Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.
Виды и
органы финансового контроля
Финансовый контроль
подразделяется на несколько видов
по разным основаниям. В зависимости
от времени проведения он может быть
предварительным, текущим и последующим.
Предварительный финансовый
контроль проводится до совершения операций
по образованию, распределению и
использованию денежных фондов. Поэтому
он имеет важное значение для предупреждения
нарушений финансовой дисциплины. В этом
случае проверяются подлежащие утверждению
и исполнению документы, которые служат
основанием для осуществления финансовой
деятельности, - проекты бюджетов, финансовых
планов и смет, кредитные и кассовые заявки
и т. п.
Текущий финансовый
контроль - это контроль, осуществляемый
после совершения финансовых операций
(после исполнения доходной и расходной
частей бюджета; использования предприятием
или учреждением денежных средств,
уплаты налогов и т. п.). В этом
случае определяется состояние финансовой
дисциплины, выявляются её нарушения,
пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный
и инициативный финансовый контроль.
Обязательный проводится:
а) в силу требований
законодательства, например контроль
со стороны представительных (законодательных)
органов власти за исполнением бюджета
по итогам за год;
б) по решению компетентных
государственных органов. Инициативный
финансовый контроль осуществляется по
самостоятельному решению хозяйствующих
субъектов.
Принцип разделения
властей придаёт финансовому
контролю за деятельностью органов исполнительной
власти со стороны органов представительной
власти исключительно важную роль, определяет
его новое содержание. Основы этого контроля
закреплены конституционно: в Конституции
РФ, в конституциях республик в составе
Федерации, а также в уставах краев, областей,
других субъектов Федерации. Финансовый
контроль в них выделен особо.
Состав и порядок
деятельности Счётной палаты определяются
федеральным законом. К ведению
Государственной Думы относятся
назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Счётной
палаты и половины состава её аудиторов.
Совет Федерации назначает и освобождает
от должности заместителя Председателя
счётной палаты и также половину состава
её аудиторов.
Деятельность Счётной
палаты направлена на провидение контрольно
- аналитических мер в отношение намечаемых,
осуществляемых и уже произведённых государственных
расходов. К её задачам относятся:
- организация и
осуществление контроля за современным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объёмам, структуре
и целевому назначению;
- оценка обоснованности
доходных и расходных статей
проектов федерального бюджета
и бюджетов федеральных
- финансовая экспертиза
проектов федеральных законов,
а также иных нормативных
- анализ выявленных
отклонений от установленных
показателей федерального
- контроль за законностью
и своевременностью движения средств
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов в Центральном банке
РФ, уполномоченных банках;
- регулярное предоставление
Совету Федерации и
В рамках банковской
системы Счётная палата осуществляет
контроль за: деятельностью Центрального
банка РФ, его структурных подразделений,
других банков и кредитно - финансовых
учреждений в части обслуживания ими федерального
бюджета; деятельностью Центрального
банка РФ по обслуживанию государственного
долга РФ (ст. 16 и 19 Закона).
В отношении государственной
собственности Счётная палата контролирует
поступление в федеральный
Закон определяет круг
субъектов, на которых распространяются
контрольные полномочия Счётной
палаты. В него входят:
А) все государственные
органы (в том числе их аппараты)
и учреждения, федеральные внебюджетные
фонды;
Б) органы местного самоуправления,
предприятия, организации, банки, страховые
компании и другие финансово - кредитные
учреждения, их союзы, ассоциации и
иные объединения независимо от видов
и форм собственности, а также
имеют предоставленные
В) общественные объединения,
негосударственные фонды и иные
негосударственные
Осуществляя контрольную
деятельность, Счётная палата вправе
проводить ревизии и
Счётная палата имеет
право давать администрации проверяемых
предприятий, учреждений и организаций
обязательные для исполнения предписания
в случаях выявления нарушений
в хозяйственной, финансовой, коммерческой
и иной деятельности, наносящих государству
прямой непосредственный ущерб и
требующих в связи с этим безотлагательного
пресечения, а также умышленного
или систематического несоблюдения
порядка и сроков рассмотрения представлений
Счётной палаты, создания препятствий
для проведения её контрольных мероприятий.
Счётная палата должна
регулярно предоставлять
Контрольные функции
в области финансов осуществляют
также представительные органы государственной
власти субъектов РФ, что закреплено
в их законодательстве в соответствии
с федеральными актами, и органы
местного самоуправления. В отношении
последних правовой основой их контрольной
деятельности являются: законодательство
субъектов Федерации; принятые в
соответствии с Конституцией РФ законы
(в том числе законы субъектов
РФ о местном самоуправлении). А
также нормативные акты представительных
органов, местного самоуправления - уставы
муниципальных образований, положения
и др.
Представительные
органы местного самоуправления также
образуют на своём уровне контрольные
органы.
В целях эффективности
президентского контроля в ведении
Президента РФ создан специальный контрольный
орган - Главное контрольное управление
Президента РФ (преобразованное из
Контрольного управления Администрации
Президента РФ, впоследствии - контрольного
управления Президента РФ).
Финансовый контроль
осуществляют (наряду с другими своими
функциями) полномочные представители
Президента РФ в регионах, включающих
один или несколько субъектов
РФ: на них возложен контроль за использованием
средств федерального бюджета в соответствующем
регионе.
Органы исполнительной
государственной власти общей компетенции
- Правительство РФ, правительства,
администрации субъектов
Ведомственный финансовый
контроль - это контроль министерств,
ведомств, других органов исполнительной
власти, государственного управления
за деятельностью входящих в их систему
предприятий, организаций учреждений.
Его осуществляют самостоятельные
структурные контрольно - ревизионные
подразделения (управления, отделы, группы)
министерств, ведомств, подчинённые непосредственно
руководителям этих органов.
К основным задачам
ведомственного контроля относятся: контроль
за выполнением плановых заданий, экономным
использованием материальных и финансовых
ресурсов, сохранностью государственной
собственности, правильностью постановки
бухгалтерского учёта, состоянием контрольно
- ревизионной работы, а также пресечение
фактов приписок, бесхозяйственности,
расточительства и всякого рода излишеств.
Аудиторский финансовый
контроль - это независимый
В становлении и
развитии в России аудиторского финансового
контроля нашёл отражение опыт развитых
зарубежных стран, где такая форма контроля
широко распространена.
1.3 Методы финансового
контроля
Финансовый контроль
проводится разнообразными методами,
под которыми понимают, приёмы или
способы, средства его осуществления.
Применение конкретного метода зависит
от ряда факторов: от правового положения
и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих контроль, от объекта
и цели контроля, оснований возникновения
контрольных правоотношений и др.
Основной метод
финансового контроля - ревизия, т. е.
наиболее глубокое и полное обследование
финансово - хозяйственной деятельности
предприятий, организаций, учреждений
с целью проверки её законности,
правильности и целесообразности.
По объекту проверки
различают ревизии
При проведении документальной
ревизии проверяются документы,
в особенности первичные
При необходимости
срочных мер по устранению выявленных
ревизий нарушений и