Роль финансов в реформировании российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Стабилизация экономического роста………………………………………………...4

2. Трансформация экономических отношений………………………………………...10

3. Адаптация финансовой системы к рыночным преобразованиям………………….15

4. Стимулирование инвестиционной активности……………………………………...19

5. Роль финансов в решении социальных задач……………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Оригинал.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

3. Адаптация финансовой  системы к рыночным  преобразованиям

     Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства. Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает: либерализацию цен; приватизацию; социальную трансформацию; интеграцию в мировую систему.

     Либерализация цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

     Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Естественно, свободная цена как цена, зависящая от спроса и предложения, в период, когда рынок товаров, работ, услуг не оформился и не стабилен, имеет тенденцию к росту. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Попытки постепенного перехода от фиксированных цен к договорным проблему не решили.

     Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара, благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество, были созданы главные предпосылки для формирования в обществе рыночных механизмов хозяйствования.

     Приватизация в РФ положила начало кардинальным переменам в финансовой системе. Приватизация и коммерциализация приводят к изменению форм и условий финансирования и кредитования экономики. Доходы, полученные в ходе приватизации, поступают в бюджеты всех уровней, в государственные органы по приватизации по установленным нормативам.  

     Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:  

1) имущество,  приватизация которого запрещена;   

2) имущество,  которое закрепляется в государственной  собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;  

3) имущество,  которое приватизируется с установлением  запрета на участие в его  приватизации иностранных физических  и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей, участников или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;  

4) имущество,  которое приватизируется на основании  решения Правительства РФ;  

5) имущество,  которое приватизируется на основании решения федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом - федеральным органом по управлению государственным имуществом, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.  

     Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества, распределяются в соответствии с нормативами, которые установлены программой приватизации РФ и программами приватизации субъектов РФ, и не подлежат налогообложению.

     Социальная трансформация. Успех системной социотрансформации в современной России, да и в других бывших постсоветских республиках, во многом зависит от адекватности институционального порядка поставленным целям. Безусловно, России удалось уйти от хаоса начала 90-х годов. В обществе проступают очертания новой системы взаимоотношений.

     Можно выделить четыре вида социальных отношений, обусловленных процессами трансформации:

1. Экономическая  сфера: трансформация социотрудовых отношений, социопотребительские отношения, социодосуговые отношения.

2. Внутриполитическая сфера: трансформация социоматериальных отношений, трансформация социоидеологических отношений, трансформация социоправовых отношений.

3. Культурно-духовная  сфера. 

4. Наднациональная  (внешнеполитическая) сфера.

     Таким образом, трансформация охватывает весь спектр социальной жизни: социально-экономическую и политическую систему, внешнеполитическую составляющую, духовную жизнь и культуру, ее можно определить как системную социотрансформацию, и структурировать по следующим блокам:

     - экономический блок – обновление экономических основ общественной системы: разгосударствление собственности и приватизация; создание нового правового механизма, экономических и финансовых отношений; введение свободных цен и т.д.;

     - внутриполитический блок – изменения политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, демократизацию общественной жизни, усиление роли общественных организаций, профсоюзов и др. институтов гражданского общества;

     - культурно-духовный блок – перемена духовно-культурных ориентиров и нормативно-ценностных факторов общественного развития;

     - внешнеполитический, наднациональный блок – практическое приспосабливание к потребностям мирового рынка, то есть к новым формам внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, что обусловлено процессами глобализации.

     Интеграция в мировую систему. Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

     Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать: 
     - прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны; 
     - восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

     Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо: 
установление стабильного политического режима; развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям; всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой; 
проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением; стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса. 
     По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят: 
развитую научно-техническую базу; высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну; высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области; достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития».

     Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. 
 

4. Стимулирование инвестиционной активности

     Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

     Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

     Можно выделить следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

     Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

     Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

     Государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков. Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

     Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

     - достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

     - радикализация борьбы с преступностью;

     - торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

    - пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

     - мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

     - внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

     - запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

     - предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

     - формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

     В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

     - принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

Информация о работе Роль финансов в реформировании российской экономики