Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – сущность финансового рынка и его роли в регулировании экономики.
Исходя из поставленной цели, будут решаться следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового рынка и его роли в регулировании экономики;
- проанализировать финансовый рынок и его роли в регулировании экономики;
- дать рекомендации по совершенствованию роли финансового рынка в регулировании экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Финансовый рынок как понятие. Эволюция взглядов на рынок 6
1.2. Характеристики финансового рынка 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Роль финансового рынка в регулировании экономики 14
2.2. Регулирование финансового рынка 24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОЛИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 31
3.1. Об усилении роли региональных объединений в условиях современной экономики 31
3.2. Реформирование системы наднационального финансового регулирования в условиях многополярного мира 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Финанс_рынок_рег_.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

- кредитный рынок, где производится кредитование заемщиков;

- рынок ценных бумаг, где посредством операций с ценными бумагами мобилизуется новый капитал на первичном рынке и осуществляется торговля уже существующими активами на вторичном рынке;

- валютный рынок, где проводятся конверсионные операции с иностранной валютой;

- страховой рынок, где производятся операции со страховыми инструментами;

- рынок производных финансовых инструментов, где проводятся операции, основанные на будущей разнице курсов ценных бумаг, валют, процентных ставок и др.

Каждый из сегментов, в свою очередь, имеет собственную  структуру.

Российский финансовый рынок выполняет следующие основные функции:

1) перераспределительную - обеспечивает трансформацию аккумулируемых экономическими агентами сбережений в производственные инвестиции;

2) функцию управления  текущей ликвидностью рынка в  целях поддержания стабильности  финансового состояния участников  рынка (обеспечивает денежный рынок);

3) функцию рыночного  ценообразования (при осуществлении  операций формируются процентные  ставки и доходность различных  операций);

4) функцию перераспределения  рисков участниками рынка;

5) функцию формирования  единого общенационального финансового рынка;

6) функцию взаимосвязи  с мировым финансовым рынком  через реализуемые операции.

Кроме вышеприведенных  функций каждому из сегментов  финансового рынка присущи собственные  специфические функции.

Финансовый рынок эффективен, если его основные ценовые параметры (процентные ставки, курсы ценных бумаг, валютные курсы) отражают всю общедоступную информацию о состоянии экономики, финансовых рынков и конкретных участников рынка. Выделяют три степени эффективности рынка:

- слабая - текущие рыночные  цены полностью отражают прошлую информацию о ценах, и эта имеющаяся прошлая информация не улучшает качество их прогноза в будущем;

- средняя - текущие  цены полностью отражают всю  общедоступную информацию, включая  такие источники, как годовые  отчеты компаний, различные сведения средств массовой информации, включая информацию из выпусков новостей;

- сильная - текущие  цены отражают всю информацию  как общественного, так и частного (закрытого от участников рынка)  характера, включая недоступную  широкой общественности внутреннюю информацию компании, а также информацию регулирующих и надзорных органов о деятельности компании.

Для эффективного выполнения функций финансового рынка необходимо сочетание следующих рыночных компонентов: субъектов рынка (инвесторов, заемщиков и финансовых посредников); рыночных инструментов; инфраструктуры (информационной, технологической, торговой, расчетной, организационной, правовой), а также регулирующих рынок органов государственной власти. Однако само наличие этих компонентов не определяет в полной мере степень зрелости рынка. Определяющую роль играют качественные характеристики институциональной структуры рынка.

Финансовый рынок с  институциональной точки зрения состоит из различных институтов, или субъектов рынка, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов между его участниками. Это перераспределение может происходить непосредственно от кредиторов к заемщикам или при участии финансовых посредников.

В мировой практике выделяются следующие типы финансовых посредников.

1. Депозитные учреждения:

а) кредитные организации:

- коммерческие банки;

- ипотечные банки;

- инвестиционные банки;

- небанковские кредитные  организации;

б) сберегательные организации:

- ссудо-сберегательные  ассоциации;

- взаимные сберегательные  банки;

- кредитные союзы.

2. Договорные сберегательные учреждения:

а) компании по страхованию  жизни;

б) компании по другим видам  страхования;

в) государственные пенсионные фонды;

г) негосударственные  пенсионные фонды.

3. Инвестиционные посредники:

а) финансовые компании;

б) инвестиционные фонды;

в) взаимные фонды денежного рынка.

Финансовые посредники выполняют  следующие основные функции:

1) удовлетворяют потребности клиентов  в сбалансированности их активов  и долговых обязательств;

2) способствуют сокращению величины  операционных издержек проведения операций за счет имеющихся у них преимуществ экономии от масштабов проведения операций, а также вследствие специализации на определенных видах посреднических операций;

3) уменьшают риск инвесторов  посредством диверсификации рисков;

4) создают для участников финансового рынка возможность снижения остроты проблемы асимметричной, т.е. неполной для каждого участника, информации.

В настоящее время на российском финансовом рынке сформировались основные типы финансовых посредников. Важнейшими участниками рынка являются кредитные организации, выполняющие различные функции. Вместе с тем в последние годы быстро растут значение и инвестиционный потенциал небанковских финансовых институтов.

Относительно новым явлением финансового  рынка с точки зрения институциональных участников является расширение присутствия на нем физических лиц, которые в результате роста их реальных доходов все более активно выступают в роли банковских вкладчиков и заемщиков, клиентов небанковских финансовых институтов и эмитентов корпоративных ценных бумаг.

Правовую основу функционирования финансового рынка составляют соответствующие  положения ГК РФ и Федерального закона "О рынке ценных бумаг"11. Процедуры регистрации и лицензирования, а также контроль деятельности финансовых посредников на финансовом рынке регламентируют Федеральные законы12.

В 2004 г. в результате административной реформы была создана новая система  регулирования деятельности институтов финансового рынка. Был образован  государственный орган - Федеральная  служба по финансовым рынкам (ФСФР). Регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет Банк России, за деятельностью страховых организаций - Федеральная служба страхового надзора. В основу новой системы регулирования финансового рынка была положена идея формирования мегарегулятора финансового рынка. Созданная система регулирования соответствует современному этапу развития рынка и является закономерным итогом становления финансового рынка, имеющего высокую степень централизации. В мировой практике отсутствует единый подход к построению системы регулирования финансового рынка: в ряде стран регулирование сосредоточено у мегарегулятора, в других - распределено между различными независимыми органами.

На российском рынке  ценных бумаг важную роль играют саморегулируемые организации. ФСФР на осуществление деятельности в качестве саморегулируемых организаций были уполномочены: Национальная организация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная фондовая ассоциация (НФА), Профессиональная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Эти организации разрабатывают стандарты деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2.2. Регулирование финансового рынка

 

Институт финансового  рынка13 уже традиционно рассматривается как комплексный, сочетающий регулирование нормами административного, финансового, гражданского и других отраслей права14. Сфера финансово-правового регулирования финансовых рынков продиктована юридическим (узким) пониманием финансов как отношений, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных фондов денежных средств. В связи с этим в первую очередь финансовое право регулирует ту часть отношений на финансовом рынке, которая связана с бюджетом. Еще недавно это были в основном отношения в области выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг и бюджетных инвестиций (в рамках осуществления которых государство реализует полномочия собственника корпоративных ценных бумаг). В то же время автоматическое отнесение всего комплекса приведенных отношений к предмету финансового права, на наш взгляд, было бы неверным: методы правового регулирования в каждой отдельной группе отношений переплетены, в связи с чем особую проблему составляет определение критериев разграничения приведенных видов правового регулирования в структуре конкретных правоотношений, носящих многоотраслевой характер. Например, отношения по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг регулируются следующим образом: утверждение генеральных условий, условий эмиссии, принятие решения об эмиссии, утверждение программы заимствований, отчет об итогах эмиссии, погашение, обслуживание займов и управление долгом - сфера финансового права; заключение сделок по размещению ценных бумаг - область гражданско-правового регулирования; государственная регистрация условий эмиссии, контроль эмиссии и раскрытия информации осуществляются как административные процедуры.

