Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:56, реферат
С учетом общего содержания различных трактовок термина "корпоративное управление" специалистами Российского института директоров И. Беликовым и В. Вербицким корпоративное управление было определено как "система взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров, между компанией в целом и иными заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам".
Что такое корпоративное управление
Проблема агентских отношений
Развитие корпоративного управления
Расширение понятия корпоративного управления
Список литературы
Содеражание
Что такое корпоративное управление
Проблема агентских отношений
Развитие корпоративного управления
Расширение понятия корпоративного управления
Список литературы
Что такое корпоративное управление
Термин корпоративное управление (corporate governance) широко применяется на практике, хотя до сих пор не имеет однозначного определения. Например, в брошюре, подготовленной Федеральной службой по финансовым рынкам при участии Российского института директоров, приводятся следующие определения этого термина:
корпоративное управление - система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;
корпоративное
управление - способ управления компанией,
который обеспечивает справедливое
и равноправное распределение результатов
деятельности между всеми акционерами,
а также иными
корпоративное управление - комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент в целях максимизации ее прибыли и стоимости;
корпоративное управление - система взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности ее деятельности и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.
Существуют
и другие определения корпоративного
управления. В частности, в последние
годы правительствами и
С учетом общего содержания различных трактовок термина "корпоративное управление" специалистами Российского института директоров И. Беликовым и В. Вербицким корпоративное управление было определено как "система взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров, между компанией в целом и иными заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам".
Данное
определение отражает традиционный
взгляд на корпоративное управление,
хотя в настоящее время имеются
все основания для расширения
этого понятия в части вопросов
организации стратегического и
тактического менеджмента, которые
также являются жизненно важными
для всех стейкхолдеров компании
и прежде всего для акционеров
и директоров.
Проблема агентских отношений
Вопросы
корпоративного управления наиболее актуальны
для крупных предприятий и
групп компаний, важной особенностью
которых является то, что они находятся
в собственности одной группы
людей (акционеров), но при этом непосредственно
управляются другими людьми (директорами
и менеджерами). Таким образом, права
собственности оказываются
Обозначенная
проблема обычно рассматривается в
терминах теории агентских отношений
(agency theory). Агентские отношения возникают
в том случае, когда одна сторона
(принципал) привлекает другую сторону
(агента) для выполнения определенных
функций от своего имени. При этом
в роли принципалов и агентов
могут выступать как
Теория
агентских отношений была разработана
американскими экономистами М. Дженсеном
(Michael C. Jensen) и У. Меклингом (William H. Meckling)
в 1976 году для того, чтобы объяснить
взаимоотношения внутри корпораций).
При этом корпорации рассматриваются
как совокупность "контрактов"
между менеджерами, акционерами
и кредиторами и другими
Агентская
теория гласит, что, несмотря на то что
отдельные члены бизнес-
Однако в случае отделения прав собственности от функций менеджмента возникает так называемая проблема агентских отношений (agency problem). В нашем случае директора компании являются агентами акционеров (собственников) и должны действовать таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить интересы последних. Однако интересы директоров не всегда совпадают с интересами акционеров, и этим объясняется тот факт, что директора, как показывает практика, не всегда действуют так, как было бы выгодно акционерам.
Примером могут служить многочисленные случаи применения сомнительных учетных политик и необоснованных суждений, позволяющих показывать в финансовой отчетности завышенные суммы прибыли. Причиной такого искажения финансовой отчетности является желание высшего руководства компании преподнести итоги своей деятельности в наиболее выгодном для себя ракурсе и получить соответствующие выгоды - как политические (сохранение своих позиций в совете директоров), так и экономические (получение бонусов по итогам года). В бухгалтерской практике такие действия получили название креативного учета (creative accounting).
Следует отметить, что минимизация случаев применения креативного учета и степени его возможного влияния на искажение финансовых показателей считается одной из важнейших задач стандартизации формирования финансовой отчетности.
Другим примером конфликта интересов может служить деятельность внешних аудиторов. Задача внешних аудиторов состоит в том, чтобы сообщить пользователям финансовой отчетности свое мнение о том, отражает ли эта финансовая отчетность текущее состояние и результаты деятельности компании во всех существенных аспектах. В этом смысле аудиторы являются агентами акционеров и других стейкхолдеров, принимающих решения на основе финансовой отчетности предприятия, т.е. лиц, заинтересованных в достоверности представленной информации.
Однако
обнаружение в финансовой отчетности
серьезных искажений может
Как
показывает последний пример, проблема
агентских отношений на корпоративном
уровне не ограничивается отношениями
между акционерами и
Таким образом, поскольку агенты имеют собственные интересы, отличающиеся от интересов принципалов, последним необходимо предпринять усилия, направленные на создание условий, когда действия агента в своих интересах также отвечали бы интересам принципала. Ситуация, когда индивидуум действует в своих собственных интересах и при этом его действия отвечают интересам компании в целом, получила название конгруэнтности целей (goal congruence).
В
случае потенциального конфликта интересов
акционеров и менеджеров конгруэнтность
целей может быть достигнута путем
мониторинга поведения
Развитие корпоративного управления
Проблема агентских отношений возникла на определенной стадии развития предпринимательства, а особую актуальность получила лишь во второй половине XX века. На ранних этапах развития предпринимательства, в период преобладания семейного бизнеса функции управления оставались за собственником предприятия, который нередко выполнял также и роль непосредственного исполнителя. На таких предприятиях конфликт интересов был просто невозможен, поскольку все функции были сосредоточены в одних руках. Такая ситуация характерна и для многих современных предприятий малого бизнеса.
Проблема
агентских отношений между
Позже,
в 30-е годы ХХ века, по мере дальнейшего
расширения бизнеса и укрупнения
компаний наемные менеджеры все
чаще стали получать право принятия
решений не только по текущим, но и
по стратегическим вопросам. Таким
образом, контроль над предприятиями
практически в полной мере перешел
в руки директоров. При этом все
чаще стала проявляться проблема
агентских отношений, обусловленная
различиями интересов собственников
(акционеров) и менеджеров (директоров).
Если акционеры были заинтересованы
в росте капитализации
50-е
годы прошлого века
Кроме того, наблюдался ускоренный рост портфельных инвестиций (приобретение небольших пакетов акций в большом числе компаний) по сравнению с динамикой прямых инвестиций. Портфельные инвесторы, как правило, приобретают небольшие (менее 10%) пакеты акций компаний и далеко не всегда могут рассчитывать на непосредственное участие своих представителей в процессе управления. Но их роль в развитии экономики чрезвычайно велика, поскольку отсутствие портфельных инвестиций серьезно ограничивает рост стоимости корпораций.
Потенциальные
конфликты интересов акционеров
и менеджеров в сочетании с
развитием институциональных и
коллективных форм инвестирования, а
также с ростом портфельных инвестиций
стали вызывать беспокойство акционеров.
В результате возникли предпосылки
для создания правил корпоративного
управления, регламентирующих взаимоотношения
между акционерами и
Правила корпоративного управления должны были позволить инвесторам принимать экономически обоснованные инвестиционные решения путем анализа текущего состояния и результатов деятельности компании, прогнозирования тенденций ее развития в будущем, оценки потенциальных рисков (в том числе рисков, обусловленных степенью учета интересов миноритарных акционеров). При этом инвесторы заинтересованы в получении возможности сравнительного анализа показателей различных предприятий (в том числе в сравнении со среднеотраслевыми показателями и показателями отраслевых лидеров), а также анализа динамики показателей конкретной компании с течением времени.
Для инвесторов также важно понимать, как в компании принимаются наиболее важные решения, способные повлиять на ее будущее развитие, и в какой степени при этом учитываются интересы акционеров (включая миноритарных). К таким решениям, в частности, относятся решения о крупных сделках, реструктуризации компании, слияниях и приобретениях и т.п.