Органы государственного контроля и их роль в управлении финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в управлении финансами.
Для достижения данной цели, поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ с корректироваой.docx

— 105.13 Кб (Скачать)

           Основными целями деятельности Банка России являются [3]:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

        Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

         Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно - финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

     Таким образом, во второй главе представлены основные государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области финансов и их контрольные функции.

 

     
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

          3 Проблемы и перспективы развития системы государственного

финансового контроля 

          В период укрепления государственности в Российской Федерации стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функциональное действие системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством [18].

         По мнению многих экспертов, действующая в настоящее время система управления государственными финансовыми ресурсами не отличается отлаженным механизмом контроля, что приводит к неэффективному и нецелевому использованию государственных финансовых средств и не способствует сохранности товарно-материальных ценностей [17].

          Одной из основных причин является неопределенность (незаконченность) основных направлений организации государственного финансового контроля. Не представлена в этой сфере и системная нормативная правовая база. Кроме того, до сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

          Многие эксперты также отмечают, что государственный финансовый контроль в современной России реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля.

          Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

         Недостаточное взаимодействие между различными контрольными органами проявляется прежде всего в отсутствии законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

          В результате, с одной стороны, контрольные мероприятия проводятся нередко бессистемно, а зачастую просто дублируются. Именно поэтому одни и те же нарушения выявляются различными органами снова и снова. С другой стороны, практика показала, что некоторые нарушения, особенно находящиеся на стыке компетенции разных контрольных органов, либо игнорируются, либо неправильно квалифицируются, что помогает нарушителям законодательства и далее уходить от ответственности.

          У многих специалистов не имеется ясности и в том, на что в целом должен быть направлен государственный финансовый контроль. Так, многие из них считают, что государственный финансовый контроль не должен рассматриваться как контроль только за государственными финансами, поскольку взаимосвязь централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов объективно свидетельствует о необходимости жесткого государственного финансового контроля и за частными финансами.

          Многие эксперты также считают, что одной из приоритетных задач в деле совершенствования системы государственного контроля во всех его областях должна стать разработка общей теории государственного контроля и принятия на ее основе федерального закона "О государственном контроле в Российской Федерации". Только после этого следует приступать к разработке проектов законов, регулирующих отдельные виды государственного контроля.

          В рамках «Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» Министерством финансов РФ разработан комплекс следующих мер по реформированию системы государственного и муниципального финансового контроля [11]:

-   организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований;

-   приведения в соответствие действующих норм Бюджетного кодекса новым принципам организации бюджетного процесса;

-   уточнения полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) по осуществлению финансового контроля;

-     включения комплексных мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

-   введения определений, форм, методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля, а также установление критериев эффективности использования бюджетных ассигнований;

-     приведения в соответствие системы государственного (муниципального)

финансового контроля принципам и стандартам ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ.

          При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю за:

-     обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской

Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

-     подтверждением достоверности, полноты и соответствия нормативным

требованиям бюджетной отчетности;

-     повышением экономности, результативности и эффективности

использования средств бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации.

         Предлагается ввести 5 форм государственного (муниципального) финансового контроля – три взаимодополняемых форм бюджетного аудита (аудит законности, аудит бюджетной отчетности и аудит эффективности) и две формы бюджетного контроля (предварительный бюджетный контроль и

последующий бюджетный контроль (надзор)).

          Аудит законности осуществляется в целях подтверждения законности осуществления операций по планированию и исполнению бюджетов, оценки

качества  обеспечения законности осуществления  указанных операций в объекте контроля и подготовки предложений по устранению причин выявленных нарушений.

          Аудит бюджетной отчетности осуществляется в целях подтверждения соблюдения установленных правил и стандартов ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности (годового отчета об исполнении бюджета), оценки качества обеспечения соблюдения указанных правил и стандартов в объекте контроля и подготовки предложений по устранению причин выявленных нарушений.

         Аудит эффективности проводится для оценки соответствия результатов деятельности установленным целям и задачам, оценки способа их достижения и подготовки рекомендаций по повышению эффективности деятельности.

          Предварительный бюджетный контроль осуществляется в целях предупреждения и недопущения нарушений бюджетного законодательства в процессе санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств.

          Последующий бюджетный контроль (надзор) осуществляется в целях выявления и пресечения нарушений бюджетного законодательства, в том числе предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований, а также надзора за надлежащим обеспечением соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в объекте контроля.

          Исходя из определений форм государственного (муниципального) финансового контроля соответствующим образом разграничиваются полномочия органов финансового контроля по горизонтали (т.е. с другими органами государственного и муниципального финансового контроля) и по вертикали (т.е. между органами финансового контроля различных уровней власти).

         Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления, должны осуществлять бюджетный аудит (законности, бюджетной отчетности и эффективности).   

         Методами государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляемого данными органами, являются:

а) при  аудите законности – проверка и  обследование;

б) при  аудите бюджетной отчетности - проверка бюджетной отчетности и

годового  отчета об исполнении бюджета;

в) при  аудите эффективности - мониторинг и  оценка эффективности.

          Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) обладают исключительными полномочиями по осуществлению предварительного бюджетного контроля с использованием методов санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств применительно ко всем главным администраторам бюджетных средств, распорядителям бюджетных средств, администраторам доходов бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, получателям бюджетных средств, финансовое обеспечение которых осуществляется из соответствующего бюджета бюджетной системы.

Информация о работе Органы государственного контроля и их роль в управлении финансами