Органы государственного контроля и их роль в управлении финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в управлении финансами.
Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ с корректироваой.docx

— 105.13 Кб (Скачать)

     Введение

 

     Эффективность государства во многом определяется тем, как оно распоряжается финансовыми и материальными ресурсами, которые общество доверило ему в управление. В настоящее время необходимо в полной мере активизировать потенциал государственного финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности: эффективное управление невозможно без эффективного контроля. Возвращение государству неправильно истраченных бюджетных средств и инициирование уголовных дел против нарушителей финансовой  дисциплины является задачей органов государственного финансового контроля.  Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

     Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или пять лет назад. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства.

     Цель  данной курсовой работы: выявление  роли государственных органов финансового контроля  в управлении финансами.

       Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
    2. Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
    3. Рассмотрение проблем и перспектив системы государственного финансового контроля.

    Объект  исследования – финансовый контроль.

     Предмет исследования – функции финансового контроля в управлении финансами. 

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

     В первой главе данной работы раскрывается понятие финансового контроля как  элемента управления финансами. Даны понятия  системы управления финансами, государственного финансового контроля, представлены международные стандарты финансового контроля.

     Во  второй главе представлена деятельность органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в области финансов и их функции. В том числе описаны задачи и полномочия Счетной палаты Российской Федерации, перечислены субъекты исполнительной власти, осуществляющие финансовый контроль, приведены особенности контрольных функций Центрального банка Российской Федерации.

          В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы развития системы государственного финансового контроля.

          В данной работе использованы: нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебники, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.

    

    
 
 
 
 
 

     1 Финансовый контроль  как элемент управления  финансами

     1.1 Понятие управления финансами,  его роль

     Управление  финансами — это система форм, методов и приемов, с помощью  которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми  ресурсами. В процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции: финансовое планирование и прогнозирование; стратегическое управление финансами; оперативное управление финансами; финансовый контроль [15,С.543].

     Финансовое  планирование  предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов. В управлении общественными финансами осуществляется составление сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций [15,С.543]. 

     Финансовое  прогнозирование - предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов [13,С.66]. 

     Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства [13,С.69].

          Оперативное управление финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами [15,С.543].

         Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования.

         Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

     Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата.

          Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы и способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

          В системе управления финансами выделяют объекты и субъекты управления, а также инструменты воздействия. Объектами управления являются отношения, возникающие при образовании и использовании бюджетных, внебюджетных, страховых фондов денежных средств. Субъектами управления являются управляющие органы, финансовый аппарат управления в лице законодательных органов, принимающих законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительных органов, направляющих, регулирующих, контролирующих финансовые процессы на государственном, региональном, местном уровнях, в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях [16,С.7].

         Управляющая система (финансовый аппарат) – это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

         Общее управление финансами возложено на следующие высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы:

         1) Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;

     2) Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.);

          3) Правительство Российской Федерации – формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами;

          4) Министерство финансов Российской Федерации – является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

     5) Центральный Банк РФ – реализует  денежно-кредитную  и финансовую  политику государства, осуществляет контроль за деятельностью кредитных организаций.

          Управление финансами включает в себя несколько стадий:

- предварительный  анализ изучаемого объекта, его  финансовое состояние; 

- финансовое  планирование и прогнозирование; 

- реализацию  и координацию выполнения планов;

- финансовый  контроль, анализ выполнения плана.

          В результате финансовой политики в России осуществляется перераспределение валютного внутреннего продукта, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Российской Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

          На стадии предварительного анализа дается оценка финансового состояния субъекта.

          На стадии финансового планирования проводится работа по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Российской Федерации. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, получающих отражение в прогнозе социально-экономического развития, и направлено на сбалансированность движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, структура доходов и расходов.

         На стадии финансового прогнозирования выполняется предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (на срок 3 – 10 лет) и долгосрочными (на срок более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, отражает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить и проанализировать разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

        На стадии финансового контроля проводится совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.

        1.2 Государственный финансовый контроль

        Финансовый контроль  - это деятельность государственных, муниципальных общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности  финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [13,С.139]. Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля. В свою очередь субъектом финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты и все органы государственного управления.

        Объектами финансового контроля являются денежные отношения, распределительные и перераспределительные процессы при формировании и использовании денежных фондов и средств.

        Субъектами финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты, включая государственные органы управления, предпринимательские структуры всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Информация о работе Органы государственного контроля и их роль в управлении финансами