Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в России еще не справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпорация - это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.
Введение............................................................................................................... 4
1 Теоретические основы корпоративного управления....................................... 7
1.1 Модели корпоративного управления............................................................. 9
2 Российская модель корпоративного управления: политико-экономический анализ 15
2.1 Проблемы корпоративного управления в России ................................ ......23
2.2 Причины проблем корпоративного управления и меры по их устранению 30
3 Характеристика и оценка корпоративного управления ОАО «Газпром» ........38
3.1 Общая характеристика компании «Газпром»...................................................38
3.2 Корпоративное культура и имидж организации..............................................41
3.3 Характеристика корпоративного управления компании «Газпром».............43
3.4 Основные проблемы корпоративного управления ОАО «Газпром».............44
3.5 Основные принципы решения проблем корпоративного управления компании «Газпром».................................................................................................51
Заключение.................................................................................................................55
Биографический список............................................................................................57
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
Содержание
Введение......................
1 Теоретические
основы корпоративного
управления....................
1.1 Модели
корпоративного управления.....
2 Российская модель корпоративного управления: политико-экономический анализ 15
2.1 Проблемы
корпоративного управления
в России ..............................
2.2 Причины проблем корпоративного управления и меры по их устранению 30
3 Характеристика и оценка корпоративного управления ОАО «Газпром» ........38
3.1 Общая
характеристика компании
«Газпром».....................
3.2 Корпоративное
культура и имидж организации...................
3.3 Характеристика
корпоративного управления
компании «Газпром»............
3.4 Основные проблемы корпоративного управления ОАО «Газпром».............44
3.5 Основные
принципы решения
проблем корпоративного
управления компании
«Газпром».....................
Заключение....................
Биографический
список........................
Введение
В течение последнего десятилетия как за рубежом, так и в России наблюдается беспрецедентный рост интереса общественности к проблеме корпоративного управления.
Причина
подобной ситуации состоит
в том, что проблемы
корпоративного управления
тесно связаны
с некоторыми наиболее
характерными для
настоящего времени
явлениями в мировой
экономике. К ним
относятся: возрастание
в экономике роли
частного сектора; усиление
тенденции к
Все более насущной необходимостью становится формирование эффективных институтов корпоративного управления, которые могли бы существенно дополнять и усиливать механизм рыночной конкуренции и способствовать становлению эффективной институциональной среды.
Данная проблема актуальна в условиях глубокой и широкомасштабной трансформации в экономике России, вызванной как научно-техническим прогрессом, так и ее системными и структурными преобразованиями, осуществляемыми в процессе формирования рыночной экономики и политической демократии.
Проблема исследования корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. Корпорации в России еще не справляются с ролью ключевого звена нашей экономики. Между тем, корпорация - это важнейший институт современной экономики. В промышленно развитых странах он является неотъемлемым атрибутом системы власти.
В России национальная модель корпоративного управления находится на стадии формирования, она еще не заработала по - настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях.
То есть, корпоративное управление в России уже успело столкнуться с рядом проблем, для решения которых нужно применять определенные меры.
Необходимость анализа теории и практики корпоративного управления в России с целью выявления причин его несовершенства, значимых проблем, а также изучение вариантов их решения предопределила актуальность темы курсовой работы «Исследование проблем корпоративного управления».
Цели данной работы:
Анализ ключевых элементов эффективной системы корпоративного управления, рассмотрение преимуществ эффективного корпоративного управления и определение путей совершенствования системы корпоративного управления компаний в стране.
Основная задача состоит в том, чтобы попытаться понять взаимосвязи между различными аспектами корпоративного управления с учетом уже имеющихся результатов некоторых эмпирических исследований и на этой основе идентифицировать ключевые проблемы корпоративного управления в контексте создания условий для устойчивого экономического развития.
Предметом исследования является корпоративное управление.
Объект исследования – проблемы корпоративного управления в России.
В качестве методов исследования в работе использованы анализ и сравнение.
В рамках системы корпоративного управления формируются взаимоотношения между менеджерами, советом директоров, акционерами (как главными, так и миноритарными) и иными заинтересованными лицами (например, кредиторами, сотрудниками, поставщиками). Совершенствование корпоративного управления способствует повышению эффективности компаний и расширению их доступа к внешнему финансированию и соответственно является одним из необходимых условий устойчивого экономического роста. Поэтому практическая значимость данной проблемы очень велика для экономической политики предприятий и страны в целом.
Эмпирическая база исследования содержит статьи «Российского журнала менеджмента», журнала «Общественные науки и современность», научно-исследовательских центров, Фонда «Бюро экономического анализа», а также материалы из различных учебных пособий и официальных исследований.
1 Теоретические основы корпоративного управления
Корпоративное управление (англ. corporate governance) — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров [1, с. 216]; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния.
Корпоративное управление — это набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией.
Как правило, корпоративное управление подразумевает взаимодействие трех основных групп интересов — акционеров, совета директоров и топ–менеджеров (рис. 1).
рис.1. Границы корпоративного руководства
Участниками корпоративного управления являются три основные группы лиц [3, с. 17]:
1. Компания
Корпоративное управление также охватывает отношения и способствует поиску баланса интересов внутри компании - между менеджментом, советом директоров и общим собранием акционеров.
2. Акционеры
Корпоративное управление также регулирует отношения внутри этой группы и обеспечивает баланс интересов различных групп акционеров - собственников контрольного пакета акций и мелких акционеров, стратегических и портфельных инвесторов и т.д.
3. Заинтересованные лица
Заинтересованные лица или соучастники (stakeholders) – это лица, которые оказывают влияние на деятельность компании или зависят от деятельности компании. Заинтересованными лицами компании являются: работники, кредиторы, клиенты, поставщики, местная общественность, государственные органы и местные власти. Взаимоотношения компании с заинтересованными лицами имеют важное значение для определения уровня корпоративного управления в компании. В мировой практике существуют определенные стандарты поведения компании в отношении заинтересованных лиц.
Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление [2, с. 122]. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.
Основная задача корпоративного управления — поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, наконец, корпорации перед обществом.
Эффективное корпоративное управление является одним из решающих факторов повышения конкурентоспособности компании. Развитие компании невозможно без наличия эффективной структуры, определяющей взаимоотношения Совета директоров, исполнительного органа и акционеров, уверенности инвесторов в том, что их средства разумно расходуются руководством компании и, таким образом, способствуют росту ее капитализации.
1.1. Модели корпоративного управления
Одним из основных вопросов проблематики корпоративного управления является выбор наиболее адекватной национальной модели в условиях глобализации современной экономики. Сравнительный анализ национальных моделей корпоративного управления позволяет определить основные преимущества (издержки), которые необходимо учитывать при развитии корпоративных отношений в России.
К настоящему времени сформировались четыре модели корпоративного менеджмента: американская, немецкая, японская и так называемая предпринимательская модель, свойственная странам с переходной экономикой.
Американская модель.
Основные черты этой модели сформировались в англо-говорящих странах: США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Бизнес в США характеризуется распыленностью акционерного капитала среди огромного числа его участников. Поэтому, ни одна из групп акционеров не может иметь какие-либо преимущества. Это же обстоятельство в значительной степени препятствует осуществлению владельцами контрольных функций за деятельностью компании. Однако, миноритарный (мелкий) инвестор легко может продать свои акции в случае несогласия с политикой руководства, что обычно значительно труднее сделать держателю крупного пакета акций.
Согласно американскому законодательству корпорации являются собственностью акционеров и в ряду интересов акционерного общества на первом месте стоят интересы акционеров. В соответствии со сложившимися в стране традициями от менеджеров ожидают максимализации стоимости компании в интересах акционеров. Именно поэтому, по мнению американских специалистов, рыночная стоимость (капитализация) компании является лучшим критерием ее эффективности. При этом с ростом благосостояния акционеров растет и благосостояние наемного персонала.
Акционеры принимают участие в текущих делах корпорации посредством избрания (на общем собрании) совета директоров, который осуществляет следующие функции:
- контроль за порядком избрания и переизбрания членов совета директоров и менеджеров;
- контроль за выполнением корпорацией своих обязательств;
- оценку финансовой деятельности компании;
-обеспечение соответствия деятельности корпорации законодательству.
В американской модели большое значение придается ответственности не менеджеров компании перед советом директоров, а совета директоров перед акционерами.
Немецкая модель.
В Германии, в отличие от США, значительная часть акционерного капитала той или иной корпорации находится во владении других компаний. Это около 50% всего акционерного капитала. Индивидуальные инвесторы владеют примерно 20% акций (в виде сертификатов на предъявителя, передаваемые банками). То есть акционерный капитал в ФРГ более (по сравнению с США) концентрирован и потому в большей степени заинтересован и способен контролировать деятельность корпораций.
А в немецкой модели по сравнению с американской больше внимания уделяется интересам наемного персонала. Кроме совета управляющих (директоров) имеется наблюдательный совет, половину которого избирают работники предприятия из своего числа при количестве работников более 2000 человек. Имеется также совет рабочих, сформированный из рядового персонала, который на совещательных началах участвует в решении кадровых и социальных вопросов.
Немецкая модель типична для стран центральной Европы и базируется на принципах социального партнерства. Считается, что цели предприятия не могут замыкаться только на интересах акционеров; все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений. К этим сторонам относятся, кроме акционеров, трудовой коллектив, менеджеры, поставщики и потребители продукции, банки, общественные организации.
Характерной чертой германской модели является активное участие банков в процессах управления корпорацией. В отличие от США они, как правило, являются крупнейшими акционерами компаний.
Японская модель.
Современная японская модель корпоративного менеджмента сформировалась на базе своеобразной национальной культуры и традиций, а также под влиянием событий и обстоятельств после Второй мировой войны. Эта модель отличается социальной сплоченностью и взаимозависимостью.
Информация о работе Проблемы и механизмы корпоративного управления