешнеэкономических  отношений являются повышение конкурентоспособности  российских компаний, снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической  деятельности, создание условий для  включения российских компаний в  международные производственные процессы, активизация инвестиционной деятельности российских компаний, участие в определении  правил международной торговли.

Для достижения указанных целей необходимо решение  следующих задач:

- диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;

- создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

- использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Достижению  указанных целей будут способствовать завершение процесса присоединения  Российской Федерации к многосторонней системе регулирования международной  торговли в рамках Всемирной торговой организации, гармонизация российского  законодательства с международными нормами и правилами.

Важнейшими  факторами не только повышения конкурентоспособности  Российской Федерации, но и обеспечения  стабильности внешнеэкономических  связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие  российских компаний в системе международной  торговли.

Российский  экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов  экспортных поставок, а доля машин  и оборудования в экспорте России составляет около 8 - 9 процентов.

Расширению  возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков будут способствовать:

- развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования, что является важнейшим фактором снижения риска применения в отношении поставок российских субсидируемых товаров компенсационных мер (этот фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);

- обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, включая повышение эффективности деятельности торговых представительств России;

- реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, эффективное содействие устранению мер, препятствующих доступу на рынок, контроль за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.

В целях  оказания государственной поддержки  экспорта отечественной продукции  необходимо создать систему, которая  аналогична сложившейся в странах - членах Всемирной торговой организации.

В этой связи  целесообразно создать государственный  специализированный экспортно-импортный  банк, законодательно определив его  статус, функции и полномочия, и  принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Внешэкономбанк" и закрытого  акционерного общества "Росэксимбанк".

Целесообразно расширить доступ компаний, в том  числе малого предпринимательства, на международный рынок за счет развития механизмов компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных  расходов по освоению внешних рынков, проведению российских ярмарок и  участия в зарубежных ярмарках.

Необходимыми  условиями успешной интеграции российских компаний в систему мирохозяйственных  связей являются:

Информация о работе Концепция перехода России к рыночной экономике