Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:01, реферат
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Московский 
государственный университет 
статистики 
и информатики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по дисциплине:
«Финансовое право»
На 
тему «Финансовый контроль 
и органы финансового 
контроля» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
подготовила
студентка группы ДНФ-403
Потапова 
Анна 
 
 
 
 
 
 
Москва, 
2011 
     Финансовый 
контроль, его роль и 
задачи 
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства.
     Основное 
назначение финансового контроля состоит 
в том, чтобы обеспечить эффективность 
процесса формирования и расходования 
денежных средств, находящихся в 
руках государства. Контроль является 
неотъемлемым элементом процесса государственного 
управления. Он способствует успешной 
реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.  
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.
     Роль 
финансового контроля в социально-экономических 
преобразованиях выражается в том, 
что при его проведении проверяются, 
во-первых, соблюдение установленного 
правопорядка в процессе финансовой 
деятельности государственными и общественными 
органами, предприятиями, учреждениями, 
организациями, гражданами и, во-вторых, 
экономическая обоснованность и 
эффективность осуществляемых действий, 
соответствие их задачам государства. 
Таким образом, он служит важным способом 
обеспечения законности и целесообразности 
проводимой финансовой деятельности. 
Виды 
и формы финансового 
контроля 
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
   Субъекты 
контроля могут быть различными. В 
их число входят: органы государственной 
власти и управления (президент, правительство, 
парламентом, налоговые, финансовые и 
специализированные контрольные органы); 
контрольно-ревизионными управлениями 
министерств и ведомств; финансово-экономические 
службы предприятий и организаций; 
аудиторские фирмы; неправительственные 
организации; а также граждане страны 
как налогоплательщики. Соответственно 
можно выделить различные виды финансового 
контроля – государственный, ведомственный, 
внутрихозяйственный, независимый 
и др. Становление гражданского общества 
связано с усилением 
     Финансовый 
контроль эффективен тогда, когда он 
является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные 
функции, они обладают разным объемом 
информации и аналитическими возможностями. 
Поэтому успешная реализация бюджетной 
политики возможна лишь тогда, когда в 
ней сочетаются все названные формы контроля. 
Методы 
финансового контроля 
Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. Для осуществления контроля могут использоваться:
а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
Информация о работе Финансовый контроль и органы финансового контроля