Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:37, дипломная работа
Сложное финансовое положение на большинстве предприятий, неплатежи и банкротство отрицательно сказываются на деятельности банков. Анализируя положение казахстанских банков, можно сказать, что в республике существует небольшая, но надежная и “консервативная” группа банков, с крупным уставным фондом и филиальной сетью. Эти банки соблюдают экономические нормативы, а кредитный риск находится в допустимых пределах. Они стремятся предоставлять своим клиентам максимально широкий ассортимент услуг.
1 Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе
1.1 Происхождение, сущность и функции банков
1.2 Эволюция банковских услуг
1.3 Операции коммерческих банков
1.4 Начисление подоходного налога и заполнение декларации о совокупном годовом
доходе банка
2 Анализ деятельности АООТ “Казагропромбанк”
2.1 Цели, направления деятельности и виды оказываемых услуг
2.2 Анализ кредитных услуг
2.3 Предложения по совершенствованию депозитных услуг
чески оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: залого-
вого обязательства, договора - гарантии, догоовра - поручительства, договора страхования ответсвенности непогашения кредита.
Обеспечение обязательств по банкосвикм ссудам в одной или одновременно нескольких формах предусматривается обеими сторонами кредитной сделки в заключаемом
между собой кредитном договоре.
Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие- заемщик должно
внести банку определенную плату за временное позаимствование у него для своих нужд де-
нежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода “цена” кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный
(коммерческий) расчет предприятии, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и
экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает
возмещение его затра, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли
для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного)
и использования на собственные и другие нужды.
Проводившаяся Госбанком страны вплоть до 1988г процентная ставка имела ряд
целых недостатков. Во-первых, процентные ставки по всем видам банковского кредита и по
отраслям хозяйства устанавливались в централизованном порядке на правительственном
уровне. Во-вторых, при их установлении обьективно не учитывались сроки кредитования, в
результате чего проценты по долгосрочным кредитам были ниже, чем по краткосрочным. Это
шло в разрез с мировым банкоским опытом. В третьих, процентные ставки за банковский
кредит были низкими.Поэтому в сочетании с существующей системой распределения прибыли
процент не оказывал должного воздействия на результаты хозяйственно-финансовой дея-
тельности предприятий - заемщиков банковского кредита. Кроме того, дешевизна кредита
порождала по сравнению с другими источниками порждала в хозяйстве необоснованный
спрос на него. Последний становился с годами все более настоятельным, и к нему стали под-
тягитвать ресрусы, в связи с чем эмиссионная деятельность Госбанка не имела экономических
ограничений.
С 1988г банкосвкая процентная политика претерпела существенные изменения.
Прежде всего ставка по долгосрочным кредитам стала устанавливаться на более высоком
уровне, чем по краткосрочным. Далее коммерциализация банков потребовала пересмотра
уровня процентных ставок по банковским кредитам в сторону их повышения. Формирова-
ние партнерских отношений банков с хозорганами как равноправными субьектами кре-
дитных отношений потребовало распространения принципа платности и на депозитные
операции банков, в которых они уже сами выступают в качестве заемщиков ресурсов по
отношению к хозорганам и другим банкам. Равноправие хозяйствующих субьектов в
условиях рыночной экономики заставило банки отказаться от дифференциации процент-
ных ставок за кредит по отраслевому признаку заемщиков и следовательно, по уровню
рентабельности их производства.
Основные факторы, которые современные коммерческие банки учитывают
при установлении платы за кредит, следующие
- базовая ставка процента по ссудам, предоставляемым коммерчесикм банком Нацбанком
РК;
-средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту т.е. за ресурсы, покупаемые у дру-
гих коммерческих банков для своих активных операции;
- средняя процентная ставка, уплачиваемая банком своим - клиентом по депозитным счетам
различного вида;
- структура кредитных ресурсов банка (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже
должен быть кредит);
- спрос на кредит со стороны хозяйствеников (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);
- срок, на который испрашивается кредит, и вид кредита, а точнее степнеь его риска для
банка в зависимости от обеспечения;
- стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна
быть плата за кредит, так как у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесце-
нения денег).
Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования
позволяет соблюсти как общегосударственные интерсы, так и интересы обоих субьектов кре-
дитной сделки банка и заемщика.
Классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится в зави-
симости от надичия соответствующего и надлежащеим образом оформленного реального обес-
печения, а также количества дней просрочки. Ссуды подразделяются на пять групп: стандарт-
ные, нестандартные, сомнительные, опасные, безнадежные.
Эффективность ссудных операции банка определяется его кредитной политкой.
Кредитная политика формирует основные направления ссуд. Кредитные вложения должны
быть для банка надежны и рентабельны. Степень кредитного риска определяется возможно допустимым максиамльным размерам риска на одного заемщика. Задача банка заключается
в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих ссудных опера-
ций.
Важным направлением кредитной политики являются выбор возможных клиентов-заемщиков, предоставляемых видов ссуд, оптимальная организация кредитования, процент-
на я тактика банка, анализ финансовых вохможностей заемщика. При кредитовании не
следуетнарушать так называемое “золотое банковское правило”, согласно которому среока
выдаваемых ссуд не должны превышать сроков имеющихся у банка ресурсов.
Другой вожной активной операцией коммерчесикх банков является их инвестици-
онная деятельность, в процессе которой банки выступают в качестве инвестора, квладывая ресурсы в цнные бумаги или роиобретая право по совместной хозяйственной деятельности.
Такими ценными бумагами могут служить привилегированные акции, облигации, государственные долговые обязательства, финансовые инструменты (векселя и др.). Так, на-
пример, активные операции банка с векселями включают: учетные (дисконтные) и пере-
учетные операции, кредитные операции по акцепту, инкассированию, выдаче вексельного
поручительства и т.д. Операции с ценными бумагами включают операции с ценными бума-
гами, которые котируются на бирже. В этом случае коммерчесике банки могут заключать с Национальным банком Республики Казахстан договора по обслуживанию операции с государственными краткосрочными облигациями.
Совершая инвестиции в ценные бумаги, банки руководствуются целью получения дохода и обеспечения ликвидности определенной группы своих активов. Основное содержа
ние активной инвестиционной политики банка составляют определение круга ценных
бумаг, наиболее выгодных для вложения средств, оптимизация структуры инвестиционного портфеля на каждый конкретный период.
В структуре активов коммерческих банков выделяют так называемые высоколиквидные активы: остаток кассовой наличности, находящийся у банка и обеспечивающии его платежи в наличной форме: резерв платежных средств на счетах в
Национальном банке РК (корреспондентский и резервный счета) и других коммерческих
банках (корреспондентские счета).
Банки обязаны обеспечит ьчеткое и своевременное кассовое обслуживание своих
клиентов, выполняя кассовые операции. Содержание кассовых операций: прием, выдача и хранение денежнх средств. Ведение кассовых операции, регулируется Правилами, устанавливаемыми Национальным банком Республики Казахстан.
Для приема и выдачи денег в банке создается специальное продразделение (касса
банка), в котором могут быть приходные, расходные, вечерние кассы, а также касса пересчета. Количество касс зависит от обьема и характеристика деятельности банка.
Осуществляя обслуживание клиентов, банки заключают с ними догововора. Все
предприятия и организации ведут свои кассовые операции в соостветствии с “порядком ве-
дения кассовых операции в Республике Казахстан”. Контроль за соблюдением этого порядка
возлагается на банки. При проверке ведения кассовой книги, целевое использование денег
наличных в кассе, полученных в банке, соблюдение лимитов остатков наличных денег в
кассе, норм расходования из выручки и др.
Исключительное право Национального банка РК на осуществление эмиссии наличных денег предполагает организацию им кассового обслуживаие коммерчесикх банков.
Оно производится через расчетно-кассовые центры Нацбанка на договорной основе. Одним
из пунктов договора является установление предельного остатка денег в операционной
кассе банка. Оон определяется с учетом денежных оборотов, условии сохранности денег. Поскольку касса не приносит больших доходов, банк стремится к минимализации кассовой наличности. Прочие активные операции разнообразны по своей форме и их развитие
приносит банкам доход. К их числу относят операции с иностранной валютой, агентские,
трастовые, расчетные и другие.
Финансовые услуги. Под влиянием усиливающейся межбанковской конкуренции проявляется тенденция к арсширению операции коммерческих банков. Среди них можно
выделить факторинговые, лизинговые и трастовые операции. Первые два вида (факторинго-
вые, лизинговые) включаются в группу активных ссудных операции.
Факторинг представляет собой переуступку банку не оплаченных долговых требовании, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции,
выполения работ, оказания услуг, и является разновидностью торгово-комиссионной опера-
ции, сочетающейся с кредитованием. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных
требованиях. Банк приобретает право от предприятия инкассировать дебиторскую задолженность (право ролучения платежа по платежным требованиям). Одновременно банк кредитует оборотный капитал клиента и берет на себя его кредитный риск.
Факторинг экономически выгоден для предприятия - клиента. Во-первых, предприятие сразу получает основную часть денежной выручки, экономит на расчетах со
своими поставщиками, поскольку покупка у них товара с немедленной оплатой дешевле,
чем покупка в кредит. Во-вторых, выкуп банком - посредником счетов - фактур исключает
для клиента оасность неплатежа.
Факторинговые операции осуществляются банком на договорной сонове с клиен-
том. Предварительно для заключения договора фактроинговый отдел банка анализирует кредитоспособность поставщика, изучает информацию о переуступаемых требованиях, содержащую данные о плательщиках, условиях поставок продукции, суммах переуступае-
мых требовании и других. Новым, развивающимся видом операции коммерческих банков являются лизинговые.
Лизинговые операции заключается в предоставлении на условиях аренды на долгосрочный период машин, оборудования, недвижимости и других элементов основного
капитала предприятиям - арендаторам.
В лизинговой сделке обычно участвуют три стороны . В лице собственника иму-
щества - лизингодателя, предоставляющего имущество в пользование на условиях лизинго-
вого соглашения, чаще всего выступают лизинговые компании или коммерческие банки.
Пользователем имущества - лизингополучателем является юридичесикое лицо (предприятие любой формы собственности). Кроме того, в лизинге участвуют продавец имущества - поставщик, которым может быть производитель или торговое предприятие.
Информация о работе Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе