Модели корпоративного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями. Так, роль корпоративного управления в тех странах, где значительные пакеты акций, сконцентрированные в руках немногих субъектов, существенно отличаются от той роли, которую корпоративное управление сыграет в странах с высокой степенью распыления акционерного капитала.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
НЕМЕЦКАЯМОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СФЕРЫ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат орг. проектирование.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

    Ключевые  участники немецкой модели корпоративного управления – банки и корпоративные  акционеры. Как и в японской модели, банк одновременно выступает и акционером, и кредитором, и эмитентом ценных бумаг, и депозитарием, и агентом, который голосует на годовом общем  собрании.

    Корпорации  также являются акционерами немецких компаний и могут иметь долгосрочные вклады в других неаффилированных корпорациях.

    Немецкие  законы проводят четкую границу между  непосредственным управлением и  надзором. Исполнительный совет в  рамках этой модели подчинен наблюдательному. Членами наблюдательного совета могут быть только независимые директора. Как и в США, в Германии независимые директора совмещают свою должность с другой деятельностью.

    Значительная  норма представительства служащих в составе наблюдательного совета – отличительная особенность  формирования совета директоров. Однако право служащих сводится к признанию  их права на информацию и разъяснение  важнейших решений.

    В Германии крепки федеральные традиции. Федеральные законы оказывают значительное влияние на корпоративное управление. Уставы акционерного общества и фондовой биржи, коммерческие правила, а также  перечисленные выше правила, в которых  обсуждается состав наблюдательного  совета, составляют компетенцию федерального законодательства. Рынок ценных бумаг  регулируется Федеральным агентством, основанным в 1995 г 

    Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США, которые считаются наиболее строгими. Так, например, финансовая информация сообщается раз в полгода, а не ежеквартально. В отличие от США, подаются совокупные данные о вознаграждении директоров и менеджеров. Кроме того, имеются заметные отличия между немецкими и американскими стандартами финансовой отчетности.

    В последнее время в Германии все  чаще раздаются призывы ужесточить требования относительно раскрытия  информации. Так, если до 1995 г немецкие компании должны были сообщать фамилии  лиц, которые владели свыше 25% акций, то после 1995 г эта граница была снижена до 5%, который совпадает  с международными стандартами.

    Необходимо  особо отметить ту исключительно  важную роль, которую играют в странах  с развитыми рынками негосударственные  институты. Их деятельность формирует  и развивает культуру корпоративного управления, которая цементирует  общий каркас системы корпоративного управления, созданный правом. 

    Вышеуказанные уровни корпоративного управления и  его институциональная основа призваны обеспечить реализацию таких основных принципов корпоративного управления как прозрачность деятельности компании и системы ее управления, контроль над деятельностью менеджмента  со стороны акционеров, соблюдение прав миноритарных акционеров, участие  независимых лиц (директоров) в управлении компанией.  

    На  основе всего вышеизложенного можно  отметить, что развитие акционерной  собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею поставило проблему - как обеспечить контроль со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное ее использование в интересах собственников. Организационная модель, которая призвана решить эту проблему, защитить интересы инвесторов, согласовать интересы различных заинтересованных групп, и получила название системы корпоративного управления. В зависимости от особенностей развития, эта модель приняла неодинаковые формы в различных странах. Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образцы, формируемые в результате формальных и неформальных соглашений всех заинтересованных групп. 

  1. ЗНАЧЕНИЕ  КОРПОРАТИВНОЙ СФЕРЫ  В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.
 

    Фундаментальные изменения, которые произошли в  последнее время в объемах  капитала на фоне общей глобализации экономики, послужили основой для  разработки международных стандартов, направленных на повышение эффективности  управления и контроля. Что послужило  толчком для развития и становления  корпоративного управления как самостоятельного экономико-правового института. Выбрав рыночный путь развития экономики, Украина  не может оставаться в стороне  процессов развития корпоративного управления. Начиная с 2002 года, в  Украине был взят курс на разработку национальных принципов корпоративного управления, которые должны способствовать развитию эффективной практики корпоративного управления Украины на основе международных  стандартов с учетом национальной специфики  государства.

    Согласно  Принципам корпоративного управления Украины, эффективное управление требует  наличие правления и наблюдательного  совета, чья компетенция определяется уставом предприятия, согласно его  основной деятельности. К функциям наблюдательного совета относят  следующие: общее управление деятельностью  общества, контроль деятельности Исполнительного  органа, защита прав акционеров. Законодательно предусмотрена необходимость наличия  системы отчетности наблюдательного  совета перед проведением общего собрания акционеров. В процессе общего управления наблюдательный совет определяет основные цели деятельности товарищества, а также принимает стратегию  их достижения; определяет политику общества, способы управления товариществом; осуществляет мониторинг реализации исполнительным органом определенной стратегии  и планов товарищества.

    Правоотношения  между товариществом и членами  наблюдательного совета должны базироваться на положениях подписанных ими гражданско-правовых соглашениях. В составе наблюдательного  совета необходимым является наличие  независимых членов, критерии независимости которых регистрируются во внутренних документах товарищества.

    Согласно  законодательству, наблюдательный совет  имеет право в своем составе  образовывать постоянные или временные  комитеты для изучения, анализа и  подготовки проектов решений по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного  совета.

    Кроме того, с целью эффективного организационного и информационного обеспечения  деятельности органов товарищества, необходимого информирования акционеров, целесообразно ввести должность  корпоративного секретаря, который  является подотчетным наблюдательному  совету.

    Исполнительный  орган, или правление, осуществляет управление текущей деятельностью  общества, является подотчетным наблюдательному  совету и общему собранию акционеров. Исполнительный орган разрабатывает  и согласовывает с наблюдательным советом проекты годового бюджета  и стратегии товарищества, самостоятельно разрабатывает и утверждает текущие планы и оперативные задания товарищества и обеспечивает их реализацию; в случае необходимости, инициирует внесение на рассмотрение общего собрание предложения про внесение изменений в устав. Товариществу целесообразно создать коллегиальный исполнительный орган, избираемый общим собранием акционеров. Порядок формирования и функционирования исполнительного совета целесообразно детально урегулировать внутренними положениями товарищества.

    Товарищество  обязано своевременно и доступными средствами раскрывать полную и достоверную  информацию по всем существенным вопросам, касательно товарищества. К такой  информации, согласно законодательству, относится информация про цели и  стратегию бизнеса; результаты финансовой и операционной деятельности; структуру  собственности и контроля над  обществом; должностных лиц органов  правления, размер их вознаграждений, владение акциями товарищества; существенные факторы риска, которые оказывают  воздействие на деятельность общества. Общие принципы информационной политики общества должны закрепляться во внутренних документах.

    Контроль  за финансово - хозяйственной деятельностью  товарищества должен осуществляться как  посредством привлечения независимого внешнего аудитора, так и посредством  внутренних механизмов контроля. К  органам  общества, осуществляющих контроль, относятся: наблюдательный совет; ревизионная комиссия; служба внутреннего аудита.

    Субъектами  хозяйствования государственного сектора  экономики, к которому относятся  государственные казенные и коммерческие предприятия, в том числе предприятия, которые не подлежат приватизации согласно закона, и предприятия, которые имеют  стратегическое значение для экономики  и безопасности государства, а также  субъекты, государственная часть  в уставном фонде которых превышает 50% или составляет величину, которая  обеспечивает государственное право  решающего влияния на их хозяйственную  деятельность, используется практически треть основных средств в национальной экономики общей стоимостью более 250 млрд. грн.

    По  данным Госкомстата Украины, на 1 апреля 2005 года, государственные и казенные предприятия составили  соответственно 7722 и 511. Количество объектов государственной  и государственной корпоративной  собственности по видам экономической  деятельности составили 43241.

    По  данным Фонда государственного имущества  Украины по состоянию на 1 апреля 2005 года, государство является акционером 1375 хозяйственных товариществах  и 36 акционерных и государственных  холдинговых компаниях. Согласно результатам  исследования Европейского банка реконструкции  и развития, большая часть акционерных  товариществ была создана в период приватизации государственной и  коммунальной собственности 1994-1998г (72,3% ОАО, 55% ЗАО).

      Доля государства в уставных  фондах хозяйственных товариществ  составляет 28,59 млрд. грн. Активы  государства, которые числятся  на балансе хозяйственных товариществ,  но не являются их собственностью  и управляются непосредственно  государством, составляют 12,2 млрд. грн., стоимость имущества, которое государство сдает в аренду – 5,4 млрд. грн.

    Таким образом, государство в настоящий  момент является наибольшим владельцем корпоративных прав.

    Следует отметить, что в корпоративном  секторе экономики производится 75% ВВП и сосредоточено более 60% промышленно-производственного потенциала. В то время как уровень управления государственными корпоративными правами  значительно отстает.

    Наше  государство, как собственник, если и вкладывает денежные средства, то только в ограниченное число отраслей. Бюджетные ассигнования в общей  сумме инвестиций составляют всего 6,2%.

    Управление  государственными корпоративными правами  являются составной общего процесса управления государственной собственностью, однако имеет свою специфику, свои экономические, организационные и законодательные  особенности.

    Специфика состоит в том, что государство  в большинстве случаев имеет  ограниченное влияние на деятельность предприятий, в  которых она имеет  свою долю.

    На  сегодняшний день корпоративные  права государства – это  портфель, сформированный в течении 13 лет приватизации за счет закрепления за государством пакетов акций, а также за счет недораспроданных корпоративных прав, которые стали непривлекательными для бизнеса.

    Конкурсы, которые проводились без единого  покупателя, привели к накоплению в государственном корпоративном  портфеле мелких пакетов акций. Понятно, что управлять таким портфелем  достаточно сложно.

    Данные  исследования свидетельствуют о  том, что активное участие в управлении обществами берут крупные акционеры. Свое право на управление крупные  акционеры реализуют, находясь на управленческих должностях. Первым наиболее крупным  акционером является глава АО (треть  товариществ), вторым является член правления, третьего наиболее крупного акционера или нет вообще, или он опять является членом правления.

      Следует отметить, что сегодня  собственники контрольных пакетов  акций приватизированных предприятий  не всегда желают выкупать  небольшие пакеты акций. Конкурсы  их продаж часто не происходят. Про это свидетельствуют данные  ФДМУ.

    Существующая  законодательная база не позволяет  эффективно распоряжаться этим государственным  имуществом. Вместо ее изменения из года в год ставится здание  реализовать  мелкие пакеты акций, убыточные объекты, которые не пользуются спросом покупателей  по тем правилам, которые сложились  на сегодняшний день.

    Игнорируется  опыт некоторых стран (США, Германии), в которых эта проблема решается путем создания народных предприятий  или установление символической  платы за непривлекательные объекты. Таким образом, предоставляется  преимущество продажи главным образом  объектов, которые функционируют  неэффективно. При этом не учитывается  их место и роль в системе хозяйственных  комплексов.

    Нельзя  также назвать эффективной проведение государственной дивидендной политики. В большинстве случаев на протяжении нескольких лет на государственные  части не выплачиваются дивиденды.

    Как видно из приложения 1, план поступления  в государственный бюджет дивидендов на государственные корпоративные  права за 5 лет существенно возрос.                                                                                                                                                

Информация о работе Модели корпоративного управления