Государственные расходы закрепляются
в законах, долгосрочных программах, соглашениях
с международными организациями. Для их
пересмотра в закон о бюджете необходимо
вносить поправки, что ограничивает возможности
по оперативному изменению расходов государства.
Государственные организации по своей
природе являются бюрократическими. Они
стремятся укрепить свои позиции, которые
в свою очередь зависят от размеров их бюджета и
подконтрольных расходов. Являясь профессионалами
в конкретной области, они лучше осведомлены
о положении дел и отстаивают коллективные
интересы. Напротив, потребители государственных
услуг хуже информированы, разобщены,
имеют противоречивые цели и задачи. Находящиеся
у власти политические силы также могут
отстаивать повышение государственных
расходов. [12]
Глава 2. Анализ формирования
и исполнения расходов Федерального бюджета
РФ.
2.1. Анализ формирования расходной
части Федерального бюджета на 2013-2015 г.г.
Формирование объема и структуры
расходов федерального бюджета на 2013-2015
годы осуществляется исходя из следующих
основных подходов:
1) определение «базовых»
объемов бюджетных ассигнований
на 2013-2014 годы на основе утвержденных
Федеральным законом «О федеральном
бюджете на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов», ограниченных
с учетом бюджетных правил;
2) определение «базового»
объема бюджетных ассигнований
на 2015 год, исходя из необходимости
финансового обеспечения длящихся
расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов
бюджетных ассигнований на 2013–2015
г.г.;
4) учет предложений по
оптимизации расходных обязательств.
.[2]
Наибольший вес в общем объеме
расходов федерального бюджета имеют
бюджетные ассигнования на исполнение
расходных обязательств в сферах национальной
безопасности и обеспечения обороноспособности,
а также социальной политики с учетом
мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов государственных внебюджетных
фондов РФ.
Формирование расходов проекта
федерального бюджета на 2013-2015 годы по
разделу «Образование» осуществлялось
с учетом необходимости продолжения
реализации программ модернизации образования.
Дальнейшее развитие этого
направления и его конкретизация в части
бюджетной политики в сфере образования
определены указами Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики» и № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования
и науки».
В проекте федерального бюджета
расходы по разделу «Образование»
предусмотрены с некоторым уменьшением
против соответствующих расходов 2012 года
в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд.
рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015
году.
Основными факторами, повлиявшими
на указанное снижение, являются завершение
ряда проектов, реализуемых в сфере образования,
или их обеспечение в меньших объемах
в соответствии с планом.
Объем бюджетных ассигнований
федерального бюджета на реализацию расходных
обязательств в сфере культуры и кинематографии
составит в 2013 году 88,6 млрд. рублей, в 2014
году – 87,5 млрд. рублей, в 2015 году – 90,8
млрд. рублей.
Увеличение бюджетных ассигнований
по вышеуказанному направлению расходов
обусловлено выделением бюджетных ассигнований
в целях реализации мероприятий по повышению
заработной платы работников учреждений
культуры во исполнение Указа Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной
социальной политики».
Прогноз развития сферы культуры
предполагает сохранение объема государственной
поддержки данной отрасли на достигнутом
уровне, создание условий оптимизации
расходов отрасли путем консолидации
их в рамках государственной программы
Российской Федерации «Культура России
(2012-2020)» и концентрацию финансовых ресурсов
на приоритетных направлениях развития
отрасли.
Объем бюджетных ассигнований
федерального бюджета на физическую культуру
и спорт составит 41,2 млрд. рублей в 2013 году,
28,7 млрд. рублей в 2014 году и 30,4 млрд. рублей
в 2015 году.
При этом прогнозируется рост
объемов расходов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации на физическую
культуру и спорт.
В 2013 – 2015 годах будет продолжена
работа по повышению эффективности системы
финансового обеспечения длящихся расходных
обязательств в сфере физической культуры
и спорта.
В 2013 – 2015 годах сохранится
тенденция увеличения расходов федерального
бюджета на развитие физической культуры
и спорта без учета реализации мероприятий
разового характера.
Основным направлением в сфере
обеспечения обороноспособности, безопасности
и правопорядка страны является создание
в Российской Федерации эффективной военной
организации, рациональной по структуре,
составу и численности, обладающей высоким
уровнем профессионализма и подготовки
личного состава способной гарантированно
обеспечить военную внешнюю и внутреннюю
безопасность государства.
Расходы на обеспечение национальной
обороны, безопасности и правоохранительной
деятельности в 2013-2015 годах значительно
увеличены. Так, по разделам «Национальная
оборона» и «Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность» расходы
федерального бюджета возрастают с 3 709,0
млрд. рублей в 2012 году до 4 356,9 млрд.
рублей, 4 655,1 млрд. рублей и 4 938,8 млрд.
рублей в 2013-2015 годах соответственно.
При этом доля в общем объеме
расходов составила в 2013-2015 годах соответственно
32,5%, 33,0% и 32,2 процента.
Бюджетная политика в сфере
средств массовой информации ориентирована
на развитие теле- и радиовещания на территории
Российской Федерации, включая модернизацию
его инфраструктуры, в ходе которой будет
продолжена замена аналогового оборудования
на цифровое и перевод государственных
фондов в сфере теле- и радиовещания
в электронный вид, поддержку и развитие
российских информационных агентств,
создание условий для повышения информированности
населения зарубежных стран о событиях
в России. В 2013-2015 годах в целях решения
задач в сфере СМИ будет продолжено финансирование
федеральной целевой программы «Развитие
телерадиовещания в Российской Федерации
на 2009-2015 годы», в рамках которой проводится
модернизация инфраструктуры телерадиовещания,
замена аналогового оборудования на цифровое,
перевод государственных фондов и архивов
в сфере телерадиовещания в электронный
вид.
Приоритетом бюджетной политики
в 2013 – 2015 годах в сфере экономики остается
финансовая поддержка масштабных экономических
преобразований, направленных на формирование
новой модели экономического роста. Объем
бюджетных ассигнований федерального
бюджета на реализацию расходных обязательств
в сфере социальной политики составит
в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей
в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
При этом следует отметить ежегодный рост
расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации по указанному направлению.
Государственная политика в
сфере здравоохранения направлена на
обеспечение доступности медицинской
помощи и достижение целей, поставленных
при разработке и принятии основополагающих
законодательных актов Российской Федерации
в сфере здравоохранения. Объем бюджетных
ассигнований федерального бюджета в
сфере здравоохранения в 2013 - 2015 годах
составит соответственно 506,6 млрд. рублей,
466,4 млрд. рублей, 383,3 млрд. рублей.
Следует отметить, что общий
объем государственных расходов на здравоохранение
не сокращается, а меняется источник их
финансового обеспечения с увеличением
акцента на систему обязательного медицинского
страхования.
Расходные обязательства Российской
Федерации по обслуживанию государственного
долга Российской Федерации определены
на основании международных договоров
и соглашений, оригинальных графиков платежей
иностранным кредиторам в соответствии
с двусторонними соглашениями, условий
выпуска государственных ценных бумаг,
а также прогнозного уровня процентных
ставок на 2012-2014 годы
В связи с увеличением объема размещения
государственных ценных бумаг Российской
Федерации, номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской Федерации,
расходы на обслуживание государственного
внутреннего долга Российской Федерации
увеличатся в 2013 году на 16,7% по сравнению
с 2012 годом и составят 360,1 млрд. руб.,
в 2014 году - на 23,2% по сравнению с 2013 годом
и составят 443,7 млрд. руб., в 2015 году - на
18,4% по сравнению с 2014 годом и составят
525,5 млрд. рублей. .[3]
Более 90% указанных расходов составят
процентные платежи по государственным
ценным бумагам, номинальная стоимость
которых выражена в иностранной валюте,
что в абсолютном выражении равно 81,6 млрд.
рублей (2,7 млрд. долларов США) в 2013 г., 93,3
млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в
2014 г. и 99,2 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов
США) - в 2015 году.
2.2. Анализ исполнения
расходной части Федерального бюджета
на 2010-2012 гг.
