Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ "Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Оглавление

Введение
Экономическое содержание и классификация расходов федерального бюджета РФ
Формы бюджетных расходов и их характеристика
Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ (текущий год)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ.docx

— 209.29 Кб (Скачать)

Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ

Министерство путей сообщения  Российской Федерации

Дальневосточный государственный  университет путей сообщения

Кафедра "Финансы и кредит"

 

Контрольная работа

на тему "Экономическое  содержание расходов федерального бюджета  РФ"

По дисциплине: "Бюджетная  система РФ"

 

Выполнил: Лаптева В.П.

Шифр: К07-ФК-453

Проверил: Ардован А.М.

 

Хабаровск, 2010г.

Содержание

 

Введение

Экономическое содержание и  классификация расходов федерального бюджета РФ

Формы бюджетных расходов и их характеристика

Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ (текущий  год)

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Центральное место в системе  государственных финансов занимает федеральный бюджет – это имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ "Бюджет – это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления".

Аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой. Любое изменение структуры  бюджетных доходов отражает изменения  в экономических процессах. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

В связи с изменениями  в бюджетном законодательстве в  основу бюджетного планирования положен  метод "скользящей трехлетки", при  котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего  периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением  к ним проектировок нового третьего года.

Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения  всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и  инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны . Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. рублей, на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 и 12,8 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году.

 

Экономическое содержание и классификация  расходов федерального бюджета РФ

 

Можно сказать, что расходы  бюджета - это определенные экономические  отношения, связанные с распределением (перераспределением) и использованием централизованных денежных фондов государства. Они различаются по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы тесно связаны  с функциями государства. У каждого  государства можно выделить четыре первоочередные функции:

экономическая,

социальная,

управления,

военная.

Исходя из них и в  расходах бюджета основное место  занимают четыре группы:

экономического назначения (на финансирование народного хозяйства);

расходы на социально - культурные мероприятия, финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг  в здравоохранении, образовании; расходы  на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения;

расходы на управление - связаны  с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной;

военные расходы;

в условиях госкредита появляются расходы на обслуживание государственного долга.

Кроме того, можно произвести классификацию по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство  и т.д.); по целевому назначению (расходы  на капитальные вложения, на выплату  заработной платы, капитальный ремонт, приобретение инвентаря); по уровням  звеньев бюджетной системы или  уровням управления (федеральные  расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).

Несколько лет назад Правительство  перешло на новую бюджетную классификацию, в которой расходы стали сортироваться  по функциональному признаку (объединяет несколько признаков).

Статьи расходов:

государственное управление - 1,9% - (2/3 обеспечивается за счет бюджетов Субъектов Федерации) финансирование Парламента, администрации Президента, Правительства, других органов исполнительной власти без отраслевых министерств  и ведомств, Счетной палаты - 20-25%, оставшиеся средства расходуются на финансирование фискальных органов - милиции, таможни, ГНС;

международная деятельность - 2,6% (полностью на Федеральном бюджете). Представляет собой расходы на реализацию международных договоров, международное  сотрудничество (предоставление кредитов другим странам, лимит, до недавнего  времени, был около 2,7 трлн. руб.); расходы  на содержание дипломатических представительств, посольств за рубежом (примерно 1 трлн.); взносы в международные организации (ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн., до недавнего  времени); предоставление предприятиям кредитных ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организаций около 14 трлн. руб.; выделение  валютных средств по решению Правительства - 3 трлн, неторговые операции - 2,6 трлн.

национальная оборона - 10,6% (за счет Федерального бюджета) - содержание мощной армии -1,7 млн. чел., примерно половина средств идет на текущее содержание ВС (денежное довольствие); 20% - покупка  вооружения и техники; военные НИОКР - около 7%; капитальное строительство - 8%; пенсии военнослужащим - 14% (Федеральный  бюджет их перечисляет в Пенсионный Фонд). (Следует отметить некоторую нехватку расшифровки показателей - всего 7 в России, для сравнения - в США - около 1200 показателей).

расходы на правоохранительные органы - 6,2% (20% - Субъекты Федерации на содержание муниципальной милиции 80% обеспечивает Федеральный бюджет). Треть всех расходов поступает на содержание МВД, 10%- на внутренние войска; 20% - на уголовно-исправительные учреждения; 20% - госбезопасность, также включаются расходы на пограничные и противопожарные службы.

Федеральная судебная система - 0,3% (полностью за счет Федерального бюджета)

фундаментальные исследования и содействие НТП - 1,6% (5% за счет бюджета  Субъектов Федерации) - финансирование РАН, государственных научно-технических  программ;

финансирование промышленности, энергетики, строительства - 6,1% (треть  – расходы БСС РФ) - дотации, федеральная  помощь важнейшим отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность - 15% всех расходов); 15% - на воспроизводство  минерально-сырьевой базы (в настоящее  время остро обозначилась проблема - сократилась геологоразведка); госинвестиции  из федерального бюджета (из которых 40% - социальные инвестиции на жилищное строительство, военнослужащим, программы "Свой дом", Метрострой - 3 трлн, конверсия оборонных отраслей);

финансирование сельского  хозяйства - 3,7% (2/3 финансирует бюджеты  Субъектов Федерации) - льготное кредитование за счет бюджета с/х предприятий - закупка семян, топлива, запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые дотации с/х  предприятиям (в виде компенсации  разницы в ценах или предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на племенное животноводство, компенсация  части страховых взносов; закупка за счет государства с/х техники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый лизинг - закупка с/х техники;

охрана окружающей среды - 0,4% (половина – БСС РФ);

финансирование транспорта, связи, информатики - 1,5% (больше 90% обеспечивается расходами бюджетов Субъектов Федерации  и местными бюджетами), речной транспорт;

ЖКХ - 11,1% - все 100% за счет Субъектов  Федерации и местных бюджетов, включает дотации, так как население  оплачивает лишь около 27% услуг;

финансирование рыночной инфраструктуры - 0,05%;

предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и ЧС - 1% всех расходов (только 1% - расходы БСС  РФ).

расходы на образование - 11,2% (85% - бюджет Субъектов Федерации - Вузы и ПТУ на балансе бюджета, остальное - из федерального бюджета - финансирование Вузов и ПТУ в федеральной  собственности, местные бюджеты - общеобразовательные  школы и дошкольные учреждения);

культура и искусство; СМИ - 6,8% (2/3 - за счет Субъектов Федерации  и местных бюджетов). Федеральный  бюджет предоставляет средства в  основном на СМИ - телевидение, радио, некоторые  центральные печатные издания; местные  бюджеты - ДК, клубы, библиотеки (городские);

здравоохранение и физическая культура - 6,8% (85% - расходы БСС РФ). Хотя и есть Система медицинского страхования, но из бюджета все равно  выделяются большие средства, так  как у нас бюджетно-страховая  медицина. Также финансируются исследовательские  центры, РАМН, СЭС (Федеральный бюджет), иногда скорая помощь;

социальная политика -5,1%, из них 2/3 за счет бюджета Субъектов  Федерации- расходы на социальное обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций различным слоям населения (помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа "Дети России", социальная помощь матерям, детским домам, предоставление социальных пенсий (деньги для ПФ из Федерального бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих.

обслуживание государственного долга –к сожалению, растет в % отношении из года в год и составляет 8,6% - все 100% финансируются из Федерального бюджета (хочется отметить, что существует такой показатель – отношение процентов по государственному долгу к годовому приросту ВНП в процентах, существует определенный рубеж, за которым страна просто не в состоянии выплатить внешний долг, т.е. попадает в постоянную всевозрастающую зависимость от кредитующих институтов (МВФ и т.п.), в таком состоянии находится большинство т.н. развивающихся стран (которые так и останутся развивающимися);

пополнение государственных  запасов и резервов - закупка золота -1,3% - вся сумма из Федерального бюджета;

прочие расходы - 14,9% (половина – БСС РФ). 70% - финансовая помощь Субъектам Федерации и нижестоящим  бюджетам, Фонд трансфертов; объекты  социально-культурной сферы, переданные на баланс (местные бюджеты); резервный  фонд (Президента, Правительства), государственная  поддержка Крайнего Севера.

Есть еще расходы целевых  бюджетных фондов - 3,4% (образовавшиеся в результате консолидации части  внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд экономического стимулирования).

(см. Диаг.1)

 

Диаграмма 1. Сравнительный анализ статей

* - расходы БСС РФ, |\\| - расходы  Федерального бюджета

 

Из диаграммы становится видно, что бюджеты Субъектов  Федерации несут более 48% расходов Государственной бюджетной системы. Основными статьями расходов являются обеспечение ЖКХ, государственное  управление, дотирование сельского  хозяйства и расходы на образование– вместе они составляют – 22,4% от всех расходов ГБС РФ. Кроме того, хотелось бы отметить явно положительный момент: увеличилась доля расходов на культуру, искусство, СМИ и здравоохранение, физическую культуру финансируемых за счет БСС РФ. Явный плюс, что средства будут распределятся более целенаправленно и равномерно.

Однако планомерное выполнение своей роли БСС РФ может осуществлять лишь при хорошо скоординированном  взаимодействии с бюджетами других уровней. И здесь как никогда  важным становится процесс межбюджетного  регулирования.

 

Формы бюджетных расходов и их характеристика

 

Форм бюджетных расходов и их характеристику произведем, опираясь на статью 69. Формы расходов бюджетов( Бюджетный Кодекс РФ, Глава 10).

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих  формах:

- ассигнований на содержание  бюджетных учреждений;

- средств на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований на реализацию  органами местного самоуправления  обязательных выплат населению,  установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации,  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;

- ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

- бюджетных кредитов юридическим  лицам (в том числе налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и платежей  и других обязательств);

- субвенций и субсидий  физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные  капиталы действующих или вновь  создаваемых юридических лиц;

Информация о работе Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