Финансовое право Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:07, лекция

Краткое описание

Финансовое право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 2.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

     ТЕМА 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     2.1. Понятие финансового  права. Предмет  и метод финансового  права 

     Финансовое  право – это самостоятельная  отрасль права, представляющая собой  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

     Предмет финансового права – общественные отношения, урегулированные нормами финансового права.

     Особенности отношений, составляющих предмет финансового  права:

      - складываются в сфере финансовой  деятельности государства, т.  е. эти отношения имеют организационный  характер;

      - объектом этих отношений всегда  являются деньги или денежные обязательства, т. е. эти отношения имеют имущественный характер;

      - одним из участников всегда  выступает государство в лице  уполномоченных им органов, т.  е. эти отношения носят властный  характер.

     Можно выделить следующие группы общественных отношений, составляющих предмет финансового права:

  1. отношения между высшими и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, по поводу распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней,
  2. отношения между высшими и местными исполнительными органами государственной власти по поводу финансов,
  3. между финансово-кредитными учреждениями, с одной стороны, и  организациями, учреждениями, предприятиями министерствами, физическими лицами, с другой стороны, по поводу уплаты платежей в бюджет и государственные целевые денежные фонды.
  4. отношения внутри единой системы исполнительных органов в связи с реализацией этими органами полномочий и функций в области финансов.

     Метод финансового права – это совокупность способов и приемов воздействия на финансово-правовые отношения.

     Для финансового права характерен метод  «властных предписаний». Однако это  именно финансово-правовой метод «властных  предписаний» и данный метод отличается от аналогичного метода административного права тем, что отношения власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях подчинения по вертикали. Властные предписания исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Также используются методы рекомендаций и согласования. 

     2.2. Система финансового права. Источники финансового права 

     Систему финансового права можно рассматривать с двух позиций.

     Согласно  первой сначала идут финансово-правовые нормы, затем они формируются  в финансово-правовые институты. Финансово-правовые институты – это взаимосвязанные  и взаимно обусловленные группы финансово-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области  внутри финансового права. Все финансово-правовые институты объединяются и образуют финансовое право.

     Со  второй точки зрения финансовое право  делится на общую и особенную  часть.

     К общей части относятся:

     1. общие принципы финансового права,

     2. методы финансовой деятельности,

     3. понятие финансов,

     4. нормы, закрепляющие систему органов,  осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение,

     5. права и обязанности участников  финансовых отношений.

     Особенная часть включает в себя расположенные  в определенном порядке и логической последовательности, следующие финансово-правовые институты:

  1. бюджетное право
  2. государственные доходы
  3. государственные расходы
  4. деньги и денежное обращение
  5. валютное регулирование
  6. расчеты.

     Источники финансового права:

    1. Конституция Республики Беларусь,
    2. Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь,
    3. акты законодательства:  постановления, инструкции, распоряжения и т.д.,
    4. акты органов местного управления и самоуправления,
    5. международные договора и соглашения.
 
    1. Понятие и виды финансово-правовых норм, их структура
 

     Финансово-правовые нормы – это установленные  и охраняемые государством правила  поведения участников финансово-правовых отношений, выраженные в их правах и обязанностях.

     Специфические черты финансово-правовой нормы:

  1. носят императивный характер, т.е. выражены в строгой категорической форме, которая не допускает изменения условий и порядка их действия,
  2. обеспечиваются принудительной силой государства,
  3. имеют особую форму применения – область финансовой деятельности государства.

     Виды  финансово-правовых норм:

     1). по характеру воздействия на  участников финансовых отношений:

     - обязывающие – содержащие требования  на совершение определенного действия или на отказ от совершения определенного действия.

     - закрепляющие – содержат запреты  на совершение определенных действий.

     - уполномачивающие – дают право  на совершение определенных действий  и устанавливают рамки, в пределах  которых такие действия могут быть совершены.

     2). в зависимости от содержания:

     - материальные – закрепляют юридические  права и обязанности участников  финансовых отношений (:объем  и направление расходов государства),

     - процессуальные – устанавливают  порядок применения и действия материальных норм (:бюджетный процесс)

     Структура финансово-правовой нормы включает три элемента:

  1. гипотеза – содержит условие действия нормы,
  2. диспозиция – само правило поведения,
  3. санкция – мера ответственности.

     Особенности финансово-правовых норм заключаются в их санкциях:

     - которые носят имущественно-денежный  характер, т.е. непосредственно воздействуют  на нарушителя через его денежные  доходы,

     - изъятые денежные средства зачисляются  в бюджет или целевые денежные  фонды. 

     2.4. Финансовые правоотношения, их особенности и субъекты 

     Финансовые  правоотношения – это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, участники которых наделены юридическими правами и обязанностями.

     Особенности финансовых правоотношений:

  1. возникают в процессе финансовой деятельности государства,
  2. одной из сторон выступает государство в лице уполномоченного им органа,
  3. носят денежный характер,
  4. всегда присутствует финансовый план, в котором выражена воля государства и даны его предписания по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств.

     Субъектами  финансовых правоотношений являются участники  общественных отношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств.

     Три основные группы субъектов:

     1. Республика Беларусь и административно-территориальные  единицы,

     2. органы государственной власти и управления, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности,

     3. физические лица (граждане, иностранцы  и лица без гражданства).

     Основанием  возникновения, изменения или прекращения  финансовых правоотношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные нормам финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у субъектов финансовых отношений прав и обязанностей.

Информация о работе Финансовое право Республики Беларусь