2010 год. Федеральным законом
от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями)
по разделу 01 «Общегосударственные вопросы»
бюджетные ассигнования утверждены в
объеме 1 028 277,8 млн. рублей. Исполнение
расходов федерального бюджета по разделу
«Общегосударственные вопросы» в 2010 году
осуществляли 70 главных распорядителей
средств федерального бюджета. Наиболее
крупные из них – Минфин России (29,6 %), ФНС
России (11 %), Судебный департамент при
Верховном Суде Российской Федерации
(10,1 %), Росрезерв (7,1 %), на которые приходится
57,8 % объема произведенных расходов федерального
бюджета по данному разделу.
По разделу
02 «Национальная оборона» бюджетные ассигнования
утверждены в объеме 1 278 026,6 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета
по разделу «Национальная оборона» классификации
расходов бюджетов Российской Федерации
в отчетном периоде в соответствии с ведомственной
структурой расходов федерального бюджета
на 2010 год осуществляли 28 главных распорядителей
средств федерального бюджета. Наиболее
крупные из них - Министерство обороны
Российской Федерации, Государственная
корпорация по атомной энергии «Росатом»,
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации, на которые приходится
98,7 % объема расходов федерального бюджета,
распределенных главными распорядителями
средств федерального бюджета по данному
разделу.
По разделу
03 «Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность» бюджетные ассигнования
утверждены в объеме 1 088 675,3 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета
по разделу «Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность» в
2010 году осуществляли 22 главных распорядителя
средств федерального бюджета. Наиболее
крупные из них – МВД России, ФСБ России,
ФСИН и МЧС России, на которые приходится
77,8 % объема произведенных расходов федерального
бюджета по данному разделу.
По разделу
04 «Национальная экономика» бюджетные
ассигнования утверждены в объеме 1 462
581,3 млн. рублей. Исполнение расходов федерального
бюджета по разделу «Национальная экономика»
в 2010 году осуществляли 43 главных распорядителя
средств федерального бюджета. Наиболее
крупные из них – Росавтодор (17,9 %), Росжелдор
(17,4 %), Минпромторг России (13,2 %), Государственная
корпорация по атомной энергии «Росатом»
(8,3 %), Роскосмос (6,8 %), на которые приходится
63,6 % объема произведенных расходов федерального
бюджета по данному разделу.
По разделу
05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» бюджетные
ассигнования утверждены в объеме 209 593,4
млн. рублей. Исполнение расходов федерального
бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное
хозяйство» в 2010 году осуществляли 25 главных
распорядителей средств федерального
бюджета. Наиболее крупные из них – Минобороны
России (50,2 %), Минрегион России (21 %), ФСБ
России (12,2 %), на которые приходится 83,4
% объема произведенных расходов федерального
бюджета по данному разделу.
По разделу
06 «Охрана окружающей среды» бюджетные
ассигнования утверждены в объеме 12 792,8
млн. рублей. Сводной бюджетной росписью
с учетом изменений расходы федерального
бюджета по указанному разделу увеличены
на 714,9 млн. рублей, или на 5,6 %, и составили
13 507,7 млн. рублей. Исполнение расходов
федерального бюджета по разделу «Охрана
окружающей среды» в 2010 году осуществляли
5 главных распорядителей средств федерального
бюджета. Наиболее крупные из них – Росгидромет
(52,3 %), Минприроды России (21,3 %), Росприроднадзор
(20,2 %), на которые приходится 93,8 % объема
произведенных расходов федерального
бюджета по данному разделу.
По разделу
07 «Образование» бюджетные ассигнования
утверждены в объеме 409 736,4 млн. рублей.
Сводной бюджетной росписью с учетом изменений
расходы федерального бюджета по указанному
разделу увеличены на 35 110,0 млн. рублей,
или на 8,6 %, и составили 444 846,4 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета
по разделу «Образование» в 2010 году осуществляли
97 главных распорядителей средств федерального
бюджета. Наиболее крупные из них – Минобрнауки
(49,8 %), Минобороны России (9,4 %), Минрегион
России (6,1 %), Минздравсоцразвития России
(5,1 %), на которые приходится 70,4 % объема
произведенных расходов федерального
бюджета по данному разделу.