Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – сущность финансового рынка и его роли в регулировании экономики.
Исходя из поставленной цели, будут решаться следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового рынка и его роли в регулировании экономики;
- проанализировать финансовый рынок и его роли в регулировании экономики;
- дать рекомендации по совершенствованию роли финансового рынка в регулировании экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Финансовый рынок как понятие. Эволюция взглядов на рынок 6
1.2. Характеристики финансового рынка 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Роль финансового рынка в регулировании экономики 14
2.2. Регулирование финансового рынка 24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОЛИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 31
3.1. Об усилении роли региональных объединений в условиях современной экономики 31
3.2. Реформирование системы наднационального финансового регулирования в условиях многополярного мира 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Финанс_рынок_рег_.doc

— 242.50 Кб (Скачать)


Финансовый рынок и его роль в регулировании экономики.

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Финансовые рынки - совокупность финансовых институтов, направляющих денежные средства от собственников  средств к заемщикам средств.

Финансовый кризис вновь актуализировал дискуссию о степени вмешательства государства в экономические процессы. В контексте современной ситуации экономистами вспоминаются кейнсианская модель, принцип "невидимой руки", "Новый курс" Ф. Рузвельта. Но сегодня уж точно нельзя отрицать, что вектор смещается в сторону усиления влияния государства на деятельность экономических субъектов. Правительствами США, Евросоюза и практически всех других стран предпринимаются шаги по стабилизации финансовой системы, предусматривающие различные формы финансовой поддержки экономики с одновременным увеличением доли государственного участия в ней, усилением государственного контроля. Как заявил на Сенатских чтениях председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, выступая с докладом "Конституционные основы правового государства в России. Проблемы реализации", "время восхваления невмешательства государства в экономику похоронено кризисом. Речь идет о том, чтобы экономические функции государства сводились не просто к администрированию, а были воссозданы в новом системном наполнении"1.

На наш взгляд, в  результате анализа этих процессов  в последнее время сложились  предпосылки для нового взгляда  на юридическое содержание процесса государственного регулирования рыночных институтов. Специфика правового  регулирования экономических отношений в составе рыночного механизма связана с их многомерностью, комплексностью, высокой динамикой изменений. Вся предшествующая новейшая история развития публичных отраслей права и соответствующих научных образований связана с тенденцией расширения степени влияния частноправовых начал на соответствующие группы общественных отношений и вызванной этим серьезной деформацией публично-правовых методов правового регулирования. Говоря о регулировании рынка, любой исследователь неотвратимо сталкивается с необходимостью системного анализа множества явлений, имеющих экономическую сущность и, как правило, юридическое выражение.

В юридической литературе государственное регулирование  принято рассматривать как деятельность государства в лице его органов, выражающуюся в установлении и реализации правовых норм, т.е. преимущественно деятельность нормотворческую, контрольно-надзорную, в том числе применение мер принуждения за нарушение законодательства. В данном аспекте увеличение степени вмешательства государства в финансовую сферу традиционно выражается в расширении полномочий соответствующих органов исполнительной власти, наделении их арсеналом оперативных мер, ужесточении ответственности за нарушения на финансовом рынке. В ряду последних таких мер можно выделить, в частности, учреждение института уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, получивших средства государственной поддержки2, расширение полномочий Банка России и Агентства по страхованию вкладов по предупреждению банкротства банков - участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц3 и др. В то же время требование оперативности принятия и эффективности срочных мер по стабилизации финансовой системы выявило необходимость комплексного участия государства в поддержке экономики: ключевыми мероприятиями, осуществляемыми в рамках государственного регулирования, становятся не столько решения по правовому воздействию, сколько сугубо экономические меры финансового характера, принимаемые государственными органами и уполномоченными субъектами. Указанные виды деятельности государства, безусловно, относятся к публичной сфере, также имеют правовую форму и фрагментарно осуществлялись и ранее. Однако столь масштабная, одновременная реализация целого комплекса финансовых мероприятий в сфере финансовых рынков вынуждает обратиться к правовой характеристике указанной деятельности, в конечном счете - к поиску места финансового рынка в системе финансово-правовых отношений. Такая задача, на наш взгляд, может решаться путем анализа норм о финансовом рынке в соотношении с эволюцией финансово-правовых категорий, составляющих основу теории финансового права. Проиллюстрировать эту операцию лучше всего примерами реализации мер по стабилизации финансовой системы и поддержке финансового рынка, осуществляемой Правительством РФ.

Предмет исследования сущности финансового рынка и его роли в регулировании экономики актуален еще тем, что до сих пор не дано четкое представление, что такое финансы, границы их распространения.

Цель работы – сущность финансового рынка и его роли в регулировании экономики.

Исходя из поставленной цели, будут решаться следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты финансового рынка и его роли в регулировании экономики;

- проанализировать финансовый рынок и его роли в регулировании экономики;

- дать рекомендации по совершенствованию роли финансового рынка в регулировании экономики.

При написании работы были использованы описательно-аналитический, графический, экономико-статистический методы экономической теории, анализ документов. Теоретической и методической основой послужили федеральные законы РФ, постановления правительства РФ, Министерства финансов, учебники и научные статьи отечественных и зарубежных специалистов в области экономической науки, данные официальных электронных сайтов правительства РФ.

 

1. Теоретические аспекты финансового рынка и его роли в регулировании экономики

1.1. Финансовый рынок как понятие. Эволюция взглядов на рынок

 

Понятие «рынок» многогранно, многолико, по мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретало  все более сложное толкование, которое нашло отражение и  в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик А.О. Курно считал, что под этим термином следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

Если рассматривать  рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или ((всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).

Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка: «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме» (Ю.Яковец. Революция в экономике. М.: Экономика, 1990. С. 122).

Между определением рынка  как сферы обращения и как  совокупности конкретных экономических  отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений — наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношениях, выражающих сущность категории «рынок».

Рынок сегодня рассматривают  как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии  с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка. Характерными  чертами последнего типа отношений являются: взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи.

Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей является непременным условием устойчивости и эффективности любой экономической  системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.

Таким образом, можно  выделить еще одно понимание рынка  — как общественной формы организации  и функционирования экономики, при  которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без  посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников4.

В последнее время  все чаще появляются определения  рынка как системы экономических  отношений, возникающих на основе устойчивого  взаимодействия товарного и денежного обращения5.

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Экономическую систему можно представить в виде рис. 1.

1 - рынок как самостоятельная  подсистема хозяйствования;

2 - государство как  подсистема хозяйствования;

3 - натуральное хозяйство  как подсистема хозяйствования.

Рис. 1. Структура экономической  системы смешанной экономики 

Как видим, в экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельных подсистемы, и в зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система — рыночная, возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.

Иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и услуг, определяемые соотношением спроса и предложения (теорию спроса и предложения предстоит рассмотреть в последующих главах), которые относятся не столько к аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления. Условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.

1.2. Характеристики финансового рынка

 

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК (англ, financial market) - 1) совокупность всех финансовых ресурсов в их движении. Он объединяет денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок находящихся в обращении наличных денег и обеспечивающих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (чеков и т. п.). Рынок капиталов представляет собой рынок, на котором владельцы денежных средств продают заемщику право временного использования этих средств за обусловленное в договоре вознаграждение. Денежные средства могут предоставляться либо в виде непосредственных банковских ссуд либо в обмен на ценные бумаги. Соответственно существуют рынок ссудного капитала и фондовый рынок. Рынок ссудного капитала – это рынок кратко-, средне- и долгосрочных банковских кредитов. Краткосрочные кредиты обслуживают движение оборотных средств, а средне- и долгосрочные кредиты - движение основного капитала предприятий. Фондовый рынок обслуживает движение ценных бумаг - акций, облигаций, ипотечных обязательств и др.

2) Совокупность рыночных  институтов, на которых происходит  торговля финансовыми активами. Основными торгуемыми финансовыми  активами являются иностранная  валюта, ценные бумаги, кредиты, депозиты, производные инструменты. В роли основных посредников на этом рынке выступают коммерческие банки, биржи, сберегательные институты, компании коллективного инвестирования и др. Основная функция финансового рынка заключается в обеспечении перетока средств от субъектов хозяйствования, для которых они в данный момент являются свободными (не используемыми), к субъектам хозяйствования, испытывающим потребность в финансовых ресурсах.

История развития рынка  позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется  тем, что рыночные отношения носят  случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок  играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число  участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность  факторов производства; неограниченная  свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого  участника полной информации  о рынке (о норме прибыли,  спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участок  свободной конкуренции не в  состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются  стихийно в ходе свободной  конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

Информация о работе Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики