Понятие оценочной деятельности. История развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:56, курс лекций

Краткое описание

В условиях рыночной экономики и продавец, и покупатель, совершая сделки, имеют необходимость знать заранее о возможном результате планируемой сделки по цене продаж интересующего объекта. Однако рыночная цена становится известна только в результате состоявшейся сделки. В основе рыночной цены сделки, выступающей результатом согласованной цены продавца и покупателя, лежит внутренняя величина, которую называют стоимостью.
Стоимость – будучи количественно определенной в условиях конкретного рынка, представляет собой рыночную стоимость. Именно эту величину определяет экспертиза стоимости или эта величина определяется в результате профессиональной стоимостной оценке.

Оглавление

Понятие оценочной деятельности. История развития. 3
Нормативные документы, регулирующие обязанности оценщика в РФ 4
Проведение профессиональной стоимостной оценки целесообразно в случае: 5
Федеральные стандарты оценки. 6
ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки». 6
ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости». 7
ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» 9
(утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 254) 9
ФСО №4 Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости 11
Кадастр недвижимости 12
ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.» 14
ФСО № 6 "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков.» 15
О стандартизации оценочной деятельности: международный и национально-государственный аспекты 16
МСО 1 «Рыночная стоимость как база оценки.» 26
(вступил в силу 31.07.2007 г.) 26
МСО 2 «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости.» 29
МСО 3 «Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации МКСОИ.» 31
МСО 4 «Оценка ссудного обеспечения, залога и обеспечения долговых обязательств.» 37
Межевой план: 40
Сравнение Федеральных стандартов оценки и Международных стандартов оценки 41
Другие базы оценки 43
Сравнение определений 45
Общая характеристика подходов и методов оценки 51
Особенности оценки Интернет-активов 56
ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности» 61
Методология стоимости оценки машин и оборудования 64
История оценочной деятельности 66
Аналоговое сравнение как основа метода оценки 69
Методы сравнительного подхода 72
МИ – 28 73
Оценка стоимости нематериальных активов. 73

Файлы: 1 файл

Конспект лекций Основы оценочной деятельности.docx

— 317.12 Кб (Скачать)

Размеры компании:

  • Предприятия малого бизнеса, в которых велика степень личного участия владельца, оцениваются исходя из стоимости материальных активов с учетом надбавки за репутацию компании.
  • Предприятия среднего бизнеса стремятся максимизировать свои доходы, а заодно добиться финансовой устойчивости. Их необходимо оценивать с применением всех методов, позволяющих определить рыночную стоимость.

Особенности оценки Интернет-активов

Бесспорно, сегодня тенденции  развития бизнеса лежат в области  современных технологий и использования  всемирной паутины. Это происходит потому, что Интернет развивается  глобальными темпами. Данная тенденция  привела к тому, что  сейчас Интернет-активы явились объектами купли-продажи, и так же источниками, приносящими  доход.

Для некоторых фирм сайт становится побочным, а для некоторых - основным источником прибыли. Все  большее число бизнесменов пытаются понять, сколько стоит сайт, а  так же, сколько стоит вложить  денег, чтобы будущий сайт был  лучше или не хуже, чем у конкурентов.

Дефиниция

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих  интересах, предприниматель берет  на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей  деятельности.

Сферы бизнеса  в Интернет

  • Интернет-магазин;
  • Инфо-бизнес;
  • Продажа рекламных мест;
  • МЛМ-бизнес, сетевой маркетинг;
  • Инвестиционный бизнес;
  • SEO-бизнес;
  • Доменный и хостинговый бизнес.

Цели оценки стоимости  сайта

Оценка доходов от сайта  важна в следующих случаях:

  • Перед заказом создания сайта или редизайна сайта;
  • Для анализа результатов работы сайта;
  • Перед продажей сайта.

Методика оценки

Методика оценки стоимости  сайтов, в основном аналогична оценке других объектов.

  • Затратный подход;
  • Сравнительный подход;
  • Доходный подход.

Как правило, оценка осуществляется двумя методами. Учитывается, сколько  денег было вложено в сайт, (затратный  подход), а также доходы от сайта  за предыдущий, текущий и некоторый  предстоящий период времени (доходный подход).

Затратный подход

Подразумевает, что стоимость  сайта представляет собой сумму  затрат, произведенных для его  создания, раскрутки, SEO, хостинга и других затрат.

Можно выделить следующие  затраты:

  • Регистрация домена
  • Ежегодный хостинг
  • SEO

 

 

 

Затраты на SEO

Сстоимость привлече-ния посетителя, $

Среднее число  посетителей сайта в день/год, чел 

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

3650

7300

10950

14600

18250

21900

25550

29200

32850

36500

Стоимость Интернет-рекламы  в год, $

0.1

3650

7300

10950

14600

18250

21900

25550

29200

32850

36500

0.2

7300

14600

21900

29200

36500

43800

51100

58400

65700

73000

0.3

10950

21900

32850

43800

54750

65700

76650

87600

98550

109500

0.4

14600

29200

43800

58400

73000

87600

102200

116800

131400

146000

0.5

18250

36500

54750

73000

91250

109500

127750

146000

164250

182500


Доходный подход:

Основные факторы, позволяющие  оценить доходы от сайта:

  • Число уникальных посетителей сайта в день.
  • Среднее количество посетителей в месяц.
  • Среднее число просмотренных страниц сайта за месяц.
  • Ядро аудитории (география, возраст, пол, уровень доходов и т.д.).
  • Наличие постоянных посетителей сайта.
  • Время существования сайта.
  • Объем и качество контента сайта.

Практика Интернет-бизнеса

Данный подход смешивает  доходный подход и специфику оценки Интернет-актива:

Цена Сайта = Возраст+Фильтр+Тип  Контента+Тип Сайта+Доход+Каталог,    

где: Возраст – срок с момента регистрации домена сайта до момента оценки стоимости

Фильтр – Наличие фильтров, наложенных на сайт,

Тип Контента – Род содержимого Интернет-актива,

Тип Сайта – конструкция, к которой принадлежит сайт (социальная сеть, форум, блог и т.д.)

Доход – Доход от Интернет-актива за конкретный промежуток времени,

Каталог – принадлежность Интернет-сайта общеизвестным каталогам.

Влияние возраста сайта на его стоимость

Для средних по размерам интернет-проектов используется следующее  ранжирование зависимости стоимости  от возраста:

Возраст

До 1 года

1-4

4-7

7 лет и старше

Прибавка к  стоимости

0

3-10 т.р.

10-15 т.р.

15-25 т.р.


 

Интернет каталоги и фильтры

Наличие фильтров, которые будут ограничивать доступ к сайту поисковых систем и определенных групп пользователей снижает стоимость: от 10% до 40% окончательной стоимости.

Важное значение имеет  принадлежность сайта к общеизвестным каталогам, таким как DMOZ Directory, Yahoo! Directory, Yandex Каталог. Данный пункт говорит о качестве сайта, и соответствии его содержания, оформления и структуры определенному стандарту. В таблице представлено прибавление к стоимости в зависимости от принадлежности к различным каталогам.

Интернет-каталоги

Наименование  каталога

Прибавление к  стоимости 

DMOZ

от 15000

ЯК 

от 25000

Yahoo!

В Российской практике не котируется


Контент

Тип сайта и доходный контент  будут влиять на предполагаемый срок окупаемости проекта, а так же на период расчета доходности. Например, если доход приносит контекстная  реклама, то принято брать срок – 12 мес; а для платных сервисов – 24 мес.

Для наглядности схематично разберем данный расчет оценки стоимости  сайта на примере домена finec.ru.

Стоимость finec.ru

  • Данный сайт позволяет зарабатывать на контекстной рекламе (отсутствуют платные сервисы). Ежемесячный доход, согласно mysitecost.com составляешь 222.3$.
  • Finec.ru находится в каталогах DMOZ и ЯК, что добавляет к его стоимости 15000 р. и 25000 р. соответственно.
  • Фильтры игнорируем, поскольку к данному сайту они отношения не имеют.
  • Возраст сайта составляет более 12 лет, что говорит о стабильности сайта добавляет к стоимости 30000 р.
  • Ориентировочный  годовой доход: 222.3*12 мес. = 2667,6 $

Т.о., при курсе 1$ = 31 руб. получаем:  

15000 + 25000 + 30000 + 2667.6*31 = 152 695 р.

Электронные сервисы  по оценке сайта

Электронные сервисы по оценке стоимости сайта – это web-инструменты, позволяющие быстро (в течение нескольких минут) получить оценку стоимости интернет-актива. В их механизме заключен алгоритм, по которому оцениваются все параметры Интернет-сайта, такие как посещаемость, время функционирования, география аудитории, наличие сайта в специальных каталогах.

Среди таких сервисов выделяются:

  • mysitecost.ru/mysitecost.com
  • cubestat.com
  • valuatemysite.com
  • yourwebsitevalue.com
  • stimator.com
  • cy-pr.com

Недостатки Интернет-оценочных  сервисов

Следует понимать, что при  использовании подобных сервисов, оценка может быть искажена.

Здесь не учитываются такие  аспекты, как 

  • Тематика сайта
  • Основной вид дохода от актива
  • Качество контента
  • Затраты на поддержку сайта

Иными словами, во внимание берутся только строго подсчитываемые, количественные факторы, что говорит  о возможных погрешностях в оценке.

Распространенные  ошибки при оценке Интернет-активов:

  • Ошибочно оценивать доходы от сайта по веб-дизайну, т.е. по внешнему оформлению сайта. Веб-дизайн - понятие субъективное. Доходы от сайта оцениваются не субъективно, а в числовых показателях.
  • Владелец сайта либо недооценивает, либо переоценивает доходы от сайта.

ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности»

Хорошо известно, что важнейшим  условием успешного развития любого вида деятельности является качество законодательной базы. Это особенно важно в такой стремительно развивающейся  отрасли, как оценка, в которой  законодательство, по сути, отстает  в развитии от самой отрасли.

Следует отметить, что процесс  принятия Федерального Закона№135 «Об  оценочной деятельности» был  довольно сложным. Его проект был  внесен в Государственную Думу в  марте 1996 г. Однако принятый Государственной  Думой Закон в ноябре 1996 г. был  отклонен Советом Федерации, после  чего в Государственной Думе была создана согласительная комиссия. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в редакции согласительной комиссии Закон был  отклонен в мае 1997 г. Президентом  России, после чего в Государственной  Думе еще раз была создана согласительная комиссия. И только принятый Государственной  Думой с учетом предложений Президента Закон был одобрен Советом  Федерации и подписан Президентом 29 июля 1998 г. под N 135-ФЗ.

Начиная с 1998 года,оценщики имели пусть и несовершенные, но относительно простые и понятные правила игры на рынке оценки. Их деятельность регулировалась Федеральным  законом «Об оценочной деятельности»  №135-ФЗ (в тогдашней редакции) и  Стандартами оценки, утвержденными  Постановлением Правительства РФ №519 от 6 июля 2001 года. Эти стандарты особо  не ограничивали оценщика, более того, многие важные для оценщиков вопросы  в них вообще не были отражены. Кроме  того, закон требовал от оценочной  компании либо индивидуального предпринимателя  страховать свою ответственность. Страховым  случаем, по замыслу законодательства, являлось причинение убытков третьим  лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности. В  этой области законодательство об оценочной  деятельности так и не заработало полноценно: на практике не было ни одного прецедента, когда страховщику оценщика потребовалось выплачивать убытки. Необходимость изменений правил игры на оценочном рынке назрела  достаточно давно — потребности  рынка просто «переросли» имеющееся  законодательство. В частности, много  говорилось о переходе оценщиков  на саморегулирование.

Информация о работе Понятие оценочной деятельности. История развития