Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:01, реферат
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Московский
государственный университет
статистики
и информатики
Реферат по дисциплине:
«Финансовое право»
На
тему «Финансовый контроль
и органы финансового
контроля»
подготовила
студентка группы ДНФ-403
Потапова
Анна
Москва,
2011
Финансовый
контроль, его роль и
задачи
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства.
Основное
назначение финансового контроля состоит
в том, чтобы обеспечить эффективность
процесса формирования и расходования
денежных средств, находящихся в
руках государства. Контроль является
неотъемлемым элементом процесса государственного
управления. Он способствует успешной
реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.
Роль
финансового контроля в социально-экономических
преобразованиях выражается в том,
что при его проведении проверяются,
во-первых, соблюдение установленного
правопорядка в процессе финансовой
деятельности государственными и общественными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами и, во-вторых,
экономическая обоснованность и
эффективность осуществляемых действий,
соответствие их задачам государства.
Таким образом, он служит важным способом
обеспечения законности и целесообразности
проводимой финансовой деятельности.
Виды
и формы финансового
контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:
Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.
Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Субъекты
контроля могут быть различными. В
их число входят: органы государственной
власти и управления (президент, правительство,
парламентом, налоговые, финансовые и
специализированные контрольные органы);
контрольно-ревизионными управлениями
министерств и ведомств; финансово-экономические
службы предприятий и организаций;
аудиторские фирмы; неправительственные
организации; а также граждане страны
как налогоплательщики. Соответственно
можно выделить различные виды финансового
контроля – государственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, независимый
и др. Становление гражданского общества
связано с усилением
Финансовый
контроль эффективен тогда, когда он
является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные
функции, они обладают разным объемом
информации и аналитическими возможностями.
Поэтому успешная реализация бюджетной
политики возможна лишь тогда, когда в
ней сочетаются все названные формы контроля.
Методы
финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. Для осуществления контроля могут использоваться:
а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
Информация о работе Финансовый контроль и органы финансового контроля