Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа
Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 32 с., 23 источника, 1 прил.
ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОВЕТ ПО КООРДИНАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Объект исследования – органы финансового контроля Республики Беларусь.
Предмет исследования – система органов финансового контроля Республики Беларусь во взаимосвязи с государственным устройством и функциями государственных и негосударственных органов управления.
Цель работы: изучить состав органов финансового контроля в Республике Беларусь, определить задачи и функции органов финансового контроля, рассмотреть процесс и направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод экспертных оценок.
Исследования и разработки: изучена деятельность органов финансового контроля, определены перспективные направления развития системы координации финансового контроля.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
1. Состав органов финансового
контроля в Республике Беларусь |
2. Комитет государственного
контроля – высший орган |
3. Координация контрольной
деятельности в Республике |
Заключение…………………………………………………… |
Список использованных источников………………………………………..30 Приложение А……………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль
можно рассматривать как
До настоящего времени среди ученых и практиков существуют полярные точки зрения на проблему осуществления финансового контроля в условиях рыночной экономики. Одни считают, что с появлением частной собственности улучшается контроль за ее сохранностью и сохранностью финансов со стороны владельцев, другие – что погоня за получением быстрой и легкой прибыли делает неразборчивыми пути ее достижения, что с неизбежностью влечет нарушения финансово-хозяйственного законодательства.
Актуальность данной темы определяется высокой динамичностью и сложностью финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь, обусловленной проводимым курсом реформ в социально-экономической сфере.
Функциональное назначение финансового контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и продуктивного использования финансовых ресурсов во всех сферах хозяйства и в конечном счете – создании условий для эффективного государственного регулирования рыночной экономики.
При переходе к рыночным отношениям роль финансового контроля возрастает. Это связано с тем, что одна из принципиальных особенностей рыночной экономики состоит в возрастании роли финансовых отношений и реальных финансовых результатов деятельности субъектов рынка. В связи с этим на финансовые взаимосвязи падает большая управленческая, а следовательно, и контрольная нагрузка.
Изменения, происходящие в экономике Беларуси, сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, увеличением числа факторов, влияющих на финансовые ресурсы и т.п., а, следовательно, и расширением количества объектов финансового контроля. Все это обуславливает высокую значимость органов финансового контроля в жизни государства, его граждан и субъектов хозяйствования. Поэтому задачами написания данной курсовой работы являются:
В процессе написания курсовой работы использовались различные источники информации. При изучении теоретических основ финансового контроля использовались учебные пособия, основными из которых являются «Финансы и финансовый рынок» под редакцией О. А. Пузанкевич, «Финансовый и налоговый контроль» Л.А. Ханкевича, «Финансовый контроль» Н.С. Вишневского.
Деятельность отдельных органов финансового контроля в Республике Беларусь, порядок ее организации и координации изучалась в соответствии с нормативно-правовой документацией: Положение о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Закон «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и т.д. При написании данной работы также использовались различные периодические издания: статьи в журналах Финансы и кредит, Финансовый бизнес, Бухгалтерский учет и анализ и др.
1 Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь |
Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области.
В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля.
Принцип разделения властей играет важную роль в осуществлении финансового контроля как со стороны органов законодательной, так и со стороны исполнительной власти и определяет его новое содержание. Основы современного финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, закреплены в Конституции Республики Беларусь, законах и иных нормативных правовых актах.
Субъектами финансового контроля в настоящее время являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские организации и аудиторы.
Различают специализированные и государственные органы финансового контроля [18, с. 93].
Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Объектами его наблюдения являются:
▪ исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений;
▪ расходование средств республиканского и местных бюджетов;
▪ исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово – хозяйственной деятельности.
Функции и правовые основы деятельности Комитет государственного контроля закреплены в Законе Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» [11].
В соответствии с названным
Законом Комитет
Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска.
По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
Комитету государственного контроля и его территориальным органам предоставлено право устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, а также заключать с ними соглашения. [2, c. 16].
К общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особенными полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах социально – экономической жизни; Национальный банк Республики Беларусь.
Права и обязанности Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». В ст. 17 Закона определены полномочия Президента. В частности, Президент имеет право: отменять акты Правительства Республики Беларусь; непосредственно или через создаваемые им органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также имеет право издания указов и декретов. В качестве примера деятельности Президента по осуществлению финансового контроля в Республике Беларусь можно привести его Указ «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Именно в этом и заключаются полномочия Президента по реализации финансового контроля. [2, c. 11].
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в республике.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременность поступления доходов и эффективность расходования (по назначению) средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов Республики Беларусь исключительно контрольные функции выполняют Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят:
- осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства;
- контроль за целевым
и эффективным использованием
бюджетных средств органами
- проверка работы финансовых
органов республики по
- проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;
- анализ действующей
в республике системы ведомстве
Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству, основными задачами которого являются:
• контроль за доходной и расходной частями бюджета в процессе его исполнения;
• контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов;
• контроль (совместно с Национальным банком Республики Беларусь) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь