Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Сложное финансовое положение на большинстве предприятий, неплатежи и банкротство отрицательно сказываются на деятельности банков. Анализируя положение казахстанских банков, можно сказать, что в республике существует небольшая, но надежная и “консервативная” группа банков, с крупным уставным фондом и филиальной сетью. Эти банки соблюдают экономические нормативы, а кредитный риск находится в допустимых пределах. Они стремятся предоставлять своим клиентам максимально широкий ассортимент услуг.

Оглавление

1 Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе

1.1 Происхождение, сущность и функции банков

1.2 Эволюция банковских услуг

1.3 Операции коммерческих банков

1.4 Начисление подоходного налога и заполнение декларации о совокупном годовом
доходе банка


2 Анализ деятельности АООТ “Казагропромбанк”

2.1 Цели, направления деятельности и виды оказываемых услуг

2.2 Анализ кредитных услуг

2.3 Предложения по совершенствованию депозитных услуг

Файлы: 1 файл

Диплом..DOC

— 347.00 Кб (Скачать)

время считали такие операции  “солидными”.

                     В активных операциях коммерческих банков  и других звеньев кредитной системы наиболее существенным новым моментом является рост долгосрочного кредитования и расширение потребительского кредита.

                     Расширение  долгосрочного кредита связано главным образом с развитием капиталоемких отраслей и военным потреблением государств, с расширением инфраструктуры, урбанизацией, ростом непроизводственной сферы и т.п. Особого внимания заслуживает  быстрый  рост в послевоенный период потребительского кредита. Долгое время потребительский кредит не обращал на себя внимание банков и тем более банковских  монополий.

Практика продажи предметов потребления в кредит в Англии, Франции, Германии и США

стала развиваться к концу XIX в. Однако  в этих операциях банки обычно участия не принимали, а сам кредит такого рода носил эпизодический характер. Лишь  в начале Xxв. возни-

кают специальные банки потребительского кредита, но их функции были весьма ограничены.   По существу больших размеров потребительский кредит достиг в капиталистических

странах только после Второй мировой войны. Так, в США потребительская задолженность увеличилась с 5,7 млрд.долл в 1945г до 756  млрд.долл. к началу 90-х годов.  На  коммерческие банки США сейчас приходится свыше 42% всего  потребительского кредита, в ФРГ - 22%.

До Второй мировой войны они почти не занимались таким кредитом. Важнейшими причинами быстрого роста потребительского кредита стали трудности реализации продукции, изменения структуры потребления, недостаточность платежеспособного спроса широких масс населения и прибыльность данного вида кредитов. Быстрый рост потребительского

кредита в активных операциях крупных  коммерческих банков - свидетельство продолжающегося процесса универсализации их деятельности.

                     В этом же направлении развиваются и их долгосрочные операции с промышлен-

ными и торговыми предприятиями. Сейчас стало обычным делом предоставление долгосрочной ссуды промышленности сроком до 10 лет.  В 1966г долгосрочная задолженность промышленности и торговли крупнейшим Нью-Йорским банком достигла 12,2 млрд.долл. (краткосрочные кредиты на эту же дату составили 8 млрд.долл.).

                     Существенные изменения произошли с операциями по эмиссии ценных бумаг.

Уже мировой экономический кризис 1929-1933гг привел к тому, что в ряде стран, и прежде

всего в США,  а затем   во Франции и в Италии коммерческие банки  перестали заниматься  эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций). Эти функции сосредоточились  у инвестиционных банков, что свидетельствовало в развитии процессов  специализации в банковском деле, которые сочетались с процессами универсализации. Лишь “большая тройка” немецких банков по сей день сосредаточивает непосредственно у себя и эмиссионную деятельность, привлекая другие банки лишь в организуемые и возглавляемые ими консорциумы по размещению ценных бумаг.

                     Широко используемая система участий позволяет путем скупки  контрольного пакета акций фактически распоряжаться всем капиталом акционерного общества и принадлежащих ему предприятий. Банковский капитал совершенствует систему участий посредством холдингов, которым передаютя контрольные пакеты акций принадлежащих ему предприятий. Холдинги наиболее распространены в США, но используются  и в тех западно-европейских странах , где операции монополистических  банков не носят универсального характера. Под контролем лишь официально зарегистрированных холдингов в СМА находятся  в настоящее время 560 банков с 1800 отделениями и депозитами на сумму 41 млрд.долл. В настоящее время контрольный пакет  акции составляет  в среднем не более 20%, а зачастую 5-10%. Однако  новые явления в системе участия этим не ограничиваются. Не менее важным является тот факт, что сейчас монополистические банки все в большей мере используют чужие акции посредством трастовых операций. 

                     Трастовое дело представляет собой управление банками имуществом клиента по доверенности и их хранение. Речь идет главным образом о ценных бумагах. Эти операции стали развиваться с 20-х годов Xxв., но наибольшего развития достигли лишь после Второй мировой войны. Данные  о трастовых  операциях не отражаются в балансах банков. Между тем активы трастового  отдела, например, американского  Чейз Манхэттен банка в четыре раза превышают его балансовую сумму. По оценкам специалистов трастовых отделов, в настоящее время примерно 40-50% акций, находящихся под управленеим банков по трастовым счетом, представляют вложения, по которым  банки осуществляют ничем не ограниченные права (покупки и продажи, голосования на собраниях акционеров и т.п.).

                     Общая сумма депонирования в кредитной системе ФРГ ценных бумаг превышает половину суммы всех обращающихся  в стране ценных бумаг, 2/3 положенных на хранение  и управление ценных бумаг приходится на коммерческие банки, причем подавляющая часть сосредоточена у “большой тройки” гроссбанков.

Последняя аккумирует у себя более половины всех сданных на “депо” акций. Таким образом, крупнейшие  банки зачастую формируют у себя контрольные пакеты акций, не затрачивая на это свои собственнные средства.

                     Дальнейшие изменеия в банковских операциях произошли в 80 и начале 90-х годов. Одним из таких сдвигов является изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и корпоративными секторами экономики ведущих западных стран.

Раньше в 50-7-е годы, такие связи были основой банковских операции и потому приносили банкам главную часть прибыли. В 80-е начале 90-х годов прослеживается определенное уменьшение зависимости  корпораций от банковского кредитования. В последние 20-25 лет они по различным каналам выходят на рынки ценных бумаг путем продажи своих высоколиквидных ценных бумаг для получения необходимых  денежных

ресурсов с целью  обновления основного капитала, минуя таким образом привлечение кредитов от банков. Такая практика на Западе получила название “секьюритизация” (от англииского  “sekurites” - ценные бумаги).

                     Одним из основных  направлений в этой практике  являются выпуск и про-

дажа корпоративным секторам коммерческих бумаг  (commercial papers), представляю-

щих необеспеченные  долговые  обязательства сроком от нескольких дней до 9 месяцев

для привлечения краткосрочных денежных ресурсов . Эти бумаги  служат компаниям

для того, чтобы удовлетворить  краткосрочные  потребности в денежных средствах,

и продаются либо через посредников, либо прямо инвесторам. Условия выпуска для пос-

ледних  согласовываются .

                     Впервые такие бумаги были выпущены в США в 60-х годах, а затем они

стали  эмитироваться  в странах  Западной  Европы и в Японии. Другим финансовым  инструментом, теснящим банковский кредит, является соглашение РЕПО - договор о полу-

чении краткосрочного займа под залог быстро реализуемых ценных бумаг (как правило, краткосрочные  государственные бумаги) с погашением кредита в форме обратного  выкупа

этих бумаг в обусловленные сроки и по установленной  ранее определенной цене.

                     Указанные финансовые инструменты наряду   с другими ценными бумагами

корпораций, а также фьючерсные и опционные контракты  на фондовых биржах

позволяют иметь  широкие мобилизационные возможности  для получения денежных

средств  минуя контроль и диктат  коммерческих банков на рынках капиталов. Естес-

твенно , эта тенденция сузила масштабы операций банков с различными компаниями,

способствовала миграции капиталов из банковской Среды на рынке ценных бумаг.

                     Кроме того, этому также способствовали активная деятельность и конкурен-

ция ряда специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, в част-

ности инвестиционных компаний открытого типа (взаимных фондов) и компаний стра-

хования жизни, которые в широких масштабах аккумулируют средства физических и

юридических лиц и формируют диверсифицированные портфели ценных бумаг. В резуль-

тате  действия таких факторов произошло уменьшение роли коммерческих банков в

финансирования экономики.

                     В то же время сокращение банковского кредитования корпораций наиболее

четко выражено в тех  западных странах, где долгие годы существовал сильно раз-

витый рынок ценных бумаг  (США, Англия) и где в последнее время происходила его

быстрое развитие (Япония,Франция). Однако в таких  странах, как ФРГ и малых стран-

нах Европы (Голландия, Бельгия, Испания, Скандинавские страны), где рынок ценных

бумаг, особенно корпоративных облигаций, развит недостаточно сильно, крупные

коммерческие банки продолжают сохранять тесные связи с корпоративным секторам

как по кредитным операциям, так и по участию в органах  управления. В этих стра-

нах еще не произошли масштабные ориентации корпораций на рынке ценных бумаг

и они продолжают удовлетворять свои потребности в деньгах, обращаясь к банкам.

В тех странах, где произошло снижение уровня банковского кредитования, банки

стремятся компенсировать потерянные сферы поиском новых “ниш” на рынке капитала.

Среди таких компенсационных рынков следует выделить активизацию работы с физи-

ческими  лицами с низкими  и средними  доходами путем расширения их финансового

обслуживания , расширение ипотечного и потребительского  кредитования, внедрение

 

 

 

 

 

безналичных расчетов в розничном товарообороте, услуги по управлению инвестици-

онным портфелем, трастовые операций.

                     В конкурсной борьбе коммерческие банки широко используют достижения

научно-технической революции, внедряя новейшие информационные технологии, ЭВМ,

коммуникационные системы, что позволяет существенно расширить набор операции и

услуг, предлагаемый клиентам. В 1992г в Японии существовало 99 тыс.банкоматов

(в среднем один на 1250 жителя), в США - 85 тыс. (один на 3000 жителя), в Англий

- 17,8 тыс (один на 3240 жителя), во Франции - 16,1 ( на 3500 жителя). Кроме того, во

Франции действовало 203 тыс.электронных кассовых терминалов в магазинах, в Англий

- 190 тыс., в США - 88 тыс.

                     С целью завоевания новых ниш на рынке банки усиленно развивали в послед-

ние  годы нетрадиционные финансовые  услуги : лизинг, фактроинг, кредитование под

залог недвижимости, гарантиийные операций, страхование кредитов, информационное обслуживание , выпуск латежных карточек по туризму и развлечениям.

                     В результате изменений в операциях банков, концентраций и централизации

капитала, использования достижений научно-технической революций произошли сущес-

твенные сдвиги в структуре мирового банковского бизнеса. Если в 50,60-70-х годах первое

место в мировом банковском рейтинге по обьему активов занимали американские коммер-

ческие банки, то в 80-90-х  годах первые места заняли японские и некоторые  европейские

банки. В 1995г, первые восемь мест занимали японские коммерческие  банки, девятое - Дойче

банк (ФРГ)  и десятое - опять японский банк. Среди 100 крупнейших коммерческих банков западного мира числятся 29 японских банков, 14 немецких, 9 амеркианских и 7 итальянских. При этом ведущий американский банк “Сити бэнк” занимает в мировом рейтинге 28-е место,

а “Чейз Манхэттен бэнк” всего лишь 65-е место.

 

 

 

                                                1.3. Операции  коммерческих  банков.

 

                     Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные де-

нежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделять в его деятель-

ности пассивные и активные  операции.

                     Пассивные операции. С их помощью банки формируют свои ресурсы. Суть

их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других

банков, эмиссии собственных  ценных бумаг, а также проведении иных операции, в резуль-

тате  которых увеличиваются банковские ресурсы.

                     Исторические пассивные операции играли первичную и определяющую роль

по отношению к активным, так как для осуществления активных операции необходимым условием является достаточность ресурсов.

                     В практике коммерческих банков к пассивным операциям относят:

-  прием вкладов (депозитов),

-  открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банковских корреспондентов,

-  выпуск собственных ценных бумаг (акции, облигации), финансовых инстру-

ментов (вексели,депозитных и сберегательных сертификатов);

-  получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных

ресурсов.

                     Особую форму банковских ресурсов представляют  собственные средства

(капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу

и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка.

Информация о работе Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе