Модели корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. Так, роль корпоративного управления в тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное управление сыграет в странах с высокой степенью распыления акционерного капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
НЕМЕЦКАЯМОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СФЕРЫ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат орг. проектирование.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине: «Оганизационное проектирование»

На тему: «Модели корпоративного управления» 
 
 
 
 
 

Студентки 3-го курса

Группы 0504А                                                                                                                   Толстовой Анны Игоревны                                                 
 
 
 
 

Донецк  – 2010

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 

  1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ.
  2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
  3. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
  4. НЕМЕЦКАЯМОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
  5. ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СФЕРЫ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.

    ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным  обществом обусловлено как историческими  факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. Так, роль корпоративного управления в  тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках  немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное  управление сыграет в странах  с высокой степенью распыления акционерного капитала.

    Однако  в странах с развитой рыночной экономикой отсутствует унифицированная  модель корпоративного управления. Это  связано с непрерывным нарастанием  сложности стратегического управления коммерческими организациям, стремительным  ростом неопределенности  экономических процессов, влияние НТП и турбулентного окружения.

    При сравнительном анализе, специалисты  оперируют в основном тремя моделями корпоративного управления: американской, японской и немецкой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 
 

    Любая организация является экономически интегрирующей подсистемой –  целостным объектом, объединяющим множество  социально-экономических процессов  и связей, и достигающим прибыльности через многие факторы деятельности.

    Приведенной совокупности свойств максимально  отвечает корпоративная форма хозяйствования. В основу корпоративной деятельности положен принцип создания временных  и договорных организационных структур. Их объединяют интересы, капиталы и  взаимодействие владельцев и работников в совместной хозяйственной деятельности.

    В современных условиях совершенствование  корпоративного управления стало одним  из решающих факторов социально-экономического развития. Надлежащий режим корпоративного управления способствует  эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов  ее управления, как самой компании, так и ее акционерам. Все это  помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия  инвесторов (как иностранных, так  и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

    Корпорация  как социальная организация и  правовая форма бизнеса включает замкнутые группы людей с максимальной централизацией и авторитарностью  руководства.

    Следует обратить внимание, что большинство  корпораций возникло в процессе приватизации имущества. Переход к частной  собственности во многих теоретических  концепциях реформирования экономики  играл роль некоторого магического  средства, способного обеспечить ускоренное развитие рыночных отношений и переход  к эффективному хозяйствованию. Акцентируя роль частной собственности как необходимого исходного условия функционирования рыночных механизмов, многие теоретики «шоковой терапии», по – видимому, не уделили достаточно внимания и обратному влиянию – воздействию складывающихся рыночных отношений и рыночных институтов на формирование условий, необходимых для эффективного функционирования современной частной собственности.

    Корпорация  – это современное системное  образование, объединяющее людей и  капиталы. Круг участников, предоставивших капиталы для коммерческой деятельности, по интересам, и объемы капиталовложений строго определены в любой момент времени. В число участников корпорации входят держатели капиталов и  интересов, владельцы контрольных  пакетов акций, крупные акционеры  – юридические лица, частные владельцы  и мелкие акционеры.

    Корпорация  как правовая форма бизнеса отделена от конкретных владельцев. Призванный властями этот вид «юридического  лица» обладает правом покупать ресурсы, владеть активами, производить и  реализовывать продукцию, занимать и предоставлять в кредит капиталы и быть истцом и ответчиком в суде.

    Корпорация, подобно единоличным владельцам и партнерам,  осуществляет любую  хозяйственную, производственную и  иную коммерческую деятельность, но в  отличие от названных субъектов  бизнеса несет ограниченную ответственность  за результаты соей деятельности.

    Современная корпорация – это материнская  компания с сетью дочерних компаний и филиалов с различным юридическим  статусом и уровнем самостоятельности.

    Современная корпорация являет собой объединения, АО и организации в промышленности, коммерции, научно-технических разработках, сбыте, маркетинге и других областях. Целью объединения является формирование согласованной политики по специализации  и интеграции производства, определению  объемов выпуска продукции, разделу  сегментов рынка, распределению  и объемам инвестиций, кооперации в НИОКР и освоении наукоемких и высокотехнологичных изделий.

    Отличительными  признаками корпораций являются их крупные  размеры, межотраслевой и транснациональный  характер деятельности.

    Корпорации  развитых стран организуют массовое производство на основе высоких технологий, новейшего оборудования, научной  организации труда.

    Известны  две глобальные формы роста масштабов  производства и накопления капиталов:

    - концентрация через накопление  и расширенное воспроизводство; 

    - слияние и поглощение компаний.

    Оба этих направления формируют правовую основу современного корпоративного строительства.

    Таким образом, следует обратить внимание, что корпорации  позволяют успешно  решать две основные проблемы рыночной экономики, к которым относятся:

     - привлечение капиталов для реализации  крупных проектов.  В развитых  странах корпорации самостоятельно  накапливают средства, привлекая  сбережения населения. Участие  в корпорации позволяет четко  выделить долю собственности  для продажи и акционеры компании ограниченно отвечают по обязательствам корпорации.

    - диверсификация, перераспределение риска, связанного с любыми инвестициями. Всякий инвестор предпочитает разделить капитал на части и вложить их в максимальное число компаний, что позволяет снизить риски. Этому содействуют компании, акции которых циркулируют на финансовых рынках.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЯПОНСКАЯ  МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
 

    В последние 10-15 лет  в США и в  Западной Европе значительно возрос интерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к формам и методам управления, используемым японскими компаниями.

    Анализ  показывает, что современная японская система представляет собой гибкий рациональный механизм. Этот механизм постоянно модифицируется по мере изменения  условий функционирования компании и базируется не только на специфических  особенностях  социально-культурных традиций. Т.Коно профессор управления университета Гакусюин (Токио), характеризуя систему управления, используемую крупными компаниями Японии, отмечает, что мнение об уникальности и неповторимости большинства японских способов управления являются ошибочными, так как современный японский стиль управления сформировался в основном под влиянием идей западноевропейской и американской школ менеджмента и поэтому может с успехом быть применена в практике производственных организаций и других стран. Об этом, например, свидетельствует деятельность японских компаний за рубежом. Ряд исследований, проведенных в последние годы показывает, что именно внешняя среда, т.е. рыночные условия и условия ведения бизнеса, в которых действуют японские компании, обуславливают существенные отличия в их подходе к выработке стратегических  и тактических целей функционирования, к формированию организационных структур и выбору методов руководства основными видами деятельности.

    Социальная  сплоченность и взаимозависимость - очень важный аспект деловой жизни  в Японии, глубоко уходящий корнями  в Японскую культуру и традиции. Современная модель корпоративного управления сложилась с одной  стороны под влиянием этих традиций, с другой - под влиянием внешних  сил в послевоенный период. В довоенной  Японии экономика была представлена небольшим числом финансово-промышленных конгломератов, собственность которых  была сконцентрирована в руках отдельных  семейных кланов. При реализации плана Маршалла послевоенного восстановления экономики безусловными требованиями был демилитаризация и демонополизация экономики, а также дезинтеграция конгломератов. Эти задачи были возложены на вновь созданное министерство промышленности и торговли. Министерство одной стороны, выполнило требования разукрупнения и акционирования конгломератов, с другой - сохранило высокий уровень взаимосвязи компаний посредством перекрестного владения акциями. На этом этапе японские компании обменивались пакетами акций, неформально договариваясь взаимно не продавать эти пакеты. Тем самым сохранялся сконцентрированный контроль над компаниями, но формально собственность была достаточно раздробленной. Это был один из тех процессов, который привел к формированию современных финансово – промышленных групп Японии.

                   Разукрупнение проводилось в  основном в сфере промышленности  и торговли и не коснулось  банковского сектора. В дальнейшем  Японское правительство разработало  собственную программу развития, четко сформулировав перспективные  направления. Оно сконцентрировало  для целей реализации существенные  финансовые ресурсы и распределило  их среди шести крупных банков. Банки самостоятельно должны  были организовать инвестиционный  процесс, взяв все риски на  себя. Вокруг этих банков сконцентрировались  группы взаимосвязанных  и  торговых предприятий, страховых  компаний. Таким образом, постепенно  сформировались 6 горизонтальных финансово-промышленных  групп. Обычно ядро финансово-промышленной  группы составляют банк промышленная  и торговая компании. Вокруг них  концентрируется несколько десятков  основных членов группы и несколько  сотен аффилированных членов  группы. Аффилированными компаниями  считаются такие компании, не  менее 10% капитала которых принадлежит  основным компаниям группы. Наряду  с горизонтальными группами постепенно  формировались вертикальные финансово-промышленные  группы такие, как Тойота, Сони, Ниссан. Основные процессы здесь  связаны с вертикальной интеграцией  бизнеса. Сетевые процессы пронизывают  всю экономику Японии независимо от того, оформлены они как-либо формально или нет.

    Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три и аспекта:

    •  система главных банков

    •  сетевая организация внешних  взаимодействий компаний

    •  система пожизненного найма персонала.

    Банки играют настолько важную роль в Японском бизнесе, что каждое предприятие  стремится установить очень тесные отношения с одним из них. Такой  банк называется главным банком компании. Он выполняет самые разные функции. Прежде всего, это кредитор. Главный  банк является первым или вторым по объемам кредитования в 85% наиболее крупных японских компаниях.

    Главный банк одновременно является крупным  акционером компании. Для 16% компаний он самый крупный акционер, в 22% случаев - второй по величине, в 15% случаев - третий. Одновременно банк выполняет роль финансового  и инве­стиционного аналитика, достаточно хорошо информирован о состоянии дел компании и играет роль финансового консультанта. Главный банк может предупредить компанию о надвигающихся финансовых проблемах и разработать программу выхода из кризиса. В случае мелких предприятий главный банк иногда даже ведет их бухгалтерский учет. Банк также является венчурным капиталистом, финансируя высоко рискованные проекты компаний.

Информация о работе Модели корпоративного управления