Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТФ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа:  32 с., 23 источника, 1 прил.

 

 

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, СОВЕТ ПО КООРДИНАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

       Объект исследования – органы финансового контроля Республики Беларусь.

       Предмет исследования – система органов финансового контроля Республики Беларусь во взаимосвязи с государственным устройством и функциями государственных и негосударственных органов управления.

       Цель работы: изучить состав органов финансового контроля в Республике Беларусь, определить  задачи и функции органов финансового контроля, рассмотреть процесс и направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

       Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод экспертных оценок.

        Исследования и разработки: изучена деятельность органов финансового контроля, определены перспективные направления развития системы координации финансового контроля.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

                                                                                       


                                                                                           (подпись студента)      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….4

1. Состав органов финансового  контроля в Республике Беларусь………6

2. Комитет государственного  контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12

3. Координация контрольной  деятельности в Республике Беларусь…….18

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………..30

Приложение А………………………………………………………………...32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовый контроль можно рассматривать как межотраслевую  и многофункциональную дисциплину, представляющую собой синтез практического опыта и таких дисциплин, как бухгалтерский учет, финансы, анализ хозяйственной деятельности и других.

До настоящего времени  среди ученых и практиков существуют полярные точки зрения на проблему осуществления финансового контроля в условиях рыночной экономики. Одни считают, что с появлением частной собственности улучшается контроль за ее сохранностью и сохранностью финансов со стороны владельцев, другие – что погоня за получением быстрой и легкой прибыли делает неразборчивыми пути ее достижения, что с неизбежностью влечет нарушения финансово-хозяйственного законодательства.

Актуальность данной темы определяется высокой динамичностью  и сложностью финансово-экономической ситуации в Республике Беларусь, обусловленной проводимым курсом реформ в социально-экономической сфере.

Функциональное назначение финансового контроля заключается  прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  формирования и продуктивного использования финансовых ресурсов во всех сферах хозяйства и в конечном счете – создании условий для эффективного государственного регулирования рыночной экономики.

При переходе к рыночным отношениям роль финансового контроля возрастает. Это связано с тем, что одна из принципиальных особенностей рыночной экономики состоит в возрастании роли финансовых отношений и реальных финансовых результатов деятельности субъектов рынка. В связи с этим на финансовые взаимосвязи падает большая управленческая, а следовательно, и контрольная нагрузка.

Изменения, происходящие в экономике Беларуси, сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, увеличением числа факторов, влияющих на финансовые ресурсы и т.п., а, следовательно, и расширением количества объектов финансового контроля. Все это обуславливает высокую значимость органов финансового контроля в жизни государства, его граждан и субъектов хозяйствования. Поэтому задачами написания данной курсовой работы являются:

    1. описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
    2. охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
    3. рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
    4. выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.

    В процессе  написания курсовой работы  использовались  различные источники информации. При изучении теоретических основ финансового контроля использовались учебные пособия, основными из которых являются  «Финансы и финансовый рынок» под редакцией О. А. Пузанкевич, «Финансовый и налоговый контроль» Л.А. Ханкевича, «Финансовый контроль» Н.С. Вишневского.

     Деятельность  отдельных органов финансового контроля в Республике Беларусь, порядок ее организации и координации изучалась в соответствии с нормативно-правовой документацией: Положение о Совете по координации контрольной деятельности в   Республике Беларусь, Закон «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и т.д. При написании данной работы также использовались различные периодические издания: статьи в журналах Финансы и кредит, Финансовый бизнес, Бухгалтерский учет и анализ и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1   Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь


 

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области.

В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля.

Принцип разделения властей играет важную роль в осуществлении финансового контроля как со стороны органов законодательной, так и со стороны исполнительной власти и определяет его новое содержание. Основы современного финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти, закреплены в Конституции Республики Беларусь, законах и иных нормативных правовых актах.

Субъектами финансового  контроля в настоящее время являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские организации и аудиторы.

Различают специализированные и государственные органы финансового контроля [18, с. 93].

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Объектами его наблюдения являются:

▪ исполнение республиканского бюджета, соблюдение  законодательства в области финансовых и налоговых отношений;

▪ расходование средств  республиканского и местных бюджетов;

▪ исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово – хозяйственной деятельности.

Функции и правовые основы деятельности Комитет государственного контроля закреплены в Законе Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» [11].

В соответствии с названным  Законом Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный  контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения [6].

Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска.

По решению Президента Республики Беларусь территориальные  органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Комитету государственного контроля и его территориальным  органам предоставлено право устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, а также заключать с ними соглашения. [2, c. 16].

К общегосударственным  органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особенными полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах социально – экономической жизни; Национальный банк Республики Беларусь.

Права и обязанности Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». В ст. 17 Закона определены полномочия Президента. В частности, Президент имеет право: отменять акты Правительства Республики Беларусь; непосредственно или через создаваемые им органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также имеет право издания указов и декретов. В качестве примера деятельности Президента по осуществлению финансового контроля в Республике Беларусь можно привести его Указ «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Именно в этом и заключаются полномочия Президента по реализации финансового контроля. [2, c. 11].

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции  обеспечивает исполнение Конституции  и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в республике.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременность поступления доходов и эффективность расходования (по назначению) средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Аналогичные функции  на местном уровне реализуют областные  финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов Республики Беларусь исключительно контрольные функции выполняют Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят:

- осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства;

- контроль за целевым  и эффективным использованием  бюджетных средств органами государственного  управления, а также за законностью  совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;

- проверка работы финансовых  органов республики по организации  составления и исполнения бюджета;

- проведение ревизий  исполнения смет на содержание  бюджетных учреждений;

- анализ действующей  в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов.

Важная роль в системе  государственного контроля принадлежит  Главному государственному казначейству, основными задачами которого являются:

• контроль за доходной и расходной частями бюджета в процессе его исполнения;

• контроль за исполнением  государственных бюджетных и  внебюджетных фондов;

• контроль (совместно  с Национальным банком Республики Беларусь) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь