Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – сущность финансового рынка и его роли в регулировании экономики.
Исходя из поставленной цели, будут решаться следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового рынка и его роли в регулировании экономики;
- проанализировать финансовый рынок и его роли в регулировании экономики;
- дать рекомендации по совершенствованию роли финансового рынка в регулировании экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Финансовый рынок как понятие. Эволюция взглядов на рынок 6
1.2. Характеристики финансового рынка 9
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО РОЛИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Роль финансового рынка в регулировании экономики 14
2.2. Регулирование финансового рынка 24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОЛИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 31
3.1. Об усилении роли региональных объединений в условиях современной экономики 31
3.2. Реформирование системы наднационального финансового регулирования в условиях многополярного мира 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Финанс_рынок_рег_.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Данная позиция поддерживается М.Ф. Ивлиевой, отмечающей, что финансовая деятельность государства в современных условиях неизбежно выходит за пределы принадлежащих государству денежных фондов, распространяя свое воздействие на сферу частных капиталов, привлекая особыми, принадлежащими ему методами денежные средства граждан и организаций для аккумуляции их в денежных фондах государства.

Суммируя вышеизложенное, возможно говорить о расширении понятия  финансовой деятельности государства: как в части функционального  наполнения данного явления, так и в части субъектного состава. Данный подход пока не находит широкого отражения в юридической литературе, по-прежнему связывающей термин "финансовая деятельность" с "волшебной триадой" (по выражению Д.В. Винницкого) - образованием (аккумулированием), распределением и использованием централизованных денежных фондов.

Поэтому, в отличие  от правового регулирования, менее  изучена другая сторона государственной  деятельности на финансовом рынке - меры по повышению устойчивости и развитию финансовой системы, в конечном счете сводящиеся к операциям государства и уполномоченных им субъектов на открытом финансовом рынке. Практика последних месяцев существенно расширила круг таких операций. Значительное число этих новых для государства отношений (либо модернизированных вариантов старых) появилось в связи с предпринимаемыми Правительством РФ мерами по стабилизации финансовой системы страны, часть из них - в рамках повышения эффективности управления средствами публичных фондов.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты" Министерство финансов РФ организует работу по такому размещению, в частности: устанавливает порядок заключения генерального соглашения Федерального казначейства с кредитными организациями, определяет для отбора заявок максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемых на банковские депозиты, срок размещения и минимальную процентную ставку размещения, устанавливает порядок отбора заявок кредитных организаций18.

Еще одно новое направление  финансовой деятельности государства  на финансовом рынке - сфера размещения временно свободных средств государственных корпораций - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российской корпорации нанотехнологий19.

Расширены возможности  прямого участия государственных  субъектов в операциях на открытом рынке. В частности, Центральный банк РФ специально включен в перечень организаций - участников торгов на фондовой бирже, предусмотренный ст. 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; дано определение и виды операций Банка России на открытом рынке20.

В рамках расширения возможности  участия государственных корпораций в операциях на финансовом рынке  за счет включения последних расширен перечень эмитентов биржевых облигаций - ценных бумаг, упрощенная процедура эмиссии которых направлена на увеличение оборотоспособности и ликвидности бумаг21.

 

3. Совершенствование роли финансового рынка в регулировании экономики

3.1. Об усилении  роли региональных объединений  в условиях современной экономики

 

Анализ ситуации, складывающейся в мировой экономике в последние  десятилетия, дает право утверждать о формировании глобального интегрированного финансового рынка. На рубеже веков  национальные и региональные финансовые рынки перестали существовать обособленно, произошла их интеграция в мировую финансовую систему. Иными словами, совокупность национальных финансовых рынков стала функционировать на глобальном уровне и возникла мировая финансовая сеть.

Мировой финансовый рынок  отличается высокой степенью монополизации, его активными участниками являются крупнейшие институты: транснациональные корпорации, транснациональные банки, правительственные органы, международные экономические организации. Очевидно, что, разделяя сферы влияния в мировой финансовой системе, каждый ее участник стремится извлечь максимум выгоды. Однако анализ последних событий в мировой экономике, в том числе финансовый кризис 2007 - 2009 гг., показал, что финансовая система, как и глобальная экономика в целом, не обладает столь высоким запасом прочности для удовлетворения потребностей всех своих участников.

Наметившаяся в последние  десятилетия тенденция к валютной многополярности в противовес действовавшей  ранее долларовой гегемонии дает основание полагать, что усиление финансово-экономических позиций регионов в мировой экономике неизбежно. Наряду с долларом США и евро вполне прочные позиции в современной мировой экономике занимают фунт стерлингов, йена, юань. По мнению ряда экспертов, вполне вероятно скорое укрепление якорной валюты стран Персидского залива, а также Латинской Америки.

Каждая из стран - эмитентов  подобной валюты выступает своего рода опорой региона с экономической  точки зрения. Финансовое и торгово-экономическое  сотрудничество, строящееся вокруг региональных лидеров, укрепляет позиции этих государств в мире, а также способствует развитию остальных участников региональных объединений. Таким образом, мы имеем дело с иерархической структурой, первый уровень которой представлен государствами - лидерами региона, а второй - их ближайшими экономическими партнерами.

Следует отметить, что, говоря о региональных объединениях, речь идет не только о регионах, достигших  высшей стадии интеграции (в частности, о Европейском союзе), но и о  группах стран, имеющих общий  рынок (начальная стадия интеграции) или существующих в форме таможенных союзов. Проведем анализ существующих в настоящее время региональных объединений.

Мощнейшим региональным объединением в настоящее время  по праву может называться Европейский  союз и, в частности, еврозона. Евросоюз представляет собой экономическое и политическое объединение стран, имеющее не только условия свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всей своей территории, но и собственную валюту - евро. Важно отметить, что евро является не только региональной валютой, но и второй после доллара США мировой резервной валютой, на долю которой приходится на настоящий момент чуть более 25% в общем объеме официальных мировых валютных резервов22 и 37,4% в валютной корзине СДР23.

Соединенные Штаты Америки  в силу масштабов своей экономики, сравнимой с размерами экономик крупнейших регионов мира, по праву  могут выступать в качестве самостоятельной  единицы при региональном делении, рассматриваемом в контексте  настоящей статьи. США имеют ведущую мировую резервную валюту - доллар США, на долю которого приходится до 60% в общем объеме официальных мировых валютных резервов24 и 41,9% в валютной корзине СДР25. Большую зависимость от США испытывают экономики Канады и Мексики, в совокупности образующие Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Наиболее стремительно развивающимся регионом в последние  десятилетия является Азиатско-Тихоокеанский  регион, характеризующийся множеством объединений: во-первых - зоной свободной  торговли АСЕАН, представляющей объединение стран Юго-Восточной Азии, во-вторых - такими государствами с крупными экономиками, как Япония и Китай, участвующими в ряде региональных форумов (например, АТЭС). В последнее время активно ведется дискуссия о целесообразности и перспективе развития азиатской валютной единицы, которая представляет собой индекс валют 13 стран группировки АСЕАН+3 (стран - членов АСЕАН, а также Японии, Китая и Южной Кореи). Интересы России в части укрепления своих позиций в глобальной экономике находят свое воплощение в активной работе по развитию сотрудничества с государствами - участниками ЕврАзЭС, главным образом - Казахстаном, ключевым партнером России по реализации поставленной задачи.

Для сохранения баланса  расстановки сил на мировой арене большое значение имеет развитие экономического и, в частности, валютного сотрудничества внутри таких регионов, как Латинская Америка и Африка. В современном мире эти регионы представлены такими объединениями, как МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки во главе с Бразилией и Аргентиной - и Африканский союз, объединяющий 54 государства континента, в том числе государства Северной Африки и ЮАР. Несмотря на то что пока их влияние в мировой экономике не столь значительно, в рамках региональных форумов ведется дискуссия о создании региональных валют, используемых в международных расчетах государств каждого из регионов.

Итак, проведенный анализ современной расстановки сил  на мировой арене позволяет сделать  вывод о многополярном характере  глобальной экономики на современном этапе. Более того, роль регионов приумножается в условиях наблюдаемых экономических трудностей в США и Европейском союзе. Известно, что источником первой волны мирового финансового кризиса 2007 - 2009 гг. явилась нестабильность на американском фондовом рынке. Вторая волна кризиса зарождается в настоящее время в Евросоюзе, некоторые члены которого не смогли самостоятельно стабилизировать национальную экономику, что привело к ослаблению устойчивости всей еврозоны.

В этой связи очевидна необходимость поисков принципиально новых подходов к практике регулирования мирового финансового рынка для предотвращения подобных глобальных рецессий в будущем. Автор делает вывод о неизбежности реформирования системы регулирования мирового финансового рынка с учетом многополярности современной мировой экономики и быстрого развития регионов.

3.2. Реформирование системы наднационального финансового регулирования в условиях многополярного мира

 

В контексте консолидации финансовых и экономических ресурсов на уровне региональных объединений государств интересным и спорным моментом остается практика финансового надзора и регулирования.

По нашему мнению, для  стабилизации и упрочнения мировой  финансовой системы необходимо более  равномерное вовлечение стран в  процесс ее регулирования. В качестве решения данного вопроса автор предлагает создание дополнительного уровня органов наднационального надзора и регулирования на базе региональных объединений стран.

Так, систему глобального  финансового надзора и регулирования  в условиях мультирегионального развития геоэкономики можно представить следующим образом (см. рисунок).

                             ┌─────────────────┐

                             │ Глобальный орган│

               ┌─────────────┤    надзора  и    ├────────────┐

               │             │ регулирования │            │

               │             └────────┬────────┘            │

               │                      │                     │

      ┌────────┴────────┐    ┌────────┴────────┐   ┌────────┴────────┐

      │ Орган надзора и │    │ Орган надзора и │   │ Орган надзора и │

      │   регулирования  │    │   регулирования  │   │   регулирования  │

      │     Регион 1    │    │     Регион 2    │   │     Регион 3    │

      └───┬────┬────┬───┘    └────────┬────────┘   └────┬────────┬───┘

          │    │    │                 │                 │        │

┌─────────┴───┐│┌───┴─────────┐┌──────┴──────┐┌─────────┴───┐┌───┴─────────┐

│Орган надзора│││Орган  надзора││Орган надзора││Орган надзора││Орган надзора│

│      и      │││      и      ││      и      ││      и      ││      и      │

│регулирования│││регулирования││регулирования││регулирования││регулирования│

│Государство 1│││Государство 3││Государство 4││Государство 5││Государство 6│

└─────────────┘│└─────────────┘└─────────────┘└─────────────┘└─────────────┘

               │

        ┌──────┴──────┐

        │Орган надзора│

        │      и      │

        │регулирования│

        │Государство 2│

        └─────────────┘

 

Рис. 1 - Система органов надзора и регулирования мирового финансового рынка (составлено автором)

 

С учетом существующих в  современной мировой экономике  региональных блоков предлагается формирование промежуточной ступени органов  от каждого региона, на базе которых  будет сформирован единый глобальный орган финансового надзора и регулирования.

Подобная система регулирования  мирового финансового рынка имеет  ряд преимуществ:

- обеспечивает более  равномерную вовлеченность национальных  регуляторов в общемировой процесс  посредством участия в региональных  наднациональных организациях;

- уравновешивает права  различных региональных объединений  и препятствует образованию гегемонии  какой-либо страны;

- способствует большей  оперативности в обнаружении  и преодолении назревающего кризиса  на уровне национальной финансовой  системы.

Однако для формирования подобной модели регулирования и  ее эффективного функционирования необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, речь идет об унификации действующих механизмов надзора и регулирования на уровне каждого государства в рамках своего региона, а также на уровне региона при выходе на глобальный уровень. Во-вторых, важно формирование единообразной структуры надзорно-регулирующих органов в масштабах как государства, так и каждого региона.

В настоящее время  уже ведется работа по гармонизации национальных механизмов регулирования с международными стандартами. Большое внимание уделяется унификации надзорной практики и инфраструктурного каркаса национальных финансовых рынков в рамках региона, примером чему может служить образование новой панъевропейской системы финансового регулирования (European System of Financial Supervision), действующей с 1 января 2011 г.26.

Информация о работе Финансовый рынок и роль его в регулировании экономики