Ввиду изложенного правовая квалификация норм, регулирующих отношения  на финансовом рынке, представляется сложной. Подчеркиваемая комплексность данного института не позволяет рассматривать регулирование рыночных финансовых процессов с применением лишь финансово-правового инструментария. Вопрос в том числе упирается и в продолжающиеся дискуссии о предмете финансового права, в связи с серьезной эволюцией финансовых отношений потерявшем свою привычную конкретность. В этом же видятся корни постоянного скатывания (в последнее время участившегося) многих авторов к попыткам отнесения сугубо рыночных институтов к предмету финансово-правового регулирования15. Введенные в заблуждение используемой финансовой терминологией на стыке экономики и права, многие ученые отождествляют финансовое регулирование рыночных механизмов и финансово-правовое регулирование.

Из числа институтов, традиционно включавшихся в состав отрасли финансового права, на современном  этапе подвергается сомнению отнесение  отношений банковского надзора  и валютного контроля на финансовых рынках к предмету финансового права. По мнению одних ученых, регулирование указанных отношений производится нормами административного права16. По мнению других, императивность финансово-правового регулирования не может быть достигнута без известной доли диспозитивности, в связи с чем в систему финансового права включаются также страховое право и сберегательное право17.

Несмотря на такую  преждевременность расширения предмета финансового права за счет отношений  на финансовом рынке, вопросы конкретизации  форм финансовой деятельности государства  в данной сфере заслуживают изучения. Безусловно, классическое определение стержневой для финансово-правовой науки категории финансовой деятельности государства (как процесса планомерного образования, распределения и использования государством финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач) с эволюцией финансовых отношений с участием государства, появлением новых направлений финансовой политики, усложнением этих отношений получает новое наполнение. Иначе говоря, в современных условиях средства и методы финансовой деятельности меняются. Если ранее финансовая деятельность государства сводилась к "закачиванию" денежных ресурсов в бюджетную систему плюс создание и управление децентрализованными финансами - фондами унитарных предприятий, то теперь государство стремится передать финансирование части публичных расходов (несение рисков таких расходов) негосударственным (квазигосударственным) субъектам. Нельзя не согласиться, что с развитием рыночной экономики происходит объективное усложнение финансовых аспектов деятельности государства, обусловленное необходимостью привлечения для удовлетворения публичных потребностей различных финансовых институтов, например, негосударственных управляющих компаний для формирования накопительной части трудовой пенсии, привлечение в ряде случаев коммерческих банков для обслуживания счетов бюджетов и т.д. (так называемая тенденция разгосударствления публичных финансов).

Другой приметой времени, как было отмечено, стало изменение  поведения самого государства, активизация его участия в рыночных отношениях. Нельзя сказать, что новые группы отношений, в которых государство выступает в качестве экономического субъекта на финансовом рынке, но в публичных интересах, появились вчера. Участие Центрального банка РФ в операциях на кредитном и валютном рынках, управление средствами пенсионных резервов, рефинансирование рынка ипотечных кредитов, система обязательного страхования вкладов - эти группы отношений на финансовом рынке продолжительное время практически оставались без внимания специалистов по финансовому праву. Отчасти, возможно, это было обусловлено непрямым характером проявления государственного участия в рассматриваемых отношениях - их субъектами выступают Банк России, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Агентство по ипотечному жилищному страхованию и другие структуры с государственным участием, в том числе государственные корпорации.

В этой связи возникает  вопрос: а стабилен ли состав и характеристика отношений, в рамках которых реализуется  финансовая деятельность? В данном контексте уместно упомянуть о позиции ряда ученых-финансистов. В частности, Ю.А. Крохина выделяет "фактическую, не имеющую правовой формы" финансовую деятельность. В своей концептуальной статье Д.В. Винницкий также отмечал, что "различного рода технические операции, способные составлять содержание "фактической" финансовой деятельности, для права безразличны".

Комментируя данный подход, необходимо задаться вопросом: а возможна ли финансовая деятельность в публичных  интересах вне правовой регламентации? Неужели Центральный банк РФ, например, оперируя на валютном рынке, волен принимать субъективные решения, не соотносимые с нормами законодательства, устанавливающими его права и обязанности в данном качестве? Думается, что нет.

Е.М. Ашмарина, говоря о расширении предмета финансового права, выделяет два направления финансовой деятельности:

- финансовая деятельность  как организационная деятельность  компетентных органов государства  и муниципальных образований  по образованию, распределению  и использованию централизованных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований;

- финансовая деятельность  как организационная деятельность  этих же органов по созданию  оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.

Информация о работе Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики