Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Цель работы – сущность финансового рынка и его роли в регулировании экономики.
Исходя из поставленной цели, будут решаться следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового рынка и его роли в регулировании экономики;
- проанализировать финансовый рынок и его роли в регулировании экономики;
- дать рекомендации по совершенствованию роли финансового рынка в регулировании экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Финансовый рынок как понятие. Эволюция взглядов на рынок 6
1.2. Характеристики финансового рынка 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Роль финансового рынка в регулировании экономики 14
2.2. Регулирование финансового рынка 24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОЛИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 31
3.1. Об усилении роли региональных объединений в условиях современной экономики 31
3.2. Реформирование системы наднационального финансового регулирования в условиях многополярного мира 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Данная позиция поддерживается М.Ф. Ивлиевой, отмечающей, что финансовая деятельность государства в современных условиях неизбежно выходит за пределы принадлежащих государству денежных фондов, распространяя свое воздействие на сферу частных капиталов, привлекая особыми, принадлежащими ему методами денежные средства граждан и организаций для аккумуляции их в денежных фондах государства.
Суммируя вышеизложенное, возможно говорить о расширении понятия финансовой деятельности государства: как в части функционального наполнения данного явления, так и в части субъектного состава. Данный подход пока не находит широкого отражения в юридической литературе, по-прежнему связывающей термин "финансовая деятельность" с "волшебной триадой" (по выражению Д.В. Винницкого) - образованием (аккумулированием), распределением и использованием централизованных денежных фондов.
Поэтому, в отличие от правового регулирования, менее изучена другая сторона государственной деятельности на финансовом рынке - меры по повышению устойчивости и развитию финансовой системы, в конечном счете сводящиеся к операциям государства и уполномоченных им субъектов на открытом финансовом рынке. Практика последних месяцев существенно расширила круг таких операций. Значительное число этих новых для государства отношений (либо модернизированных вариантов старых) появилось в связи с предпринимаемыми Правительством РФ мерами по стабилизации финансовой системы страны, часть из них - в рамках повышения эффективности управления средствами публичных фондов.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты" Министерство финансов РФ организует работу по такому размещению, в частности: устанавливает порядок заключения генерального соглашения Федерального казначейства с кредитными организациями, определяет для отбора заявок максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемых на банковские депозиты, срок размещения и минимальную процентную ставку размещения, устанавливает порядок отбора заявок кредитных организаций18.
Еще одно новое направление финансовой деятельности государства на финансовом рынке - сфера размещения временно свободных средств государственных корпораций - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российской корпорации нанотехнологий19.
Расширены возможности
прямого участия
В рамках расширения возможности
участия государственных
Анализ ситуации, складывающейся
в мировой экономике в
Мировой финансовый рынок отличается высокой степенью монополизации, его активными участниками являются крупнейшие институты: транснациональные корпорации, транснациональные банки, правительственные органы, международные экономические организации. Очевидно, что, разделяя сферы влияния в мировой финансовой системе, каждый ее участник стремится извлечь максимум выгоды. Однако анализ последних событий в мировой экономике, в том числе финансовый кризис 2007 - 2009 гг., показал, что финансовая система, как и глобальная экономика в целом, не обладает столь высоким запасом прочности для удовлетворения потребностей всех своих участников.
Наметившаяся в последние
десятилетия тенденция к
Каждая из стран - эмитентов подобной валюты выступает своего рода опорой региона с экономической точки зрения. Финансовое и торгово-экономическое сотрудничество, строящееся вокруг региональных лидеров, укрепляет позиции этих государств в мире, а также способствует развитию остальных участников региональных объединений. Таким образом, мы имеем дело с иерархической структурой, первый уровень которой представлен государствами - лидерами региона, а второй - их ближайшими экономическими партнерами.
Следует отметить, что, говоря о региональных объединениях, речь идет не только о регионах, достигших высшей стадии интеграции (в частности, о Европейском союзе), но и о группах стран, имеющих общий рынок (начальная стадия интеграции) или существующих в форме таможенных союзов. Проведем анализ существующих в настоящее время региональных объединений.
Мощнейшим региональным объединением в настоящее время по праву может называться Европейский союз и, в частности, еврозона. Евросоюз представляет собой экономическое и политическое объединение стран, имеющее не только условия свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всей своей территории, но и собственную валюту - евро. Важно отметить, что евро является не только региональной валютой, но и второй после доллара США мировой резервной валютой, на долю которой приходится на настоящий момент чуть более 25% в общем объеме официальных мировых валютных резервов22 и 37,4% в валютной корзине СДР23.
Соединенные Штаты Америки в силу масштабов своей экономики, сравнимой с размерами экономик крупнейших регионов мира, по праву могут выступать в качестве самостоятельной единицы при региональном делении, рассматриваемом в контексте настоящей статьи. США имеют ведущую мировую резервную валюту - доллар США, на долю которого приходится до 60% в общем объеме официальных мировых валютных резервов24 и 41,9% в валютной корзине СДР25. Большую зависимость от США испытывают экономики Канады и Мексики, в совокупности образующие Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Наиболее стремительно развивающимся регионом в последние десятилетия является Азиатско-Тихоокеанский регион, характеризующийся множеством объединений: во-первых - зоной свободной торговли АСЕАН, представляющей объединение стран Юго-Восточной Азии, во-вторых - такими государствами с крупными экономиками, как Япония и Китай, участвующими в ряде региональных форумов (например, АТЭС). В последнее время активно ведется дискуссия о целесообразности и перспективе развития азиатской валютной единицы, которая представляет собой индекс валют 13 стран группировки АСЕАН+3 (стран - членов АСЕАН, а также Японии, Китая и Южной Кореи). Интересы России в части укрепления своих позиций в глобальной экономике находят свое воплощение в активной работе по развитию сотрудничества с государствами - участниками ЕврАзЭС, главным образом - Казахстаном, ключевым партнером России по реализации поставленной задачи.
Для сохранения баланса расстановки сил на мировой арене большое значение имеет развитие экономического и, в частности, валютного сотрудничества внутри таких регионов, как Латинская Америка и Африка. В современном мире эти регионы представлены такими объединениями, как МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки во главе с Бразилией и Аргентиной - и Африканский союз, объединяющий 54 государства континента, в том числе государства Северной Африки и ЮАР. Несмотря на то что пока их влияние в мировой экономике не столь значительно, в рамках региональных форумов ведется дискуссия о создании региональных валют, используемых в международных расчетах государств каждого из регионов.
Итак, проведенный анализ
современной расстановки сил
на мировой арене позволяет
В этой связи очевидна необходимость поисков принципиально новых подходов к практике регулирования мирового финансового рынка для предотвращения подобных глобальных рецессий в будущем. Автор делает вывод о неизбежности реформирования системы регулирования мирового финансового рынка с учетом многополярности современной мировой экономики и быстрого развития регионов.
В контексте консолидации финансовых и экономических ресурсов на уровне региональных объединений государств интересным и спорным моментом остается практика финансового надзора и регулирования.
По нашему мнению, для стабилизации и упрочнения мировой финансовой системы необходимо более равномерное вовлечение стран в процесс ее регулирования. В качестве решения данного вопроса автор предлагает создание дополнительного уровня органов наднационального надзора и регулирования на базе региональных объединений стран.
Так, систему глобального
финансового надзора и
┌─────────────────┐
│ Глобальный орган│
┌─────────────┤ надзора и ├────────────┐
│ │ регулирования │ │
│ └────────┬────────┘ │
│ │ │
┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐ ┌────────┴────────┐
│ Орган надзора и │ │ Орган надзора и │ │ Орган надзора и │
│ регулирования │ │ регулирования │ │ регулирования │
│ Регион 1 │ │ Регион 2 │ │ Регион 3 │
└───┬────┬────┬───┘ └────────┬────────┘ └────┬────────┬───┘
│ │ │ │ │ │
┌─────────┴───┐│┌───┴─────────
│Орган надзора│││Орган надзора││Орган надзора││Орган надзора││Орган надзора│
│ и │││ и ││ и ││ и ││ и │
│регулирования│││
│Государство 1│││Государство 3││Государство 4││Государство 5││Государство 6│
└─────────────┘│└─────────────
│
┌──────┴──────┐
│Орган надзора│
│ и │
│регулирования│
│Государство 2│
└─────────────┘
Рис. 1 - Система органов надзора и регулирования мирового финансового рынка (составлено автором)
С учетом существующих в современной мировой экономике региональных блоков предлагается формирование промежуточной ступени органов от каждого региона, на базе которых будет сформирован единый глобальный орган финансового надзора и регулирования.
Подобная система
- обеспечивает более
равномерную вовлеченность
- уравновешивает права
различных региональных
- способствует большей
оперативности в обнаружении
и преодолении назревающего
Однако для формирования подобной модели регулирования и ее эффективного функционирования необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, речь идет об унификации действующих механизмов надзора и регулирования на уровне каждого государства в рамках своего региона, а также на уровне региона при выходе на глобальный уровень. Во-вторых, важно формирование единообразной структуры надзорно-регулирующих органов в масштабах как государства, так и каждого региона.
В настоящее время уже ведется работа по гармонизации национальных механизмов регулирования с международными стандартами. Большое внимание уделяется унификации надзорной практики и инфраструктурного каркаса национальных финансовых рынков в рамках региона, примером чему может служить образование новой панъевропейской системы финансового регулирования (European System of Financial Supervision), действующей с 1 января 2011 г.26.
Информация о работе Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики