Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТФ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

13) поставкой товаров  для государственных нужд;

14) соблюдением юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиту потребительского рынка и прав потребителей;

15) исполнением государственными  органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

16) соблюдением законодательства  при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь. [2, c. 15].

В своей деятельности Комитет государственного контроля и его территориальные органы руководствуются следующими принципами:

     1) единая  централизованная  система   с подчинением нижестоящих органов вышестоящим;

     2) коллегиальное  обсуждение  результатов проверок  (ревизий),  необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных  правонарушений,   вопросов   об   ответственности   лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь;

     3) строгое соблюдение законности, охраны интересов государства, прав и свобод граждан;

     4) открытость  и гласность в той мере,  в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране  прав  и свобод личности   и   о   государственных   секретах   и   иных  охраняемых законодательством сведениях. [12].

Организационно-штатная структура Комитета позволяет оптимизировать организацию и осуществление контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, за исполнением нормативных актов, регулирующих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также за использованием государственных средств и собственности.

В структуре  Комитета государственного контроля выделяют Департамент финансовых расследований и Департамент финансового мониторинга, осуществляющие контроль за деятельностью главных управлений, которым в свою очередь подчинены комитеты государственного контроля областей и межрайонные отделы управлений [Приложение А].

Основные задачи Департамента финансовых расследований это:

    - защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;

    - защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства и организаций в экономической сфере;

    - профилактика, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений в экономической сфере, в том числе коррупционных правонарушений;

    - производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с его компетенцией [10].

Основными задачами Департамента финансового мониторинга  являются разработка и реализация эффективных мер по противодействию легализации незаконных доходов, повышению прозрачности финансовых потоков в экономике республики [13].

Структура и  штатная  численность   Комитета   государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь. Комитет государственного   контроля  возглавляет  Председатель, который  назначается  на  должность  и  освобождается  от  должности Президентом Республики Беларусь.

Председатель  Комитета    государственного    контроля     несет  персональную  ответственность  за  выполнение возложенных на Комитет государственного контроля и его территориальные органы задач. Первый заместитель    и   заместители   Председателя   Комитета государственного контроля назначаются на должность  и  освобождаются от   должности  Президентом  Республики  Беларусь  по  представлению Председателя Комитета государственного контроля.

Председатели  территориальных  органов Комитета государственного контроля,  за  исключением  районных и городских,   назначаются   на должность   и  освобождаются  от  должности  Председателем  Комитета государственного контроля  Республики  Беларусь  по  согласованию  с Президентом Республики Беларусь [11].

Комитет государственного контроля и его территориальные  органы в  пределах  своей  компетенции  рассматривают  поступающие  обращения  граждан, содержащие  сведения  о  нарушениях законодательства,  регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Председатель Комитета  государственного  контроля  осуще-

ствляет контроль  за  исполнением в Комитете государственного контроля и его территориальных  органах  законодательства,  регулирующего   порядок рассмотрения обращений граждан.

В пределах  своей  компетенции  органы Комитета финансового контроля  вправе применять  предусмотренные законодательством экономические  санкции  и  меры  административного воздействия  от  имени  органов  Комитета государственного контроля, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь. [12].

С учетом финансового  состояния нарушителя, размера причиненного ущерба  и   характера   допущенных   нарушений   коллегия   Комитета государственного     контроля     может    предоставить    субъектам предпринимательской  деятельности  отсрочку  (рассрочку)  по  уплате экономических санкций сроком до шести месяцев.

Суммы экономических  санкций,  не внесенные добровольно  виновным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, списываются в бесспорном  порядке со счетов виновных на основании решений Комитета государственного контроля или его территориальных органов. [11].

В последние  годы Комитет государственного контроля активно развивает международное  сотрудничество с высшими органами финансового контроля  зарубежных стран и их международными объединениями.

В октябре 2001 г. Комитет госконтроля  Республики Беларусь принят в Международную организацию высших контрольных органов и в марте 2002г. – в Европейскую организацию высших контрольных органов. Это способствовало укреплению международного авторитета нашей страны и предоставило возможность использовать на практике накопленные высшими контрольными органами других стран опыт, методику и информационные ресурсы в области финансового контроля. Особое внимание уделяется аудиту государственного долга, качества и службы государственных доходов.

Комитет государственного контроля активно сотрудничает с  высшими органами финансового контроля государств-участников СНГ, которыми создан Совет руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ.

В целях обмена опытом и проведения совместных и  параллельных контрольных мероприятий Комитетом государственного контроля Республики Беларусь подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве с Государственным контролем Литовской Республики (2000), со Счетной палатой Украины (2001), со Счетной палатой Российской Федерации (2001), со Счетной палатой Республики Молдова (2002), с Государственным контрольно–ревизионным управлением КНР (2002), с Высшей палатой контроля Польши (2003), с Контрольной палатой Национального собрания Республики Армения (2004), со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан (2004), с Советом по аудиту и инспекции Республики Корея (2004), с Государственной аудиторской службой Социалистической Республики Вьетнам (2008).

Кроме того, Комитетом  государственного контроля Республики Беларусь подписаны Меморандумы  о сотрудничестве с Главным контрольным  управлением Президента Российской Федерации, с Министерством контроля КНР, с Народным банком Китая.

Департаментом финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь заключен ряд международных межведомственных соглашений о взаимодействии с зарубежными подразделениями финансовой разведки в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, среди которых соглашения с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация, 2006), с Государственным комитетом финансового мониторинга Украины (2006), с Центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Республики Молдова (2006), со Службой финансовой разведки Кыргызской Республики о сотрудничестве в сфере противодействия легализации (2006), с Центром по анализу финансовых операций и отчетов Афганистана (2007).

На основании  двусторонних соглашений о сотрудничестве с высшими контрольными органами происходит обмен информационными и методическими материалами, проводятся совместные проверки, семинары и рабочие встречи по наиболее актуальным аспектам контрольной работы. [13].

Подводя итоги данной главы, целесообразно сделать следующие выводы:

- Комитет государственного контроля Республики Беларусь является высшим специализированным органом финансового контроля в Республике Беларусь;

- он осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

- систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь;

- в своей деятельности Комитет государственного контроля и его территориальные органы руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь", законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь;

- Комитету государственного контроля и его территориальным органам предоставлено право устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, а также заключать с ними соглашения;

- в последние годы Комитет государственного контроля активно развивает международное сотрудничество с высшими органами финансового контроля  зарубежных стран и их международными объединениями.

Таким образом, Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь. 
     3   Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь

 

В  любом обществе в  той  или  иной  степени  проявляются  как  политические,  так  и коммерческие интересы различных компаний,  промышленных  групп,  что  приводит  к лоббированию  их  интересов в сфере экономики,  приобретению  различных преференций и льгот. Вот почему для любой страны  остается актуальной   задача   создания   и   совершенствования   системы   гласного, всеобъемлющего  контроля  за  состоянием  «государственного   кармана»,   за использованием бюджетных средств.

В настоящее  время все более актуальным становится единый подход к определению внутреннего и внешнего контроля за исполнением бюджета, а также разграничения контрольных полномочий между представительными и исполнительными органами государственной власти.  Отсутствие должной координации между органами контроля, неупорядоченность в их  действиях неизбежно порождают разногласия при осуществлении ими контроля за использованием финансовых ресурсов государства, а также снижают эффективность управления процессом формирования и распределения этих ресурсов.

Финансовый контроль в  Республике Беларусь реализуется по различным направлениям: ведомственный, вневедомственный и общественный финансовый контроль. Поэтому в целях исключения дублирования выполняемой работы и осуществляемых функций деятельность органов государственного финансового контроля должна быть скоординирована. [22, с. 3].

В целях осуществления  комплексных мер по защите экономических  интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации деятельности государственных органов и иных организаций, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь и утверждены такие основополагающие документы, как:

  • Положение о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь; [15].
  • Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности. [17].

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь  создается Президентом Республики Беларусь и осуществляет координацию деятельности контролирующих органов. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь самостоятельно определяет перечень государственных органов и иных организаций, контрольная деятельность которых координируется Советом.

В своей деятельности Совет  руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Положением о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь