Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ "Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Оглавление

Введение
Экономическое содержание и классификация расходов федерального бюджета РФ
Формы бюджетных расходов и их характеристика
Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ (текущий год)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ.docx

— 209.29 Кб (Скачать)

- межбюджетных трансфертов;

- кредитов и займов  внутри страны за счет государственных  внешних заимствований;

- кредитов иностранным  государствам;

- средств на обслуживание  долговых обязательств, в том  числе государственных или муниципальных  гарантий.

Прокомментируем статью. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень форм, в которых осуществляются расходы  бюджетов.

1. Ассигнования на содержание  бюджетных учреждений представляют  собой бюджетные средства, предназначенные  бюджетной росписью бюджетному  учреждению для финансового обеспечения  реализации его функций.

Расходование бюджетными учреждениями бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии со ст. 70 и 71 настоящего Кодекса.

Финансовое обеспечение  органов государственной власти, не являющихся юридическими лицами, также  осуществляется в порядке, предусмотренном  для финансирования бюджетных учреждений.

2. Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, предполагает переход права собственности на денежные средства, уплачиваемые специально уполномоченными органами исполнительной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также иными организациями физическим и юридическим лицам в обмен на переданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных  контрактов определен ст. 72 и 73 настоящего Кодекса.

При исполнении государством или муниципальным образованием государственного или муниципального контракта расчеты осуществляются в безналичной форме путем  списания денежных средств со счетов уполномоченных органов и организаций, открытых в Федеральном казначействе, органах исполнительной власти субъектов  РФ и органах местного самоуправления, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно, и зачисления таких  средств на банковские счета физических и юридических лиц, передавших товар, выполнивших работы или оказавших услуги государству или муниципальному образованию.

3. Под трансфертами населению  понимается перераспределение денежных  платежей, осуществляемых в пользу  граждан РФ, между вышестоящими  и нижестоящими бюджетами. Трансферты  населению устанавливаются в  следующих случаях:

1) при осуществлении органами  местного самоуправления обязательных  выплат населению, установленных  законодательством Российской Федерации,  законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;

2) при передаче отдельных  государственных функций нижестоящим  уровням власти;

3) при компенсации дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов.

Таким образом, трансфертами населению являются бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством  РФ, законодательством субъектов  РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Трансферты населению  осуществляются в форме бюджетных  ассигнований.

Порядок и условия осуществления  трансфертов населению определяются ст. 75 настоящего Кодекса.

4. Комментируемая статья  содержит широкое понимание бюджетных  кредитов юридическим лицам, включающее  предоставление денежных средств  организациям на основе возмездности и возвратности по любым основаниям, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, а также иные денежные обязательства перед бюджетом.

Бюджетный кредит является одной  из форм движения заемного капитала, при которой в роли заимодавца (кредитора) выступают государство или муниципальные образования. По своему характеру бюджетный кредит наиболее близок к банковскому кредиту. Однако они имеют принципиально отличные цели. Так, если банки, осуществляя кредитные операции, преследуют в качестве основной цели получение прибыли, то государство и муниципальные образования, выступая в роли заимодавца (кредитора), преследуют цель оказания финансовой поддержки лицам, которым предоставляются заемные средства.

Порядок и условия предоставления бюджетных кредитов определяются ст. 76 и 77 БК РФ.

5. Субвенции представляют  собой бюджетные средства, предоставляемые  на безвозмездной и безвозвратной  основе юридическим лицам на  осуществление определенных целевых  расходов.

Под субсидиями понимаются бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ, юридическому или физическому  лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные средства, предоставленные  в качестве субсидий и субвенций, не могут использоваться на иные цели, нежели те, для достижения которых  они были выделены. В противном  случае субсидии и субвенции подлежат возврату в тот бюджет, из которого они были выделены.

Порядок и условия предоставления субвенций и субсидий определяются ст. 78 БК РФ.

6. Инвестиции бюджетных  средств в уставные капиталы (фонды)  действующих или вновь создаваемых  юридических лиц предполагают  их долгосрочные вложения в  различные отрасли экономики  с одновременным приобретением  прав на участие в управлении  делами таких юридических лиц.

Инвестирование бюджетных  средств в уставные капиталы юридических  лиц осуществляется в соответствии с инвестиционными проектами, которые  находят свое отражение в бюджете  на соответствующий финансовый год. Основанием для предоставления бюджетных  инвестиций является договор, заключаемый  Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование.

Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены ст. 79 и 80 БК РФ.

7. Одной из задач вышестоящих  бюджетов является оказание финансовой  помощи нижестоящим бюджетам  и государственным внебюджетным  фондам. Такая помощь может оказываться  в следующих формах:

1) дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ  на безвозмездной и безвозвратной  основе для покрытия текущих  расходов;

2) субвенция - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ или юридическому лицу на  безвозмездной и безвозвратной  основе на осуществление определенных  целевых расходов;

3) субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому  лицу на условиях долевого  финансирования целевых расходов;

4) бюджетный кредит - форма  финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление  средств юридическим лицам или  другому бюджету на возвратной  и возмездной основе;

8. Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных нижестоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи. Отличие бюджетных кредитов от иных форм финансовой помощи состоит в том, что они предполагают предоставление бюджетных средств на основе возвратности и возмездности. Возвратность бюджетных средств предполагает, что их получатель в установленный срок обязуется вернуть государству или муниципальному образованию ту же денежную сумму, которая им была получена из бюджета соответствующего уровня. Возмездность же бюджетных кредитов состоит в том, что их получатели обязуются уплатить проценты за пользование ими.

Одним из источников кредитов и займов, размещаемых внутри страны, могут быть государственные внешние  заимствования. Право осуществления  государственных внешних заимствований  РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения  внешних кредитов (займов) принадлежит  только РФ. В соответствии со ст. 103 БК РФ от имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ федеральный орган  исполнительной власти.

9. Государственными кредитами,  предоставляемыми РФ иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям, являются  кредиты (займы), по которым у  иностранных государств, их юридических  лиц и международных организаций  возникают долговые обязательства  перед РФ как кредитором. Указанные  государственные кредиты формируют  государственные внешние активы  РФ.

Сведения о размерах и  структуре долга иностранных  государств перед РФ по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу РФ в составе  документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

Порядок и условия предоставления РФ кредитов (займов) иностранным государствам, иностранным юридическим лицам  и международным организациям установлены  гл. 15 БК РФ.

10. Под обслуживанием долговых  обязательств понимается деятельность  по их размещению, выплате доходов  по ним, а также по их погашению.  Затраты на обслуживание долговых  обязательств РФ осуществляются  за счет средств федерального  бюджета, долговых обязательств  субъектов РФ - за счет средств  бюджетов соответствующих субъектов  РФ, долговых обязательств муниципальных  образований - за счет средств  соответствующих местных бюджетов.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБР и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов  местного самоуправления.

Порядок и условия обслуживания государственного и муниципального долга определяются ст. 119 БК РФ.

 

Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ (текущий год)

 

Государственный бюджет — что это  такое

Для справки — определение  из БСЭ:

Государственный бюджет —  составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный  бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими  законодательными органами.

Другими словами, государственный  бюджет1 — это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой.

1 Вообще говоря, в РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не "входят" друг в друга, и в этой статье речь идет о бюджете самого верхнего уровня — федеральном.

Общие параметры федерального бюджета  — 2010

Общими параметрами бюджета  называют суммарные цифры ожидаемых  доходов и расходов государства, а также такие показатели, как  инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих  доходов и расходов.

 

 

На что будут потрачены деньги?

Как видим, второй год кряду  бюджет РФ будет с большим дефицитом. Куда будут направлены расходы, какие  статьи расходов выросли слишком  сильно, а какие чересчур урезались  — мы предлагаем вам посмотреть самим. Из пояснительной записки  к документу о государственном  бюджете — 2010 можно "извлечь" структуру  расходов: 2 значения "с учетом инфляции" получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года "эквивалентен" в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

 

 

Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета и сформировать первое впечатление. Также предлагаем сравнение структуры  расходов по статьям.

 

 

Изменения в 2010 году: лидеры роста  и падения

Если анализировать изменения  в бюджете на 2010 год по сравнению  с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались "в плюсе": общегосударственные  вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная  составляющая — трансферты пенсионному  фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались "в минусе" — с самым значительным минусом у статьи расходов "Национальная экономика" в объеме -500 млрд. (или -27%).

3 статья межбюджетных  трансфертов включает в себя  различные выплаты из федерального  бюджета в помощь бюджетам  других уровней, а также трем  государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Кроме динамики объемов крупных  статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Приведем диаграмму лидеров  изменений среди подстатей расходов:

 

 

Межбюджетные трансферты

 

Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще  более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

Информация о работе Экономическое содержание расходов федерального бюджета РФ