Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:03, контрольная работа
Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Стабилизация экономического роста………………………………………………...4
2. Трансформация экономических отношений………………………………………...10
3. Адаптация финансовой системы к рыночным преобразованиям………………….15
4. Стимулирование инвестиционной активности……………………………………...19
5. Роль финансов в решении социальных задач……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Стабилизация
экономического роста…………………………
2. Трансформация
экономических отношений…………………
3. Адаптация
финансовой системы к рыночным
преобразованиям………………….15
4. Стимулирование
инвестиционной активности……………………………………...19
5. Роль финансов
в решении социальных задач……………………………………….23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение №
1…………………………………………………………………………
Введение
Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации.
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
Цель научного исследования в контрольной работе — изучить роль финансов в реформировании российской экономики.
Для
достижения цели поставлены
-
рассмотреть стабилизацию
-
исследовать трансформацию
-
изучить адаптацию финансовой
системы к рыночным
-
проанализировать
-
определить роль финансов в
решении социальных задач.
1. Стабилизация экономического роста
Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.
Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. По сути, он является одной из форм более широкого процесса экономического развития, включающего не только умножение результатов производства, но и становление новых прогрессивных пропорций. Они формируют предпосылки последующего прогресса, которые в данный момент еще не способны привести к умножению реального национального дохода, но, тем не менее, обеспечивают его в будущем.
Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Для России проблемы эффективности и качества экономического роста имеют особую значимость. Длительное время результаты экономического развития в стране оценивались по темпам количественного увеличения валового общественного продукта, включающего в свой состав промежуточный продукт и не учитывающего итоги деятельности отраслей нематериального производства.
Высокая неэффективность экономики, порожденная огосударствлением собственности на факторы производства, высоким уровнем монополизма, мягкостью бюджетных ограничений, привела к специфическому феномену - невосприимчивости предприятий к НТП. Эта невосприимчивость усиливалась замкнутым характером экономики, неразвитостью рыночных отношений, подавлением предпринимательской инициативы.
К числу важнейших, глобальных проблем роста экономики РФ относятся: повышение восприимчивости предприятий к достижениям НТП, сокращение срока их распространения в различных отраслях экономики. Эти проблемы решаются в процессе перехода от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному типу экономического роста.
Переход
к устойчивому экономическому росту
в нашей стране выступает основной
задачей, которая требует
Без развития базовых, социально значимых отраслей любая финансовая политика в области регулирования макроиндикаторов не будет работать должным образом. Экономическое развитие страны определяется не конъюнктурой мировых цен на экспортируемое сырье, а уровнем развития предприятий обрабатывающей промышленности. Россия обладает уникальной возможностью воспользоваться колоссальными национальными инвестиционными ресурсами, накопленными государством. О готовности нашей экономики к нынешней ситуации свидетельствует большой запас международных финансовых резервов и низкий государственный долг. Но дело не только в том, каков размер накопленных резервов, но и в том, как и кто, ими распоряжается, а также, насколько участники рынка доверяют тем, кто распоряжается.
Обеспечить устойчивость и стабильность экономического роста можно при следующих условиях.
Первое условие. Макроэкономика должна постоянно создавать совокупный общественный продукт (СОП) в объеме, который соответствует реально сложившимся потребностям (точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны.
Второе условие. СОП должен состоять из двух видов благ: средств производства, необходимых для продолжения производства материальных благ; предметов потребления.
Третье условие. Все материальное производство делится на два подразделения;
а) I подразделение — производство средств производства. Сюда входят отрасли национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и создающие станки, грузовые машины, строительные механизмы, трактора и т.п.;
б) II подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты, трикотажные фабрики и т.п.).
В итоге в масштабе макроэкономики возникает два потока (непрерывного движения) материальных благ: поток средств производств; поток предметов потребления.
Четвертое условие. Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения собственных потребностей и для нужд другого подразделения.
Так, I и II подразделения имеют совокупный капитал (капитал всех своих предприятий), состоящий из средств производства. Последние ежегодно расходуются (основной капитал частично, оборотный капитал полностью). Поэтому на следующий очередной период оба подразделения нуждаются в восстановлении утраченных вещественных условий производства. В связи с этим поток средств производства разделяется на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления израсходованных в предыдущем году вещественных условий производства); б) другая часть потока направляется во II подразделение (для возобновления потраченных средств производства). В результате такого разделения потока средств производства в I подразделении действуют два подотдела: подотдел производства средств производства для I подразделения (сюда относятся базовые отрасли промышленности, создающие материальные факторы для всей сферы производства: уголь, нефть, металл и т.д.) подотдел производства средств производства для II подразделения.
В свою очередь, работники I и II подразделений потребляют продукцию II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения делится на два направления: а) одна часть используется для работников самого II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.
В итоге II подразделение имеет два подотдела: подотдел производства предметов потребления для II подразделения; подотдел производства предметов потребления для I подразделения. Правда, в качественном отношении продукция этих подотделов ничем не различается. Между тем деление потока предметов потребления на две части важно для учета его общего объема и предназначения. Структурный анализ подвел к вопросу: при каких количественных пропорциях может обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений. Сначала рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного общественного продукта — по его натуральной форме и по стоимости — не возрастает.
Таблица 1. Схема структуры материального производства
I подразделение |
I1 — средства производства для I подразделения | I2 — средства производства для II подразделения |
II подразделение |
II1 — предметы потребления для I подразделения | II2 — предметы потребления для II подразделения |
Схема структуры материального производства показывает, во-первых, что часть всей продукции будет реализована внутри тех подразделений, которые ее создали. Это касается средств производства, изготовленных для самого I подразделения (I1), а также предметов потребления, которые достанутся работникам II подразделения (II2). Во-вторых, из I подразделения во II идет часть средств производства, изготовленная для II подразделения (I2). А из II подразделения направляются предметы потребления для работников I подразделения (II1).
Совершенно ясно, что в условиях рыночной экономики обмен продукции I подразделения (I2) на продукцию II подразделения (II1) должен быть эквивалентным. Значит, главным условием реализации СОП при простом общественном воспроизводстве является сбалансированность при обмене продукцией между двумя подразделениями: I2 = II1 .
Иначе говоря, I подразделение поставляет II средства производства на такую сумму стоимости, на которую II подразделение дает ему предметы потребления.
Это равенство можно использовать для соответствующей подстановки в формуле структуры I подразделения (I = I1 + I2). После взаимного обмена продукцией между подразделениями (I2 = II1) I подразделение будет иметь такой вид: I = I1 + II1,
т.е. I подразделение после реализации части своей продукции во II подразделении обеспечивает себя необходимым количеством средств производства (I1) и приобретает для своих работников соответствующий объем предметов потребления (II2). Используя указанную подстановку в формуле состава II подразделения (II = II1 + II2), можно преобразовать ее в иной вид: II = I2 + II2. Тогда оказывается, что в результате взаимного обмена продукцией между двумя подразделениями II подразделение приобретает потребное для простого воспроизводства количество средств производства (I2), а также самообеспечивает своих работников предметами потребления (II2).
Таковы условия сбалансированного простого воспроизводства макроэкономики.
Информация о работе Роль финансов в реформировании российской экономики