Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:55, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является проведение исследования сущности расходов федерального бюджета и рассмотрение их классификации. Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются: - представить понятие расходов федерального бюджета; - рассмотреть формирование расходов бюджетов;
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...4 Глава 1. Экономическая сущность расходов Федерального бюджета. Государственный долг субъектов Российской Федерации…………………….6 1.1. Понятие и классификация расходов Федерального бюджета…………………………………………………………………………....6 1.2. Формы расходов Федерального бюджета РФ………………………..……10 1.3. Факторы определяющие величину бюджетных расходов………………..15 Глава 2. Анализ формирования и исполнения расходов Федерального бюджета РФ……………………………………………………………………...18 2.1. Анализ формирования расходной части Федерального бюджета на 2013-2015 г.г……………………………………………………………………….......18 2.2. Анализ исполнения расходной части Федерального бюджета на 2010-2012 г.г……………………………………………………………………………22 Глава 3. Выводы и предложения……………………………………………….37 Заключение……………………………………………………………………….39 Список литературы……………………………………………………………....41
Средства федерального
бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и местного
значения, включаемых в целевые региональные
и местные программы.
По территориальному
признаку расходы подразделяются на расходы
федерального бюджета, бюджетов субъектов
федерации и расходы местных бюджетов.
Согласно статье 21
БК РФ :
1. Код классификации
расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного
распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела,
подраздела, целевой статьи и
вида расходов;
3) кода классификации
операций сектора государственного
управления, относящихся к расходам
бюджетов.
2. Перечень главных
распорядителей средств федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, бюджетов государственных
внебюджетных фондов, местного бюджета
устанавливается законом (решением)
о соответствующем бюджете в
составе ведомственной структуры
расходов.
3. Едиными для
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации разделами и подразделами
классификации расходов бюджетов
являются:
1) общегосударственные
вопросы;
2) национальная
оборона;
3) национальная
безопасность и правоохранительная
деятельность;
4) национальная
экономика;
5) жилищно-коммунальное
хозяйство;
6) охрана окружающей
среды;
7) образование;
8) культура, кинематография,
средства массовой информации;
9) здравоохранение,
физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные
трансферты;
4. Перечень и
коды целевых статей и видов
расходов бюджета утверждаются
в составе ведомственной структуры
расходов законом (решением) о бюджете
либо в установленных настоящим
Кодексом случаях сводной бюджетной
росписью соответствующего бюджета. [1,ст. 21]
Целевые статьи и виды
расходов бюджетов формируются в соответствии
с расходными обязательствами, подлежащими
исполнению за счет средств соответствующих
бюджетов.
1.2. Формы расходов
Федерального бюджета РФ
Формирование расходов
бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами,
обусловленными установленным законодательством
РФ, разграничением полномочий федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления, исполнение
которых согласно законодательству РФ,
международным и иным договорам и соглашениям
должно происходить в очередном финансовом
году за счет средств соответствующих
бюджетов. Ассигнования из бюджета выдаются
на безвозвратной основе, что означает
предоставление средств без условия их
обязательного возврата в государственный
бюджет.
Предоставление бюджетных
средств осуществляется в следующих формах: ассигнования на содержание
бюджетных учреждений; средства на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых физическими
и юридическими лицами по государственным
или муниципальным контрактам; трансферты
населению, т.е. бюджетные средства для
финансирования обязательных выплат населению:
пенсий, стипендий, компенсаций, других
социальных выплат, установленных законодательством
РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми
актами органов местного самоуправления; ассигнования
на осуществление отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни
власти; ассигнования на компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти,
приводящих к увеличению бюджетных расходов
или уменьшению бюджетных доходов; бюджетные
кредиты юридическим лицам; субвенции
и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции
в уставные капитал действующих или вновь
создаваемых юридических лиц; бюджетные
ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам
других уровней бюджетной системы Российской
Федерации, государственным внебюджетным
фондам; кредиты иностранным государствам; средства
на обслуживание и погашение долговых
обязательств, в том числе государственных
или муниципальных гарантий.[17, c 160]
Бюджетные организации
расходуют бюджетные средства исключительно
на:
1) оплату труда в соответствии
с заключенными трудовыми договорами
и правовыми актами, регулирующие размер
заработной платы соответствующих категорий
работников;
2) перечисление страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды;
3) трансферты населению, выплачиваемые
в соответствии с федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации
и правовыми актами органов местного самоуправления;
4) командировочные и иные компенсационные
выплаты работникам;
5) оплату товаров, работ и услуг
по заключенным государственным или муниципальным
контрактам;
6) оплату товаров, работ и услуг
в соответствии с утвержденными сметами
без заключения государственных или муниципальных
контрактов.
Кроме того, бюджетные
учреждения могут расходовать выделенные
им бюджетные средства на оплату товаров,
работ и услуг как по заключенным ими государственными
контрактами, так и на основе обычных договоров
гражданско-правового характера. Расходование
бюджетных средств бюджетными учреждениями
на иные цели не допускается.
Бюджетные кредиты
подразделяются на два вида:
а) предоставляемые
юридическим лицам, не являющимся государственными
или муниципальными унитарными предприятиями;
б) предоставляемые
государственным и муниципальным предприятиям.[17, c 199]
В первом случае бюджетный
кредит может быть предоставлен только
при условии предоставления заемщиком
обеспечения исполнения своего обязательства
по возврату указанного кредита. Обязательным
условием предоставления бюджетного кредита
негосударственному юридическому лицу
является проведение предварительной
проверки финансового состояния получателя
бюджетного кредита финансовым органом
или по его поручению уполномоченным органом.
Бюджетный кредит может быть предоставлен
только тем юридическим лицам, которые
не имеют просроченной задолженности
по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
Бюджетные кредиты
государственным предприятиям выдаются
без предоставления заемщиком обеспечения
возврата кредита. Кроме того они могут
быть как процентными, так и беспроцентными.
Это отличает их от бюджетных кредитов,
предоставляемых негосударственным организациям.
Бюджетные кредиты
обеих видов выдаются на условиях и в пределах
лимитов, которые предусмотрены бюджетом
субъекта РФ. Получатели бюджетного кредита
(заемщики) обязаны предоставлять информацию
и отчет об использовании бюджетного кредита
в органы, исполняющие бюджет, и контрольные
органы соответствующих законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов Российской федерации.[1, c 57]
Предоставление субсидий
и субвенций юридическим лицам, которые
не являются государственными или муниципальными
унитарными предприятиями, бюджетными
учреждениями, а также гражданам-предпринимателям
допускается из бюджетов всех уровней
в случаях, предусмотренных целевыми программами
и законами соответствующих уровней, на
условиях и в порядке, которые особо определены
законом (правовым актом) о бюджете соответствующего
уровня на очередной финансовый год. В
случае нецелевого использования средств
они подлежат возврату в соответствующий
бюджет.
Расходы на финансирование
бюджетных инвестиций предусматриваются
соответствующим бюджетом при условии
включения их в федеральную целевую программу,
региональную целевую программу либо
в соответствии с решением органа исполнительной
власти РФ, ее субъекта или органа местного
самоуправления.
Бюджетные инвестиции
юридическим лицам включаются в проект
бюджета только при наличии технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта,
проектно-сметной документации, плана
передачи земли и сооружений, а также при
наличии проекта договора между Правительством
РФ, органом исполнительной власти субъекта
РФ или органом местного самоуправления
и указанным юридическим лицом об участии
Российской Федерации, ее субъекта или
муниципального образования в собственности
объекта инвестиции. Отсутствие оформленных
в установленном порядке договоров служит
основанием для блокировки предусмотренных
на соответствующие бюджетные инвестиции
расходов.
Созданные с привлечением
бюджетных средств объекты производственного
и непроизводственного назначения в эквивалентной
части уставных (складочных) капиталов
и имущества передаются в управление соответствующим
органам управления государственным или
муниципальным имуществом.
Оказание из федерального
бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов
РФ может быть осуществлено в форме предоставления:
а) дотаций на выравнивание
уровня минимальном бюджетной обеспеченности
субъектов РФ;
б) субвенции и субсидий
на финансирование отдельных целевых
расходов;
в) бюджетной ссуды
на покрытие временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении бюджета субъекта
РФ. [9]
В отдельных случаях
финансирование расходов из бюджетных
средств может осуществляться при исполнении
получателем бюджетных средств обязательных
условий, предусмотренных законом (решением)
о бюджете. Если условия не выполняются,
министр финансов РФ, руководитель соответствующего
органа исполнительной» власти субъекта
РФ или органа местного самоуправления
обязаны осуществить блокировку расходов
до выполнения указанных условий. Направление
расходов различных бюджетных уровней
жестко регламентировано.
Величина бюджетных расходов зависит
от многих факторов. Она определяется
объемом валового внутреннего продукта страны;
величиной доходов государства, которая,
в свою очередь, зависит от уровня налогообложения,
собираемости налогов, неналоговых поступлений
в бюджет; предпочтениями общества в пользу
перераспределительных программ и рядом
других факторов. В различных странах
периодически принимаются программы сокращения
отдельных видов расходов, направленные
на экономию бюджетных средств и повышение
эффективности их использования. Однако,
для государственных расходов в целом характерна
тенденция к опережающему росту по отношению
к ВВП.
Рассмотрим более подробно
факторы, определяющие динамику расходов.
Если страна находится на этапе экономического
подъема, доходы бюджета растут и, как следствие,
расширяются возможности по осуществлению бюджетных
расходов. Политические силы, представляющие
интересы различных общественных кругов
оказывают давление на правительство
с требованиями увеличить определенные
расходные статьи.
Сокращать расходы на этапе
экономического спада значительно сложнее,
чем увеличивать при благоприятной ситуации
в экономике. Стимулы к их росту более
сильны и понятны обществу. В этом проявляется
асимметрия интересов по отношению к росту государственных
расходов. Выгоды от роста расходов очевидны,
они проявляются достаточно быстро и их
легче прогнозировать. Напротив, выигрыш
от экономии государственных средств
не столь очевиден и проявляется в более
длительной перспективе.
Сокращение расходов, особенно
в части финансирования социальных программ,
– это непопулярная мера. Поскольку программы
ограничения расходов имеют сильную оппозицию,
их успешная реализация возможна только
при наличии политической воли, решительности
правительства, а также дополнительной
общественной поддержке. [18]
Вложения в развитие человека
- важная задача государства. Эти вложения
нацелены не столько на получение краткосрочного
результата, сколько на создание потенциала
для устойчивого развития общества в будущем.
Они связаны с развитием системы образования,
здравоохранения, культуры и искусства
и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых
стран. Базой для планирования расходов
на человеческое развитие являются демографические
и социальные показатели - численность
населения и отдельных его категорий.
Величина расходов определяется двумя
факторами - контингентом получателей
и нормами расходов, которые рассчитываются
на душу населения и закрепляются в законодательстве,
инструкциях и методиках. Если число получателей
увеличивается, объем расходов также должен возрастать.
Развитие техники и технологии ведет к
появлению новых видов общественных благ
и провалов рынка, а значит и новых сфер
государственного регулирования.
За счет государственного бюджета финансируются
такие проекты, которые не приносят коммерческого
эффекта, но являются фактором национального
престижа страны. Речь идет о фундаментальных
научных разработках, технологиях военного
назначения, исследовании космического
пространства. В странах, являющихся мировыми
лидерами в сфере НТП, значимость государственной
поддержки научно-технического развития
оценивается очень высоко. Соответственно
велик и удельный вес данных расходных
статей в структуре бюджета.[14, c 98]