Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТФ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

В состав Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь  входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета. В состав Совета могут быть включены представители и других государственных органов. [15].

Возглавляет Совет  по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь  председатель Совета, которым по должности является Председатель Комитета государственного контроля, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Персональный состав Совета утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Совета.

Регламент работы Совета по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь  утверждается председателем Совета.

Заседания Совета проводятся председателем Совета, а в его отсутствие – заместителем председателя Совета, как правило, один раз в три месяца. Заседания Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь  считаются правомочными, если на них присутствует более половины его состава. Решения Совета принимаются простым большинством голосов, присутствующих на заседании, и оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании. В период между заседаниями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь  вопросы, находящиеся в его компетенции, могут решаться председателем Совета или по его поручению заместителем председателя Совета. Решения Совета и председателя Совета, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми контролирующими органами и их должностными лицами. Невыполнение этих решений является грубым нарушением служебных обязанностей и влечет дисциплинарную ответственность должностных лиц контролирующих органов вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения).

Организационно-техническое  обеспечение деятельности Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Комитетом государственного контроля. [13].

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:

- обеспечение  исполнения актов законодательства  при осуществлении контрольной деятельности;

- планирование  работы контролирующих органов,  в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;

- организация  проведения совместных (с участием  нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – субъектов предпринимательской деятельности;

- согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;

- обеспечение  эффективности реализации решений,  принятых по результатам проверок (ревизий);

- анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;

- организация  обмена опытом контрольной работы;

- обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов. [15].

Совет по координации  контрольной деятельности  в соответствии с направлениями своей деятельности вправе в пределах своей компетенции:

  1. давать поручения контролирующим органам;
  2. рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности на необоснованное назначение проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб выносить решения о приостановлении или отмене проведения контролирующими органами проверок (ревизий);
  3. запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов предпринимательской деятельности необходимую информацию;
  4. заслушивать сообщения и отчеты должностных лиц контролирующих органов, субъектов предпринимательской деятельности, советов по координации контрольной деятельности в областях и г. Минске;
  5. вносить в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности либо не выполнивших решение Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, председателя Совета.

Для координации  деятельности контролирующих органов, созданных на территории соответствующих  административно-территориальных единиц (территориальных контролирующих органов), Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь создает:

  • советы по координации контрольной деятельности в областях и г. Минске, персональный состав и регламент работы которых утверждаются председателем Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь;
  • советы в городах (кроме г.Минска) и районах, положение, персональный состав и регламент работы которых утверждаются соответствующим областным советом по координации контрольной деятельности.

Областные советы по координации контрольной деятельности осуществляют координацию деятельности соответствующих территориальных контролирующих органов (по тем же направлениям, что и Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь), а также методологическое руководство деятельностью городских (районных) советов.

Областные советы в пределах своей компетенции  вправе:

- давать поручения  территориальным контролирующим  органам;

- рассматривать  жалобы субъектов предпринимательской деятельности на необоснованное назначение территориальными контролирующими органами проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб выносить решения о приостановлении или отмене проведения проверок (ревизий);

- запрашивать  и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов предпринимательской деятельности необходимую информацию;

- заслушивать  сообщения и отчеты должностных  лиц территориальных контролирующих органов, субъектов предпринимательской деятельности, городских (районных) советов;

- вносить в  установленном законодательством  порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц территориальных контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности [15].

Если говорить о направлениях совершенствования координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь, то следует обратиться к Указу Президента Республики Беларусь «Нововведения в порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций», которым внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций". Изменения приняты в целях упорядочения назначения и проведения проверок (ревизий) с учетом выявленных в этой сфере недостатков [9].

Суть изменений  сводится к следующему:

Во-первых, установлены нормы административной ответственности должностных лиц контролирующих органов за нарушение порядка назначения и согласования проведения внеплановых проверок (ревизий) либо информирования о проведении таких проверок (ревизий) в виде штрафа в размере до 50 базовых величин. Право составлять протоколы и выносить постановления за указанные нарушения предоставлено должностным лицам Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Во-вторых, новая  редакция Положения о Совете по координации  контрольной деятельности в Республике Беларусь предусматривает, что решения Совета и председателя Совета, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми контролирующими органами и их должностными лицами. Невыполнение этих решений является грубым нарушением служебных обязанностей и влечет дисциплинарную ответственность должностных лиц контролирующих органов вплоть до освобождения от занимаемой должности.

В-третьих, внесены  кардинальные изменения в Порядок  организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций [9].

С учетом внесенных  изменений и дополнений данный Порядок  стал обязателен для применения всеми государственными органами и иными организациями, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составило только проведение камеральных налоговых проверок, специфика которых не позволяет включить их в рамки Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности. Согласно ст. 70 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций, представленных плательщиком. Назначение камеральных налоговых проверок и выдача по ним предписаний не могут осуществляться в силу объективных обстоятельств, так как фактически каждая налоговая декларация при представлении в налоговый орган подвергается проверке на своевременность ее представления, правильность заполнения, сопоставления данных с предыдущей декларацией, наличие документов, прилагаемых к декларации и подтверждающих льготы по налогу и т.д. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы не исполняют в полной мере всех обязанностей, возложенных на контролирующие органы при проверке финансово-хозяйственной деятельности. Акт камеральной налоговой проверки не может содержать реквизиты, установленные Порядком организации и проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности для актов проверок (ревизий), так как в ходе ее проведения вопросы осуществления финансово-хозяйственной деятельности не исследуются в силу отсутствия у налогового органа документов и информации [8].

Также были установлены порядок проведения плановых и внеплановых проверок (ревизий) и единые требования к планированию государственными органами и иными организациями контрольных мероприятий. Плановые проверки (ревизии) стали проводиться только при включении их в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г. Минске). Включение в такой план осуществляется только при условии указания контролирующим органом конкретных тем проверки (ревизии), субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке (ревизии), и срока ее проведения.

Право назначать  внеплановые проверки (ревизии) предоставлено  Президенту Республики Беларусь, премьер-министру и его заместителям, председателям Комитета государственного контроля Республики Беларусь, комитетов государственного контроля областей и их заместителям, председателям советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, областях и г. Минске, министру по налогам и сборам Республики Беларусь, руководителям инспекций МНС по областям и г. Минску и их заместителям (в отношении нижестоящих налоговых органов), министру финансов Республики Беларусь, его заместителям, начальникам главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску (в отношении проверок, осуществляемых при проведении оперативного контроля за целевым использованием бюджетных средств), уполномоченным должностным лицам правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции [15].

Кроме того, установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых могут  быть назначены внеплановые проверки (ревизии):

1) реорганизация,  ликвидация юридического лица;

2) прекращение  деятельности индивидуального предпринимателя;

3) наличие сведений  о нарушениях законодательства  либо поступление обращений, требующих проведения проверки (ревизии).

По новому Порядку организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности обжалование назначения проверки возможно только в отношении внеплановой проверки [9].

Исключение  из числа внеплановых проверок, назначаемых вышеуказанными должностными лицами, составляют встречные, рейдовые проверки, а также тематические выездные налоговые проверки, обязательность проведения которых устанавливается налоговым законодательством. На основании предписаний, выданных на проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности, могут проводиться встречные проверки субъектов, с которыми осуществлялись финансово-хозяйственные операции. Рейдовая проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения непосредственно в момент их совершения. Поэтому для оперативного выявления и пресечения нарушений рейдовые проверки стали осуществляться на основании предписаний контролирующих органов, которыми проводится проверка.

Аналогичным образом  стали назначаться и тематические выездные налоговые проверки, обязательность проведения которых устанавливается налоговым законодательством. К таким проверкам относятся тематические налоговые проверки по вопросам возврата НДС согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Положения о порядке вычета, зачета либо возврата превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товара (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности или вывозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности", которое обязывает проводить их на основании заявления плательщика в максимально допустимый срок – 15 рабочих дней. Поэтому согласование либо назначение их вышестоящим налоговым органом нецелесообразно, так как повлечет дополнительную переписку между органами [15].

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь