Роль финансов в реформировании российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Стабилизация экономического роста………………………………………………...4

2. Трансформация экономических отношений………………………………………...10

3. Адаптация финансовой системы к рыночным преобразованиям………………….15

4. Стимулирование инвестиционной активности……………………………………...19

5. Роль финансов в решении социальных задач……………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Оригинал.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     - создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

     - создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

     - разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной конвертируемости.

      Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий. Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

      Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства. Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

     Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

     Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций. Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

     Без активизации инвестиционной деятельности невозможен подъем промышленного и сельскохозяйственного производства, экономики в целом. В этой сфере спад проявляется особенно остро. Развитие рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость постоянного корректирования государственного регулирования инвестиционных процессов. Необходимо заметить, что эффективное регулирование возможно лишь при рассмотрении проблемы инвестиций с различных точек зрения. С одной стороны, следует рассматривать инвестиции с позиций процесса, объекта, структуры. С другой стороны, процесс инвестирования - система отношений по формированию и реализации спроса и предложения на инвестиционный ресурс, причем государственная инвестиционная политика является основным инструментом их стимулирования. 

5. Роль финансов  в решении социальных  задач

     Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики  
государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

     Социальная политика - это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика реализует основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.  

     Основой реформ в социальной сфере является разработка социального кодекса РФ и на его основе - принятия пакета необходимых правовых актов социального законодательства.  

1. Для  обеспечения обоснованности и  стабильности финансирования социальной сферы необходимо:  

1) четкое  разграничение ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития, соответственно законодательное закрепление за соответствующими уровнями бюджетов достаточных источников доходов;  

2) увеличение  объема полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами; передача центром регионам и на места решения социальных вопросов должна проходить с соответствующим перемещением центра тяжести в финансово-налоговой сфере;  

3) повышение  обоснованности финансовых нормативов  путем уточнения состава структуры  прожиточного минимума в целом и по регионам, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсии, стипендии и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума;  

4) для  повышения эффективности использования  ограниченных ресурсов бюджета, направляемых на финансирование социальных расходов, и во избежание распыления средств необходимо уточнить перечень расходных статей бюджета, относящихся к социальному блоку, объединив их в специальный раздел бюджетной классификации, дав экономическое обоснование размеров отдельных расходов, а также приоритетов в структурном распределении этих расходов.  

2. Важную  роль играет создание социально-ориентированного  механизма бюджетного федерализма,  реализация которого должна осуществляться по следующим направлениям:  

1) четкое  разграничение полномочий и предметов  ведения РФ, ее субъектов и  органов местного самоуправления в социальной сфере;  

2) отнесение  к функциям РФ утверждения  и обеспечения общефедеральных  социальных гарантий, а также  предоставление дополнительных  прав и гарантий, вытекающих из  особого статуса отдельных субъектов РФ;  

3) отнесение к функциям субъектов РФ разработки программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в регионе по сравнению с минимумом социальных гарантий, предусмотренных федеральным уровнем;  

4) обоснование  нормативов трансфертов регионам  на выплату пособий по малообеспеченности;  

5) установление  пособий по безработице на  уровне регионального прожиточного минимума.  

3. Долговременной  целью социальной политики государства  должно стать обеспечение уровня  и качества жизни граждан по  критериям постиндустриального общества. Реализация социальной политики в этом направлении должна основываться на ряде основополагающих принципов:  

1) стимулировании  государством роста капиталовложений  в социальную сферу, налаживании  контроля за состоянием научно-технического и образовательного потенциалов;  

2) формировании  государством реального единого  социального пространства для реализации основных социальных гарантий в области образования и охраны здоровья на всей территории страны;  

3) совмещении  социальной защиты населения с ростом экономической эффективности производства на базе концепции социального партнерства;  

4) сочетании  двух методов решения социальных  задач: адаптационного - для трудоспособных  и работающих, способных заработать на себя и семью, и защитного - для нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства.  

4. Приоритетным  направлением в политике доходов  должно стать повышение цены  труда и реальной заработной  платы, увеличение ее удельного веса в доходах населения. Цена труда занижена в России не только по сравнению с уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и по сравнению с фактической производительностью труда.  

5. Одним  из наиболее важных и актуальных аспектов социальной роли государства является снижение уровня бедности. Основные ее источники - низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде кризисных отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях; наличие массы людей, оставшихся в зоне риска: беженцы, лица с ограниченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоянный источник дохода и место жительства, асоциальные слои и т.п.

6. К  числу важнейших задач регулирования  социальных процессов относятся  предотвращение разрушения социальной сферы, сохранение доступности социальных услуг, усиление вложений государства в человеческий капитал.     Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:  

• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и обеспечение их финансирования;  

• нормативы  и стандарты обеспечения населения  социальными услугами;  

• регулирование  межбюджетных отношений путем выравнивания минимальной обеспеченности по регионам;  

• государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций;  

• система  мер экстренного характера, позволяющая  ослабить социальную напряженность.  

     Совершенствование социальной политики государства включает:  

1. Определение  основных приоритетов развития социальной сферы на ближайшее время с учетом снижения социальной напряженности. К приоритетам средне- и долгосрочного характера относятся производство техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем, наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности и т.п.  

2. Разграничение  основных функций, прав и ответственности  между Российской Федерацией  и регионами в восстановлении  и развитии социальной инфраструктуры.      К функциям федерального центра относятся: создание основных гарантий, разработка и обеспечение единых социальных стандартов в охране здоровья и образования с учетом мировых стандартов; создание правовой базы, обеспечивающей доступность социальных благ для всего населения страны; разработка целевых федеральных программ. Государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга. При этом контролироваться должны не только учебные и медицинские учреждения, но и состояние потенциала здоровья, образовательного потенциала, потери общества от их несоответствия потребностям, факторы риска.  

3. Поиск  путей и механизмов сочетания  социальной защиты с повышением  экономической эффективности образования  и здравоохранения.  

Заключение

     При написании курсовой работы была достигнута цель научного 
исследования, а именно: изучена роль финансов в реформировании российской экономики. Были решены поставленные задачи, такие как:

    - рассмотрена стабилизация экономического роста. Переход к устойчивому экономическому росту в нашей стране выступает основной задачей, которая требует соответствующего финансового обоснования;

     - исследована трансформация экономических  отношений. Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне;

Информация о работе Роль финансов в реформировании российской экономики