Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТФ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Кроме того, закреплена обязанность контролирующих органов  вести учет всех выданных предписаний  на проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности в порядке, который определяет Совет Министров Республики Беларусь.

В Указе предусмотрена возможность вручения предписания на проведение проверки в случае, если проверка (ревизия) начинается с проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Также предусмотрено  предъявление предписания не только предпринимателю, но и его представителю, которым может быть (в силу ст. 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь) продавец в розничной торговле, кассир и т.п., когда полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель.

В Указе уточнена процедура направления материалов в правоохранительные органы, что должно способствовать уменьшению количества нарушений уголовно-процессуального законодательства, связанных со сроками принятия процессуальных решений, а также вынесению законных и обоснованных решений в рамках возбужденных уголовных дел. Предусмотрено, что в случае выявления фактов правонарушений, за совершение которых могут быть применены в соответствии с законодательством меры экономической ответственности, решения о применении экономических санкций наряду с иными материалами проверки (ревизии) в оригиналах передаются по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), правоохранительным органам в 10-дневный срок со дня вынесения соответствующего решения. По ранее действовавшему порядку материалы передавались правоохранительным органам в 10-дневный срок со дня составления акта проверки (ревизии).

Указом изменены сроки привлечения к ответственности: вместо ранее существовавших двух лет со дня совершения правонарушения предусмотрен трехгодичный срок.

Также изменены сроки подачи жалоб на вынесенные решения: при досудебном обжаловании срок увеличился с 5 до 10 дней; при обжаловании в судебном порядке срок подачи заявления – 40 дней [9].

     Руководители  субъектов предпринимательской  деятельности обязаны проинформировать Совет или советы по координации контрольной деятельности в городах области о проведении контролирующими органами, государственными и иными организациями проверок финансово-хозяйственной деятельности, не включенных в координационный план контрольной деятельности.     

       К проверяющим предъявляются  высокие требования, поскольку от  их моральных и профессиональных качеств зависит результат проверки.  Они наделены определенными правами, необходимыми для реализации своих профессиональных функций. В частности проверяющим разрешается:

  1) требовать  предъявления всех необходимых  для проверки материалов;

  2) применять  все методы документального контроля;

  3) запрашивать  данные у банков;

  4) требовать  предоставления первичных документов;

  5) получать  от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения;

  6) изымать  подлинники документов;

  7) передавать  материалы следственным органам;

  8) требовать  возмещения причиненного ущерба;

  9) проводить  инвентаризацию, опечатывать склады  и кассы и др.

    Финансовый  контроль выполняет огромную  позитивную роль в обеспечении цивилизованных экономических отношений. Однако чрезмерное рвение контролирующих органов может привести к результатам, совершенно противоположным ожидаемым. Социологические исследования, направленные на изучение развития предпринимательства в Республике Беларусь, показывают, что одной из причин, сдерживающих государственный и частный бизнес, является система существующего государственного финансового контроля. [4].

     С этой  целью Комитетом госконтроля постоянно контролируется соблюдение требований законодательства в части назначения и проведения контролирующими органами проверок. В Республике Беларусь с 1 января 2010 года существенно ужесточается назначение и проведение проверок. Это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Основные нововведения, предусмотренные Указом № 510: полностью изменен подход к планированию контрольной и надзорной деятельности. Так, плановые проверки субъектов хозяйствования будут назначаться только с учетом отнесения их к группам риска. При этом проверки будут проводиться не чаще, чем раз в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска, раз в три года - к средней группе риска и раз в пять лет - к низкой группе риска. Кроме того, наряду с иными ограничениями на проведение проверок вводится двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования. Проверки будут проводиться в соответствии с полугодовыми координационными планами. В координационные планы включены все намеченные на первое полугодие 2010 года проверки. Внесение новых субъектов в эти планы законодательством не предусматривается.

      Так, в координационные планы на первое полугодие 2010 года в областях и г. Минске включено 36,8 тыс. проверок. Это - проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов и проверки, проводимые надзорными органами. Практически идентичное число проверок (36,5 тыс.) составляли и координационные планы контрольной деятельности на первое полугодие 2008 года. Однако эти планы тогда не учитывали проверки надзорных органов, которые, согласно результатам многолетнего мониторинга, составляют более 70% от общего количества всех проводимых в республике проверок [25].

       Основное  количество проверок осуществляется  налоговыми органами. В январе — августе 2010 года налоговыми органами Минской области проведено порядка 2,5 тыс "внеплановых тематических оперативных проверок". Результативность проверок составила 100%.

       При этом с применением метода контрольной закупки проведено около 1,5 тыс. проверок, или 60% от общего числа.

      По результатам проведенных внеплановых тематических оперативных проверок из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей и дохода от незаконной деятельности на сумму более 3,2 млрд. рублей.

      За 8 месяцев текущего года налоговыми органами Минской области проведено 1.011 проверок, направленных на выявление и пресечение незарегистрированной предпринимательской деятельности физических лиц. Чаще всего основаниями для назначения этих проверок являлись заявления организаций по вопросу зачета (возврата) налога на добавленную стоимость, необходимость взыскания налогов за счет дебиторов, проведение встречных и рейдовых проверок [24].

     Следует отметить, что ощутимым шагом в решении проблемы количества осуществляемых проверок стал Указ Президента Республике Беларусь "О приостановлении проведения контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до вступления в силу специального указа, который будет регламентировать единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности". Действие указа не распространяется на банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения. В соответствии с документом, данное положение также не распространяется на проверки по поручению президента и президиума правительства.

      Реформирование экономической системы белорусского  государства обусловило появление объективных предпосылок для внедрения нового метода государственного финансового контроля, так называемого аудита эффективности расходования государственных средств, когда необходимо не только контролировать целевой характер использования государственных средств, но и оценивать результативность и эффективность их использования.

     Ядром организации  бюджетного процесса может стать  широко применяемая в мире концепция «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования» (концепция программно-целевого бюджетирования).  Ее суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

     Помимо  создания системы мониторинга  результативности бюджетных расходов, эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований  и повышения предсказуемости объема ресурсов, которым управляют  администраторы бюджетных средств.  При этом акцент контроля переносится с оценки правомерности расходования средств и соответствия плановым показателям на оценку степени достижения запланированных результатов.

     Национальную  систему контроля нельзя строить  в отрыве от мировой практики, поэтому экономические связи  республики, как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразнее. Контрольным органам Республики Беларусь   необходимо ориентироваться на  новые методики, широко применяемые в практике работы контролеров экономически развитых стран: «программная оценка» и принцип «сан сет».

      Суть  программной оценки состоит в  том, что в ведомственную систему  управления встраивается механизм, позволяющий на регулярной основе  осуществлять слежение за ходом реализации программы; своевременно выявлять «узкие места» и реагировать на них; контролировать соблюдение графиков;  соизмерять результаты  с затраченными ресурсами.

      Принцип  «сан сет» предусматривает законодательное  ограничение сроков функционирования  большинства министерств и ведомств 4 – 10 годами и автоматическое прекращение финансирования их деятельности, если до истечения этого срока не будет принято специального закона, продлевающего их полномочия. При этом необходимо проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и осуществляемых ими программ. [22, c.6]

Подводя итог написанию данной главы, можно сделать следующие выводы:

- в целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации деятельности государственных органов и иных организаций, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь;

- Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь  создается Президентом Республики Беларусь и осуществляет координацию деятельности контролирующих органов, в частности: обеспечение исполнения актов законодательства при осуществлении контрольной деятельности; планирование работы контролирующих органов; организация проведения совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности; согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации; обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок; анализ итогов контрольной деятельности и разработка на их основе предложений по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений; организация обмена опытом контрольной работы; обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов;

- систему органов  Совета по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь образуют Совет по координации контрольной деятельности и его территориальные органы – советы по координации контрольной деятельности в областях, г. Минске и советы в городах, районах;

- в своей деятельности Совет и его территориальные органы руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Положением о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, законами и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Применительно к Республике Беларусь, основными  возможными направлениями совершенствования  организации и координации финансового контроля являются следующие:

  1. повышение ответственности должностных лиц контролирующих органов за нарушение порядка назначения, согласования и проведения проверок;
  2. контроль не только целевого использования  государственных средств, но и эффективности их использования;
  3. сокращение до минимума числа проверок с одновременным ужесточением ответственности субъектов хозяйствования за нарушение законодательства (например, лишение  нарушителей права заниматься предпринимательской деятельностью или руководящей работой) как одного из факторов формирования благоприятного  экономического климата в стране для развития малого и среднего бизнеса;
  4. ориентация на новые методики, широко применяемые в практике контролеров экономически  развитых стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, изучив состав органов финансового контроля в Республике Беларусь, их задачи и функции,  можно сделать ряд выводов:

1. Субъектами финансового  контроля в Республике Беларусь являются особые государственные органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские фирмы и аудиторы. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть подразделена на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции следует отнести органы, для которых осуществление финансового контроля является не основным видом деятельности. Финансовый контроль для данных органов является одним из направлений их управленческой деятельности. К ним относятся Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Правительство и др. К органам специальной компетенции (созданы специально для осуществления финансового контроля) относятся: Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Беларусь; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; МВД Республики Беларусь; Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь и др.

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь