Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа
Задачами написания данной курсовой работы являются:
описать становление, развитие и состав органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь;
охарактеризовать особенности органов финансового контроля на макро- и микроуровнях;
рассмотреть задачи и функции Комитета Государственного контроля как высшего органа финансового контроля;
выявить направления совершенствования координации контрольной деятельности в Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….4
1. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь………6
2. Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь…………………………………………………….12
3. Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь…….18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………..30
Приложение А………………………………………………………………...32
К особым органам государственного финансового контроля относится и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий и координирует деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:
1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.
2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.
3. Учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет.
4. Разработка предложений
по совершенствованию
5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции.
6. Предупреждение, выявление
и пресечение нарушений в
7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы.
8. Принятие нормативных
правовых актов о порядке
Таким образом, практически все функции, права и обязанности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и налоговых органов на местах сконцентрированы в области контроля. [2, c. 18].
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью.
В целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов страны, повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, в Республике Беларусь функционирует Совет по координации контрольной деятельности.
К основным его направлениям можно отнести следующие:
• обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;
• планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
• проведение совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций;
• согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, созданию единого банка таких данных;
• обеспечение эффективной реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
• анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений.
В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы для проведения финансово-хозяйственной деятельности и проверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, такие проверки и ревизии на государственных предприятиях помогают определить экономическую целесообразность реализуемых мероприятий и законность операций, вывить отдельные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляет внутрихозяйственный контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов. [18, с. 96]
Современные условия вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватных рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля — аудит. Их функционирование регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами и, прежде всего, Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности в Республике Беларусь».
Аудиторская деятельность — независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Кроме проведения проверок, аудиторская деятельность предполагает оказание предприятиям сопутствующих услуг, прежде всего, это – постановка, ведение, восстановление бухгалтерской и финансовой отчетности, анализ финансово-хозяйственной деятельности, заполнение налоговых деклараций, осуществление расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, консультирование по вопросам бухгалтерского учета и многое другое.
Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит — форма внутрихозяйственного финансового контроля (проводится на предприятиях, фирмах и организациях штатными аудиторами). Внутренний аудит не заменяет внешнего, который осуществляется специально созданными аудиторскими службами (аудиторскими организациями и аудиторами). [21, c. 15].
В Республике Беларусь внешний финансовый аудит имеет форму обязательной и необязательной проверки.
Обязательной аудиторской проверке подлежит ежегодная бухгалтерская отчетность следующих субъектов:
• открытых акционерных обществ;
• банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и бирж;
• коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
• страховых организаций и брокеров;
• индивидуальных предпринимателей и организаций – резидентов Парка высоких технологий.
По результатам обязательной аудиторской проверки составляется заключение о достоверности предоставленных данных. Выявленные недостатки в отчетности и декларации о налоговых платежах должны быть устранены в течение 30 дней. Если перечисленные субъекты уклоняются от обязательного аудита или несвоевременно устраняют нарушения, то на них налагаются финансовые санкции.
В начале XXI в., особенно в период мирового финансового кризиса, в большинстве стран, и в том числе Беларуси, широкое распространение получил необязательный финансовый аудит. Многие хозяйствующие субъекты стали проявлять заинтересованность в более экономном расходовании ресурсов, повышении результативности на всех участках своей деятельности, с тем чтобы стабильно функционировать на рынке. К тому же инвесторам и потенциальным партнерам по бизнесу необходима твердая уверенность в устойчивости финансового положения других участников воспроизводственного процесса. В таких условиях возрастает роль достоверности финансовой информации, от которой во многом зависит степень риска. Неслучайно большинство негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по собственной инициативе привлекают независимых аудиторов к проверке целесообразности осуществления всех хозяйственных операций и правильности их учета.
Общее регулирование аудиторской деятельности в республике осуществляется государством с помощью законов и дополнительных постановлений. вместе с тем существует потенциал саморегулирования аудита с участием соответствующих организаций и Палаты аудиторов. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за соблюдением законодательства в этой сфере и эффективностью аудиторской деятельности. Аудиторскую деятельность кредитных учреждений постоянно контролирует Национальный банк Республики Беларусь. [18, с. 103]
Таким образом, аудит есть независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности для предприятий, организаций, учреждений негосударственной формы собственности.
Подводя итог рассмотрению вопроса об органах, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь, целесообразно сделать следующие выводы:
- субъектами финансового контроля являются особые государственные органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские фирмы и аудиторы;
- система органов,
осуществляющих финансовый
- к органам общей
компетенции следует отнести Ко
- к общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь (Правительство); отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особенными полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах социально – экономической жизни; Национальный банк Республики Беларусь.
- аудит как вид контроля
успешно дополняет общую систем
2 Комитет государственного контроля – высший орган финансового контроля в Республике Беларусь |
Важным органом финансового контроля со стороны представительной власти является Комитет государственного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь
Комитет государственного контроля был образован 24 ноября 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.1996 № 510 путем преобразования Службы контроля Президента Республики Беларусь и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь. Как уже отмечалось ранее, реорганизация существовавшей системы финансового контроля была, в первую очередь, обусловлена нередким параллелизмом и дублированием в работе двух высших государственных контрольных органов в стране. [13].
Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться также в городах и районах Республики Беларусь. [2, с. 16].
Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:
1) исполнением республиканского
бюджета, соблюдением
2) расходованием средств
республиканского и местных
3) исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
4) соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;
5) законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;
6) соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
7) состоянием контрольно-
8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
9) соблюдением законодательства
в области получения,
10) соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;
11) исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
12) соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции в Республике Беларусь