Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в управлении финансами.
Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
- экономичность – достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств или наилучшего результата с использованием заданного объема бюджетных средств(критерии, предполагающие минимизацию частного от деления затрат на величину получаемого положительного результата, объема получаемых общественно-полезных благ);
- эффективность – соотношение между чистым эффектом от получаемых результатов деятельности и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами (эффект, деленный на затраты);
- результативность – уровень соотношения получаемых результатов деятельности и затрачиваемых на то ресурсов, усилий, затрат (величина результата, деленная на затраты);
- уровень выполнения плановых показателей – соотношение фактически получаемых результатов, затрат, эффектов с плановыми.
По оценке эффективности производится оценка экономической, социальной и косвенной (вспомогательной) эффективности выделения средств.
Например, экономическая эффективность текущего выделения средств отражает результат, который будет получен на 1 рубль средств, привлеченных из всех источников финансирования и рассчитывается по формуле:
,
где Ээ – экономическая эффективность текущего выделения средств;
Р – результативность текущего объемы выделенных государственных средств;
СОС – суммарный объем выделенных государственных средств;
Решение о экономической эффективности принимается на основании рассмотрения соотношения:
- Ээ > 1 - государственное финансирование эффективно;
- Ээ < 1 - государственное финансирование не эффективно.
Аудит эффективности отличается от финансового контроля главной целью. В аудите эффективности целью является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности государственных органов, учреждений и организаций по использованию ими государственных ресурсов.
Таким образом, в первой главе рассмотрено
понятие финансового контроля как элемента
управления финансами. Даны понятия системы
управления финансами, финансового контроля,
представлены международные стандарты
финансового контроля. Также описана структура
органов управления финансами, перечислены
задачи и основные этапы финансового планирования
и прогнозирования, раскрыты сущность
и значение финансового контроля, дана
характеристика его форм и методов.
2 Органы государственного финансового контроля
2.1 Законодательные (представительные) органы, их роль в государственном финансовом контроле
Функции государственного финансового контроля возложены на следующие институты.
Президента Российской Федерации. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента Российской Федерации по формированию нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля и прав по формированию состава Правительства Российской Федерации.
Главное контрольное управление Президента Российской Федерации. Оно действует на основе Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 383 [5]. Как структурное подразделение Администрации Президента Российской Федерации оно подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка и исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации. Оно имеет право направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.
Правительство Российской Федерации. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.
Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.
В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату».
Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть - Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:
1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
--
организация и осуществление
контроля за своевременным
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;
- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.
Таким образом, Счетная палата Российской
Федерации является постоянно действующим
органом государственного финансового
контроля, образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и подотчетным ему.
Деятельность Счетной палаты направлена
на проведение ряда мер в отношении намечаемых,
осуществляемых и уже произведенных государственных
расходов.
2.2 Органы исполнительной
власти, их контрольные функции
К органам исполнительной власти относятся:
- Министерство финансов Российской Федерации. Оно занимает особое место в системе государственного финансового контроля исполнительной власти. Минфин является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации [6];
- Федеральная служба по финансовому мониторингу – осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
- Федеральная служба по финансовому мониторингу руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 23.06.2004г. №307, в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2007 N 708). Основные функции Федеральной службы по финансовому мониторингу [9]: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, издание в соответствии с законодательством постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом; создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; направление необходимой информации в правоохранительные органы; международное сотрудничество в деле противодействия легализации (отмыванию) доходов, в установленной сфере деятельности.
Информация о работе Органы государственного контроля и их роль в управлении финансами