Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТФ.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

К особым органам государственного финансового контроля относится и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий и координирует деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:

1. Осуществление контроля  в пределах своей компетенции  за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.

2.  Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.

3. Учет исчисленных  и уплаченных (взысканных) налогов  в бюджет.

4. Разработка предложений  по совершенствованию налогового  законодательства и организации работы налоговых органов.

5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции.

6. Предупреждение, выявление  и пресечение нарушений в сфере  законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции.

7. Подготовка налоговых  соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы.

8. Принятие нормативных  правовых актов о порядке исчисления  и уплаты (взыскания) налогов в  бюджет.

Таким образом, практически  все функции, права и обязанности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и налоговых органов на местах сконцентрированы в области контроля. [2, c. 18].

Значительный объем  контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью.

В целях осуществления  комплексных мер по защите экономических  интересов страны, повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, в Республике Беларусь функционирует Совет по координации контрольной деятельности.

К основным его направлениям можно отнести следующие:

• обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;

• планирование работы контролирующих органов, в том числе путем  разработки координационного плана контрольной деятельности;

• проведение совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций;

• согласование действий контролирующих органов по сбору  и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, созданию единого банка таких данных;

• обеспечение эффективной  реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);

• анализ итогов контрольной  деятельности, разработка на их основе предложений по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений.

В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы для проведения финансово-хозяйственной деятельности и проверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, такие проверки и ревизии на государственных предприятиях помогают определить экономическую целесообразность реализуемых мероприятий и законность операций, вывить отдельные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие  и организация постоянно осуществляет внутрихозяйственный контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов. [18, с. 96]

Современные условия  вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватных рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля — аудит. Их функционирование регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами и, прежде всего, Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности в Республике Беларусь».

Аудиторская деятельность — независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Кроме проведения проверок, аудиторская деятельность предполагает оказание предприятиям сопутствующих услуг, прежде всего, это – постановка, ведение, восстановление бухгалтерской и финансовой отчетности, анализ финансово-хозяйственной деятельности, заполнение налоговых деклараций, осуществление расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, консультирование по вопросам бухгалтерского учета и многое другое.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит — форма внутрихозяйственного финансового контроля (проводится на предприятиях, фирмах и организациях штатными аудиторами). Внутренний аудит не заменяет внешнего, который осуществляется специально созданными аудиторскими службами (аудиторскими организациями и аудиторами). [21, c. 15].

В Республике Беларусь внешний  финансовый аудит имеет форму  обязательной и необязательной проверки.

Обязательной аудиторской  проверке подлежит ежегодная бухгалтерская  отчетность следующих субъектов:

• открытых акционерных  обществ;

• банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и  бирж;

• коммерческих организаций  с иностранными инвестициями;

• страховых организаций  и брокеров;

• индивидуальных предпринимателей и организаций – резидентов Парка высоких технологий.

По результатам обязательной аудиторской проверки составляется заключение о достоверности предоставленных данных. Выявленные недостатки в отчетности и декларации о налоговых платежах должны быть устранены в течение 30 дней. Если перечисленные субъекты уклоняются от обязательного аудита или несвоевременно устраняют нарушения, то на них налагаются финансовые санкции.

В начале XXI в., особенно в период мирового финансового кризиса, в большинстве стран, и в том числе Беларуси, широкое распространение получил необязательный финансовый аудит. Многие хозяйствующие субъекты стали проявлять заинтересованность в более экономном расходовании ресурсов, повышении результативности на всех участках своей деятельности, с тем чтобы стабильно функционировать на рынке. К тому же инвесторам и потенциальным партнерам по бизнесу необходима твердая уверенность в устойчивости финансового положения других участников воспроизводственного процесса. В таких условиях возрастает роль достоверности финансовой информации, от которой во многом зависит степень риска. Неслучайно большинство негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по собственной инициативе привлекают независимых аудиторов к проверке целесообразности осуществления всех хозяйственных операций и правильности их учета.

Общее регулирование аудиторской деятельности в республике осуществляется государством с помощью законов и дополнительных постановлений. вместе с тем существует потенциал саморегулирования аудита с участием соответствующих организаций и Палаты аудиторов. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за соблюдением законодательства в этой сфере и эффективностью аудиторской деятельности. Аудиторскую деятельность кредитных учреждений постоянно контролирует Национальный банк Республики Беларусь. [18, с. 103]

Таким образом, аудит  есть независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию  хозяйственно-финансовой деятельности для предприятий, организаций, учреждений негосударственной формы собственности.

Подводя итог рассмотрению вопроса об органах, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь, целесообразно сделать следующие выводы:

- субъектами финансового контроля являются особые государственные органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские фирмы и аудиторы;

- система органов,  осуществляющих финансовый контроль, может быть подразделена на  органы общей и специальной компетенции;

- к органам общей  компетенции следует отнести Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

- к общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особенными полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах социально – экономической жизни; Национальный банк Республики Беларусь.

- аудит как вид контроля  успешно дополняет общую систему финансового контроля в республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2    Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь

 

       Важным органом финансового контроля со стороны представительной власти является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь

Комитет государственного контроля был образован 24 ноября 1996 года в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.1996 № 510  путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. Как уже отмечалось ранее, реорганизация существовавшей системы финансового контроля была, в первую очередь, обусловлена нередким параллелизмом и дублированием в работе двух высших государственных контрольных органов в стране. [13].

Систему органов  Комитета  государственного  контроля  образуют Комитет  государственного  контроля  и  его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению   Президента   Республики  Беларусь  территориальные органы  Комитета  государственного  контроля  могут  создаваться   также в городах и районах Республики Беларусь. [2, с. 16].

Комитет государственного  контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют  государственный  контроль за:

1) исполнением республиканского  бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) расходованием средств  республиканского и местных бюджетов  на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3) исполнением актов  законодательства по вопросам  аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

4) соблюдением государственными  органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

5) законностью использования  юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями государственных ресурсов;

6) соблюдением государственными  органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

7) состоянием контрольно-ревизионной  работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

9) соблюдением законодательства  в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

10) соблюдением законодательства  при использовании черных и  цветных металлов, соблюдением порядка  сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

11) исполнением Национальным  банком Республики Беларусь и  иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

12) соблюдением участниками  рынка ценных бумаг, а также  Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь