Особенности формирования распределения и использования выручки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Различные колебания в структуре объема выручки от продажи товаров оказывают негативное влияние на результаты производственной деятельности предприятия и на финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, почти на каждом предприятии создаётся специализированный финансовый отдел, который занимается организацией ежедневного оперативного контроля за отгрузкой и реализацией продукции.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.35 Кб (Скачать)

Различные колебания в  структуре объема выручки от продажи  товаров оказывают негативное влияние  на результаты производственной деятельности предприятия и на финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, почти  на каждом предприятии создаётся  специализированный финансовый отдел, который занимается организацией ежедневного  оперативного контроля за отгрузкой и реализацией продукции.

Ключевое значение имеет  правильное прогнозирование и распределение  полученной выручки, что и говорит  об актуальности темы исследования.

От того, насколько правильно  будет спрогнозирована выручка, зависит успешность финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. Расчет выручки  должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное, качественное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных  средств.

Объектом исследования в  курсовой работе является РУПП «Могилевхлебпром».

Предметом исследования является выручка предприятия, как основной источник финансовых средств и анализ ее использования.

Целью данной курсовой работы является изучение планирования, формирования и использования выручки в РУПП «Могилевхлебпром» и внесение конкретных предложений по ее увеличению.

В соответствии с целью  в работе поставлены следующие задачи:

           - изучить теоретические основы планирования, формирования и      использования выручки;

  • проанализировать направления  использования выручки;
  • предложить пути совершенствования планирования, формирования и использования выручки.

При написании курсовой работы были использованы данные бизнес-планов, годовых отчетов и данные учета  и отчетности по планированию, формированию и использованию выручки  РУПП «Могилевхлебпром» за 2009-2011 год.

Теоретической и методологической основой для написания работы послужили труды ученых – экономистов, практиков, материалы научных конференций, Законы и иные нормативные акты Республики Беларусь, а так же специальная  литература по финансам.

Методы исследования, применяемые  в работе: аналитический, монографический, метод балансовых увязок, сравнительных  характеристик и другие.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРУЧКИ

 

1.1 Выручка от реализации продукции  (работ, услуг), её значение в  деятельности предприятия и факторы  роста

 

Главным источником денежных накоплений промышленных предприятий  является выручка от реализации продукции, представляющая собой сумму денежных средств, полученных за отгруженную  или отпущенную продукцию, оказанные  услуги и выполненные работы. Поэтому  от выполнения плана по реализации зависит финансовое положение предприятия.

Выручка от реализации продукции  включает средства на возмещение затрат предприятия на реализованную продукцию, т. е. полной себестоимости, и денежные накопления - прибыль и налог с  оборота. Выручка используется прежде всего на покрытие затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной  продукции. [12; с. 63]

Полная себестоимость  продукции включает производственную себестоимость и внепроизводственные  расходы. С данным высказыванием  автора мы полностью согласны, в  состав производственной себестоимости  входят расходы на сырье, основные и  вспомогательные материалы, топливо, энергию, заработная плата с начислениями (отчисления на социальное страхование), амортизационные отчисления и прочие затраты. Указанные расходы отражаются в смете затрат на производство. Внепроизводственные расходы - это  в основном расходы, связанные с  реализацией продукции: на ее упаковку, транспортировку, погрузку, рекламу, содержание баз и складов, находящихся вне  места расположения предприятия, и  другие расходы. [16; с. 98]

Остатки готовой продукции  на предприятии как на начало, так и на конец года могут быть двух видов: остатки на складе и остатки отгруженные, но еще не оплаченные. Размер остатков на складе зависит от условий производства и поставки продукции и устанавливается в соответствии с существующими положениями. Для их покрытия у предприятия предусмотрена определенная сумма оборотных средств. Остатки готовой продукции отгруженной, но не оплаченной включают: отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил; отгруженные товары, не оплаченные в срок; товары на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта. Остатки отгруженных товаров, срок оплаты которых не наступил, образуются в связи с применением соответствующих форм расчетов, при которых от момента отгрузки продукции до ее оплаты проходит определенный период времени. Так как размер таких остатков непостоянен, они покрываются за счет кредита банка под отгруженные товары, выдаваемого на нормальный фактический срок документооборота. Остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок и товаров на ответственном хранении образуются или в связи с отсутствием средств у покупателей, или в связи с нарушениями условий отгрузки и оплаты как поставщиком, так и покупателем. Образование таких остатков вызывает финансовые трудности у поставщиков, а так как средств на их покрытие нет - неплатежи покупателей.

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) является основным источником финансирования затраченных на изготовление продукции. Также можно отметить, что поступление выручки обеспечивает непрерывность основной деятельности организации и кругооборот средств, а также непрерывность производственного  процесса. Из итоговой выручки предприятие  покрывает материальные затраты, затраты  на сырье, основные материалы, топливо  и электроэнергию, а также прочие затраты, связанные с деятельностью. Несвоевременное зачисление выручки  на счет предприятия влечет за собой  простой в производстве, сокращение суммы прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции. [1; с. 104]

Одним из ученых, затрагивающим  вопросы методики формирования выручки  является Е.В. Симончик [22; с. 12], который обращает наше внимание на методику формирования выручки в условиях переходного периода.

Автор отмечает, что в  процессе формирования выручки, предприятие  должно принимать во внимание внешние  внутренние источники получения  информации. Исходя из возможного сочетания данных внутренней и внешней информации необходимо использовать различные приемы нормативного метода, с целью принятия достижения наибольшего положительного эффекта.

Выручка представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию. Также выручка является экономической категорией, т.к. выражает денежные отношения между поставщиками и потребителями товаров, важным источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Основной источник денежных доходов организаций принято  считать выручку. Выручка - основной вид денежных доходов предприятий, один из главных показателей его  финансово-хозяйственной деятельности.

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную покупателю продукцию. Выручка является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Именно реализацией продукции и поступлением выручки заканчивается процесс кругооборота средств предприятия, что означает восстановление затраченных на производство финансовых ресурсов и создание условий для возобновления кругооборота средств. [22; с. 34]

Существуют два метода отражения выручки от реализации:

1) по отгрузке товаров  (выполнению работ, оказанию услуг)  и предъявлению контрагенту расчетных  документов - метод начислений. Здесь  образованием выручки считается  дата отгрузки, т.е. в этом случае  поступление средств не является  фактом определения выручки. В  основе данного метода лежит  юридический принцип перехода  права собственности на товар.  Однако, в случае несвоевременной  оплаты продукции, несостоятельности  покупателя или банка предприятие  может иметь проблемы: неплатежи  по налогам, срыв контрактов, возникновение  цепочки неплатежей. Для сглаживания  возможных негативных последствий  предприятию представлено право  образования резерва по сомнительным  долгам, который является дополнительным  источником финансирования текущих  обязательств. Необходимо также  отметить, что этот метод широко  применяется в развитых странах,  где наличие развитых финансовых  рынков минимизирует риск. Рекомендации  использовать этот метод в  Беларуси связаны с переходом  на международные стандарты учета  и статистики, хотя практика зачастую  не позволяет этого сделать.  Если в розничной торговле  операции по продаже товара  завершаются поступлением денег  в кассу предприятия или на  банковский счет по чеку, в  мелкооптовой торговле - через авансовые  (плановые) платежи, а при случайных  поставках может производиться  предварительная оплата товара, то наибольшая часть операций  завершается в момент отгрузки. Инкассация выручки обеспечивается  выдачей векселя, аккредитива,  платежного поручения банку плательщика  или через факторинговые операции.

2) В практике распространение  получил метод отражения выручки  по мере оплаты - кассовый метод.  Моментом образования выручки  считается дата поступления средств  на счета. Подобный метод лишен  недостатков предыдущего. Вместе  с тем, в случае авансовых  платежей общий размер средств  не совпадает с фактической  реализацией, так как деньги  поступили, а продукция может  быть не отгружена или даже  еще не произведена. 

В настоящее время предприятие  может для целей налогообложения  самостоятельно выбирать метод учета, однако бухгалтерский учет обязано  вести методом начислений.

В процессе изучения равномерности  получения выручки целесообразно  учитывать весь ассортимент выпускаемой  предприятием продукцию и его  структуру: чем больше дорогостоящей  и менее издержкоемой  продукции реализует предприятие, тем больше выручки оно получает. Таким образом, предприятию, следует изучить все факторы, влияющие на выручку. [9; с. 167]

На величину выручки и  уровень рентабельности в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного объекта.

Субъективные факторы: организационно-технический  уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы: уровень  цен на потребляемые материалы и  энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской  деятельности, следует учитывать  не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные  издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих  владельцам предприятия или предприятию  как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.

На размер выручки оказывают  влияние факторы:

- факторы в сфере производства: объем производства, комплектность,  качество, ассортимент, ритмичность  выпуска, уровень оптовых цен  и др.;

- факторы в сфере обращения:  организация оперативной работы  по реализации продукции (ритмичность  отгрузки, своевременное оформление  транспортных и расчетных документов); соблюдение условий договора; транспортные  условия; рациональность связей  с потребителями; выбор оптимальных  форм расчетов; сроки прохождения  расчетных документов;

- факторы, не зависящие  от деятельности предприятий:  перебои в материально-техническом  снабжении, несвоевременная подача  железнодорожных вагонов под  отгрузку готовой продукции, несвоевременная  оплата продукции из-за отсутствия  средств у покупателей, недостатки  отдельных форм безналичных расчетов, ошибки при оформлении и пересылке  платежных документов.

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. Выручка предприятия может поступать из следующих видов деятельности: [22; с. 19]

  • выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
  • выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
  • выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка от реализации продукции зависит от:

    • реализованной продукции
    • уровня количество реализованной продукции;
    • объем выпуска продукции и ее размера переходящих остатков;
    • ассортимента реализуемой продукции;
    • качества цен

От поступления выручки  зависят устойчивость финансового  положения предприятия, состояние  его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочим и служащим предприятия.

 

  • 1.2 Планирование выручки от реализации продукции
  •  

  • Планирование – разработка планов развития, а также комплекса  мер по их выполнению. Планирование охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль  его  выполнения.

    Механизм экономического обоснования объема и структуры  выручки включает: определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи  между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка) эффективности  коммерческой работы, действующих законов. [8; с. 134]

    Информация о работе Особенности формирования распределения и использования выручки