Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:45, дипломная работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей системы кредитования малого и среднего бизнеса на примере филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов процесса кредитования малого и среднего бизнеса в России, экономическая сущность малого и среднего бизнеса и необходимости его кредитования;
2. Проведение анализа организации работы по кредитованию малого и среднего бизнеса на примере филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………..……………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы кредитования малого и среднего
бизнеса……………………………………………………………………………7
1.1. Понятие и роль малого и среднего бизнеса в экономической системе…7
1.2. Виды и формы кредитования малого и среднего бизнеса, кредитные риски……………………………………………………………………………..16
1.3 Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………26
1.4. Современное состояние и проблемы системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………...43
ГЛАВА 2. Анализ кредитования малого и среднего предпринимательства на примере филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде……………………51
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде…………………………………………………………51
2.2. Анализ кредитной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса …54
2.3. Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса…………….64
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию организации кредитования малого и среднего бизнеса филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде…74
3.1. Пути совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………74
3.2. Расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых мероприятий……………………………………………………………………89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..102
- органам инспектирования и
надзора легче их
Тем не менее, в развитии территориальных банков до сих пор немало проблем. Во-первых, недостаточны пока усилия органов государственного управления в развитии добросовестной конкуренции как внутри банковского сектора, так и между сектором кредитных организаций и фондовым рынком. Это обуславливает изначально неравноправный доступ региональных банков к ресурсам. Во-вторых, нет механизма защиты долгосрочных финансовых активов коммерческих банков и, как следствие, низкая привлекательность ценных бумаг долгосрочного характера, сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе. В-третьих, отсутствует механизм эффективного инвестирования временно свободных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в высоконадежные инструменты фондового рынка. Но все эти проблемы разрешимы. Именно кредитование малого бизнеса представляет интерес для территориальных банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы.
В принципе, малые предприятия являются практически как неисчерпаемым источником для пополнения банковских средств, так и направлением, где банки могут размещать свои ресурсы. При кредитовании юридических лиц следует обращать внимание на такие важные моменты:
1) Услуга банка, которая
2) Сегодня в большей степени
нужны долгосрочные кредиты.
В первую очередь речь идет о крупных предприятиях, большинство из которых, если и использует банковские кредиты, то зарубежных, а не российских банков. Краткосрочное кредитование служит инструментом формирования тактического взаимодействия банка и промышленного предприятия, обладая потенциальными возможностями объединить на взаимовыгодной основе интересы получения прибыли банком-кредитором предприятием-заемщиком лишь на короткое время. В случае долгосрочного кредитования, длительные сроки формируют стратегию действия банка и предприятия в целях осуществления крупных инвестиционных проектов. Т.е. банк фактически становится соисполнителем проекта и уже начинает искать пути стратегического взаимодействия для взаимовыгодного партнерства.
3) Также необходимы программы
обучения персонала кредитных
организаций по работе с
Одной из основных причин, вызывающих трудности работы банков с малым бизнесом, является далекая от совершенства законодательная и налоговая база этого направления. Сейчас изменения происходят мгновенно, поэтому нельзя, единожды разработав законопроект, удержать данный бизнес в его рамках. Необходимо динамичное изменение законодательной базы, согласованное с требованиями рынка. Следовательно, возможна только стратегия массового, стандартизированного подхода к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского бизнеса.
Прошедший 2011 год явился в значительной степени непростым годом для отечественной банковской системы. Основными следствиями кризисных явлений явились сокращение способностей банков по наращиванию активов, сокращение возможностей банков по привлечению доступного долгосрочного финансирования с мирового и отечественного рынков, резкое усиление конкуренции банков в борьбе за корпоративных и розничных клиентов. Действие отмеченных негативных факторов, безусловно, отразилось и на динамике развития филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде. Рассмотрим в таблице 11 условия кредитования малого и среднего бизнеса основных конкурентов филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде для анализа конкурентной среды банка. [49]
Таблица 11
Характеристика качества кредитной продукции конкурентов филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде
Характеристики кредитной |
филиал ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде ОАО банк «РОСТ» |
ВТБ-24 |
Уралсиб |
Транскапиталбанк | ||||
Наличие кратко-, средне- и долгосрочного кредитования малого и среднего бизнеса |
да |
да |
да |
да | ||||
Требования к обеспечению |
да |
да |
да |
да | ||||
- ликвидное движимое или |
да |
да |
да |
да | ||||
- технологическое оборудование, автотранспорт |
нет |
да |
нет |
да | ||||
- ценные бумаги |
нет |
да |
да |
нет | ||||
- здания, сооружения, помещения, земельные участки |
да |
да |
нет |
Да | ||||
- ТМЦ в обороте (запасе) |
нет |
да |
нет |
нет | ||||
Стандартные овердрафты |
нет |
да |
да |
нет | ||||
Наличие кредитных линий |
да |
да |
нет |
да | ||||
Средняя годовая ставка % по кредитам |
19,3 |
18,2 |
18,9 |
19,6 | ||||
Скорость обслуживания клиентов – срок оформления кредитов |
до 14 дней |
до 9 дней |
до 12 дней |
до 16 дней | ||||
Наличие штатного оценщика |
нет |
да |
да |
нет | ||||
Наличие разработанной кредитной политики, методики оценки кредитоспособности |
да, но методика нуждается в оптимизации |
да |
да |
да | ||||
Количество безнадежных к |
1,55% |
0,96% |
1,12% |
1,76% | ||||
Удельный вес кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в общем объеме финансирования |
49,8% |
35,6% |
29,8% |
44,7% |
Однако, даже в условиях действия неблагоприятной конъюнктуры, на протяжении 2012г. Филиал банка уверенно удерживал завоеванные позиции, что наглядно иллюстрируют следующие факты:
- проведение дополнительной эмиссии акций дало двукратное увеличение уставного капитала, величина которого в настоящее время составляет 800 миллионов рублей;
- величина чистой прибыли, рассчитанная в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, с учетом событий после отчетной даты (СПОД) за истекший 2011 год составила 101,5 миллионов рублей, что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель 2007 года (48,7 миллионов рублей);
- реализация политики развития корпоративного направления бизнеса обеспечила количественный и качественный прирост клиентуры и динамичный рост показателей деятельности филиала банка в этом направлении, в частности количество корпоративных клиентов в 2011 г. увеличилось на 15% и приблизилось к 2000 клиентов;
- в истекшем 2011 году филиал ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде, несмотря на ухудшение возможностей по расширению ресурсной базы, уверенно удерживал объемы кредитного портфеля;
- в истекшем 2012 году продолжилось укрепление позиций филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде: расширилась клиентская база банка, существенно увеличился объем кредитования корпоративных клиентов, укреплялись позиции на рынке розничных банковских услуг. [49]
Основными приоритетами филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде в 2011 году являлись:
- развитие комплексных решений для клиентов, оптимизация и расширение действующего спектра услуг, оказываемых банком;
- максимально интенсивное развитие направления корпоративного бизнеса;
- последовательное наращивание клиентской базы;
- дальнейшее расширение филиальной сети. [50]
Данные приоритеты останутся таковыми и на протяжении 2012 года. филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде в своей деятельности руководствовался и будет продолжать руководствоваться следующими основными принципами:
- предоставление клиентам финансовых продуктов и услуг, комплексно решающих их проблемы и способствующих успеху и достижению задач клиентов в бизнесе и частной жизни;
- прозрачность бизнеса банка, открытость политики и высокая бизнес-этика, основывающаяся на взаимном доверии в отношениях банка с клиентами и партнерами;
- высокая технологичность бизнес-процессов и продуктов банка, организация бизнеса банка по стандартам, максимально приближенным к лучшим существующим на рынке. [50]
С целью повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности филиал ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде последовательно реализует программу укрепления деловой репутации, действуя в соответствии с принципами информационной открытости и прозрачности. Приоритетными направлениями развития бизнеса филиале ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде в 2011 году являются:
- повышение качества осуществления банком функций по аккумулированию денежных средств физических лиц, корпоративных клиентов, с целью их использования в кредитных и инвестиционных проектах;
- укрепление доверия к банку со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;
- усиление защиты интересов акционеров, вкладчиков и других кредиторов банка.
- активное развитие корпоративного бизнеса;
- дальнейшее повышение эффективности и рентабельности банковских операций и продуктов, предлагаемых клиентам банка;
- дальнейшее региональное развитие. [50]
Для успешной реализации приоритетных направлений деятельности филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде требуется эффективно решить следующие задачи:
- выход на новый качественный уровень обслуживания корпоративных и частных клиентов, основанный на сочетании современных технологий и индивидуального подхода к каждому отдельному клиенту;
- увеличение капитала до величины, обеспечивающей дальнейшее устойчивое развитие банка в интересах его акционеров, вкладчиков и иных кредиторов;
- существенное расширение и диверсификация клиентской базы банка, привлечение и закрепление взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной перспективе с крупными корпоративными клиентами регионального масштаба;
- достижение и сохранение устойчивых позиций в регионах присутствия банка;
- развитие розничного банковского бизнеса, расширение спектра предоставляемых услуг, осуществление карточных проектов;
- обеспечение оптимальной структуры активов и пассивов, оптимальной диверсификации ресурсной базы и размещенных средств;
- дальнейшее расширение инвестиционно-банковского продуктового ряда услуг, предоставляемых корпоративным клиентам;
- дальнейшее реформирование системы управления, обеспечение высокой адаптивности организационной филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде к происходящим изменениям, совершенствование технологий принятия управленческих решений и контроля;
- дальнейшее внедрение системы оценки эффективности деятельности подразделений и сотрудников банка, системы мотивации управленческого персонала банка, направленной на формирование его устойчивой заинтересованности в решении поставленных задач;
- дальнейшее развитие информационных и банковских технологий на единой платформе. [51]
В 2011 году филиал ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгограде сохранит свои позиции как социально значимый универсальный банк, стремящийся удовлетворять потребности различных категорий клиентов (юридических лиц, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц, банков) в широком спектре качественных банковских услуг. Усилия банка филиала ОАО БАНК «РОСТ» в г. Волгоградет будут направлены на создание долговременных конкурентных преимуществ.
Однако, следует учитывать, что трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем несколько сотен кредитов малому предприятию. Выход из создавшейся ситуации заключается в переходе на так называемые поточные технологии кредитования с использованием скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика. Скоринговые модели получили широкое распространение в западных странах, а недавно их начали использовать и российские банки. С помощью скоринга можно существенно снизить риски при кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса. [51]
В самом упрощённом виде скоринговая
модель представляет собой взвешенную
сумму определённых характеристик
бизнеса. В результате получается интегральный
показатель (score), который сравнивается
с определённым числовым порогом
— линией безубыточности. Клиентам
с показателем выше этой линии
кредит выдаётся, ниже — нет. Такие
методики с достаточно высокой степенью
вероятности позволяют
Кроме того, применение скоринговых схем повышает скорость обработки информации и увеличивает рентабельность кредитования малого и среднего бизнеса. Поэтому в условиях нарастающей конкуренции главной задачей становится создание собственных/адаптация уже существующих систем скоринга. Использование скоринга, в основе которого лежит анкетирование заемщика, позволяет выдавать малому бизнесу экспресс-кредиты в течение одного дня. [51]
Анализ опыта кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов. Отличительными особенностями технологии кредитования предприятий малого бизнеса являются быстрая обработка заявок на получение кредита, упрощенные, но четко регламентированные и стандартизированные процедуры обработки запросов и получения кредита, четкая сегментация спроса с предложением каждой группе клиентов соответствующих условий кредитования. На сегодня ограничение кредитных рисков обычно обеспечивается реализацией методик определения кредитного рейтинга заёмщика. Эти методики у разных банков несколько отличаются друг от друга, но в большинстве случаев при оценке кредитного рейтинга юридических лиц содержат следующие общие элементы:
1. Определение класса кредитоспособности заёмщика в зависимости от суммы баллов, определяемой показателями финансово- хозяйственной деятельности предприятия;
Информация о работе Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса