Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:37, дипломная работа
Сложное финансовое положение на большинстве предприятий, неплатежи и банкротство отрицательно сказываются на деятельности банков. Анализируя положение казахстанских банков, можно сказать, что в республике существует небольшая, но надежная и “консервативная” группа банков, с крупным уставным фондом и филиальной сетью. Эти банки соблюдают экономические нормативы, а кредитный риск находится в допустимых пределах. Они стремятся предоставлять своим клиентам максимально широкий ассортимент услуг.
1 Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе
1.1 Происхождение, сущность и функции банков
1.2 Эволюция банковских услуг
1.3 Операции коммерческих банков
1.4 Начисление подоходного налога и заполнение декларации о совокупном годовом
доходе банка
2 Анализ деятельности АООТ “Казагропромбанк”
2.1 Цели, направления деятельности и виды оказываемых услуг
2.2 Анализ кредитных услуг
2.3 Предложения по совершенствованию депозитных услуг
время считали такие операции “солидными”.
В активных операциях коммерческих банков и других звеньев кредитной системы наиболее существенным новым моментом является рост долгосрочного кредитования и расширение потребительского кредита.
Расширение долгосрочного кредита связано главным образом с развитием капиталоемких отраслей и военным потреблением государств, с расширением инфраструктуры, урбанизацией, ростом непроизводственной сферы и т.п. Особого внимания заслуживает быстрый рост в послевоенный период потребительского кредита. Долгое время потребительский кредит не обращал на себя внимание банков и тем более банковских монополий.
Практика продажи предметов потребления в кредит в Англии, Франции, Германии и США
стала развиваться к концу XIX в. Однако в этих операциях банки обычно участия не принимали, а сам кредит такого рода носил эпизодический характер. Лишь в начале Xxв. возни-
кают специальные банки потребительского кредита, но их функции были весьма ограничены. По существу больших размеров потребительский кредит достиг в капиталистических
странах только после Второй мировой войны. Так, в США потребительская задолженность увеличилась с 5,7 млрд.долл в 1945г до 756 млрд.долл. к началу 90-х годов. На коммерческие банки США сейчас приходится свыше 42% всего потребительского кредита, в ФРГ - 22%.
До Второй мировой войны они почти не занимались таким кредитом. Важнейшими причинами быстрого роста потребительского кредита стали трудности реализации продукции, изменения структуры потребления, недостаточность платежеспособного спроса широких масс населения и прибыльность данного вида кредитов. Быстрый рост потребительского
кредита в активных операциях крупных коммерческих банков - свидетельство продолжающегося процесса универсализации их деятельности.
В этом же направлении развиваются и их долгосрочные операции с промышлен-
ными и торговыми предприятиями. Сейчас стало обычным делом предоставление долгосрочной ссуды промышленности сроком до 10 лет. В 1966г долгосрочная задолженность промышленности и торговли крупнейшим Нью-Йорским банком достигла 12,2 млрд.долл. (краткосрочные кредиты на эту же дату составили 8 млрд.долл.).
Существенные изменения произошли с операциями по эмиссии ценных бумаг.
Уже мировой экономический кризис 1929-1933гг привел к тому, что в ряде стран, и прежде
всего в США, а затем во Франции и в Италии коммерческие банки перестали заниматься эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций). Эти функции сосредоточились у инвестиционных банков, что свидетельствовало в развитии процессов специализации в банковском деле, которые сочетались с процессами универсализации. Лишь “большая тройка” немецких банков по сей день сосредаточивает непосредственно у себя и эмиссионную деятельность, привлекая другие банки лишь в организуемые и возглавляемые ими консорциумы по размещению ценных бумаг.
Широко используемая система участий позволяет путем скупки контрольного пакета акций фактически распоряжаться всем капиталом акционерного общества и принадлежащих ему предприятий. Банковский капитал совершенствует систему участий посредством холдингов, которым передаютя контрольные пакеты акций принадлежащих ему предприятий. Холдинги наиболее распространены в США, но используются и в тех западно-европейских странах , где операции монополистических банков не носят универсального характера. Под контролем лишь официально зарегистрированных холдингов в СМА находятся в настоящее время 560 банков с 1800 отделениями и депозитами на сумму 41 млрд.долл. В настоящее время контрольный пакет акции составляет в среднем не более 20%, а зачастую 5-10%. Однако новые явления в системе участия этим не ограничиваются. Не менее важным является тот факт, что сейчас монополистические банки все в большей мере используют чужие акции посредством трастовых операций.
Трастовое дело представляет собой управление банками имуществом клиента по доверенности и их хранение. Речь идет главным образом о ценных бумагах. Эти операции стали развиваться с 20-х годов Xxв., но наибольшего развития достигли лишь после Второй мировой войны. Данные о трастовых операциях не отражаются в балансах банков. Между тем активы трастового отдела, например, американского Чейз Манхэттен банка в четыре раза превышают его балансовую сумму. По оценкам специалистов трастовых отделов, в настоящее время примерно 40-50% акций, находящихся под управленеим банков по трастовым счетом, представляют вложения, по которым банки осуществляют ничем не ограниченные права (покупки и продажи, голосования на собраниях акционеров и т.п.).
Общая сумма депонирования в кредитной системе ФРГ ценных бумаг превышает половину суммы всех обращающихся в стране ценных бумаг, 2/3 положенных на хранение и управление ценных бумаг приходится на коммерческие банки, причем подавляющая часть сосредоточена у “большой тройки” гроссбанков.
Последняя аккумирует у себя более половины всех сданных на “депо” акций. Таким образом, крупнейшие банки зачастую формируют у себя контрольные пакеты акций, не затрачивая на это свои собственнные средства.
Дальнейшие изменеия в банковских операциях произошли в 80 и начале 90-х годов. Одним из таких сдвигов является изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и корпоративными секторами экономики ведущих западных стран.
Раньше в 50-7-е годы, такие связи были основой банковских операции и потому приносили банкам главную часть прибыли. В 80-е начале 90-х годов прослеживается определенное уменьшение зависимости корпораций от банковского кредитования. В последние 20-25 лет они по различным каналам выходят на рынки ценных бумаг путем продажи своих высоколиквидных ценных бумаг для получения необходимых денежных
ресурсов с целью обновления основного капитала, минуя таким образом привлечение кредитов от банков. Такая практика на Западе получила название “секьюритизация” (от англииского “sekurites” - ценные бумаги).
Одним из основных направлений в этой практике являются выпуск и про-
дажа корпоративным секторам коммерческих бумаг (commercial papers), представляю-
щих необеспеченные долговые обязательства сроком от нескольких дней до 9 месяцев
для привлечения краткосрочных денежных ресурсов . Эти бумаги служат компаниям
для того, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности в денежных средствах,
и продаются либо через посредников, либо прямо инвесторам. Условия выпуска для пос-
ледних согласовываются .
Впервые такие бумаги были выпущены в США в 60-х годах, а затем они
стали эмитироваться в странах Западной Европы и в Японии. Другим финансовым инструментом, теснящим банковский кредит, является соглашение РЕПО - договор о полу-
чении краткосрочного займа под залог быстро реализуемых ценных бумаг (как правило, краткосрочные государственные бумаги) с погашением кредита в форме обратного выкупа
этих бумаг в обусловленные сроки и по установленной ранее определенной цене.
Указанные финансовые инструменты наряду с другими ценными бумагами
корпораций, а также фьючерсные и опционные контракты на фондовых биржах
позволяют иметь широкие мобилизационные возможности для получения денежных
средств минуя контроль и диктат коммерческих банков на рынках капиталов. Естес-
твенно , эта тенденция сузила масштабы операций банков с различными компаниями,
способствовала миграции капиталов из банковской Среды на рынке ценных бумаг.
Кроме того, этому также способствовали активная деятельность и конкурен-
ция ряда специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, в част-
ности инвестиционных компаний открытого типа (взаимных фондов) и компаний стра-
хования жизни, которые в широких масштабах аккумулируют средства физических и
юридических лиц и формируют диверсифицированные портфели ценных бумаг. В резуль-
тате действия таких факторов произошло уменьшение роли коммерческих банков в
финансирования экономики.
В то же время сокращение банковского кредитования корпораций наиболее
четко выражено в тех западных странах, где долгие годы существовал сильно раз-
витый рынок ценных бумаг (США, Англия) и где в последнее время происходила его
быстрое развитие (Япония,Франция). Однако в таких странах, как ФРГ и малых стран-
нах Европы (Голландия, Бельгия, Испания, Скандинавские страны), где рынок ценных
бумаг, особенно корпоративных облигаций, развит недостаточно сильно, крупные
коммерческие банки продолжают сохранять тесные связи с корпоративным секторам
как по кредитным операциям, так и по участию в органах управления. В этих стра-
нах еще не произошли масштабные ориентации корпораций на рынке ценных бумаг
и они продолжают удовлетворять свои потребности в деньгах, обращаясь к банкам.
В тех странах, где произошло снижение уровня банковского кредитования, банки
стремятся компенсировать потерянные сферы поиском новых “ниш” на рынке капитала.
Среди таких компенсационных рынков следует выделить активизацию работы с физи-
ческими лицами с низкими и средними доходами путем расширения их финансового
обслуживания , расширение ипотечного и потребительского кредитования, внедрение
безналичных расчетов в розничном товарообороте, услуги по управлению инвестици-
онным портфелем, трастовые операций.
В конкурсной борьбе коммерческие банки широко используют достижения
научно-технической революции, внедряя новейшие информационные технологии, ЭВМ,
коммуникационные системы, что позволяет существенно расширить набор операции и
услуг, предлагаемый клиентам. В 1992г в Японии существовало 99 тыс.банкоматов
(в среднем один на 1250 жителя), в США - 85 тыс. (один на 3000 жителя), в Англий
- 17,8 тыс (один на 3240 жителя), во Франции - 16,1 ( на 3500 жителя). Кроме того, во
Франции действовало 203 тыс.электронных кассовых терминалов в магазинах, в Англий
- 190 тыс., в США - 88 тыс.
С целью завоевания новых ниш на рынке банки усиленно развивали в послед-
ние годы нетрадиционные финансовые услуги : лизинг, фактроинг, кредитование под
залог недвижимости, гарантиийные операций, страхование кредитов, информационное обслуживание , выпуск латежных карточек по туризму и развлечениям.
В результате изменений в операциях банков, концентраций и централизации
капитала, использования достижений научно-технической революций произошли сущес-
твенные сдвиги в структуре мирового банковского бизнеса. Если в 50,60-70-х годах первое
место в мировом банковском рейтинге по обьему активов занимали американские коммер-
ческие банки, то в 80-90-х годах первые места заняли японские и некоторые европейские
банки. В 1995г, первые восемь мест занимали японские коммерческие банки, девятое - Дойче
банк (ФРГ) и десятое - опять японский банк. Среди 100 крупнейших коммерческих банков западного мира числятся 29 японских банков, 14 немецких, 9 амеркианских и 7 итальянских. При этом ведущий американский банк “Сити бэнк” занимает в мировом рейтинге 28-е место,
а “Чейз Манхэттен бэнк” всего лишь 65-е место.
Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные де-
нежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделять в его деятель-
ности пассивные и активные операции.
Пассивные операции. С их помощью банки формируют свои ресурсы. Суть
их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других
банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операции, в резуль-
тате которых увеличиваются банковские ресурсы.
Исторические пассивные операции играли первичную и определяющую роль
по отношению к активным, так как для осуществления активных операции необходимым условием является достаточность ресурсов.
В практике коммерческих банков к пассивным операциям относят:
- прием вкладов (депозитов),
- открытие и ведение счетов клиентов, в том числе банковских корреспондентов,
- выпуск собственных ценных бумаг (акции, облигации), финансовых инстру-
ментов (вексели,депозитных и сберегательных сертификатов);
- получение межбанковских кредитов, в том числе централизованных кредитных
ресурсов.
Особую форму банковских ресурсов представляют собственные средства
(капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу
и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка.
Информация о работе Развитие рынка банковских услуг и его состояние на современном этапе