Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, курсовая работа
Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирм. Многие менеджеры на практике пренебрегают функцией контроля, что снижает эффективность всей системы управления предприятием, делает достижение поставленных целей затруднительным. Особенно опасно недооценивать значимость контроля в современных российских условиях.
1. Введение………………….………………………………………...3
2. Часть I. Сущность, задачи и виды контроля
1.1 Сущность и задачи контроля…………………………………6
1.2 Виды контроля………………………………………………..13
3. Часть II. Характеристики эффективного контроля и система контроля
2.1 Характеристики эффективного контроля…………………...19
2.2 Система контроля над финансовыми потоками…………….24
4. Часть III. Контроллинг
3.1 Контроллинг как функция управления и функция поддержки управления……………………30
3.2 Институционализация контроллинга……………………..…34
5. Заключение…………………………………………..…………....37
6. Список литературы………………………………………..….....40
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Филиал Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННого
УНИВЕРСИТЕТа УПРАВЛЕНИЯ
в г. Обнинске
Кафедра
управления в экономических и
социальных системах
Специальность: Менеджмент организации
Специализация: Финансовый менеджмент
Форма обучения:
заочная
по
дисциплине «__ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТА__»
на
тему «Контроль
как функция управления
организацией»
Исполнитель
студентка
_2-го_
курса группы__МОЗ-09__
__Воробьева С.Н.__
Проверил
______________________
К.пс.н., доцент
Оценка
________________ __________
Подпись
преподавателя
Обнинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение………………….……………………………………
2. Часть I. Сущность, задачи и виды контроля
1.1 Сущность и задачи контроля…………………………………6
1.2 Виды контроля………………………………………………..13
3. Часть II. Характеристики эффективного контроля и система контроля
2.1 Характеристики эффективного контроля…………………...19
2.2 Система контроля над финансовыми потоками…………….24
4. Часть III. Контроллинг
3.1 Контроллинг как функция управления
и функция поддержки управления……
3.2 Институционализация контроллинга……………………..…34
5.
Заключение…………………………………………..……
6.
Список литературы…………………………………
При рыночной системе хозяйствования деятельность организации в широком смысле направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами. Соответственно управленческий контроль организации ориентирован преимущественно на обеспечение основных показателей эффективности функционирования в современных условиях:
-устойчивое
положение организации на рынке (среди
конкурентов);
-признание организации субъектами рынка
и общественностью;
-своевременная адаптация систем производства
и управления организации к перманентно
меняющейся внешней среде (рыночной конъюнктуре).
Таким образом, в конкурентной
среде рыночных отношений эффективный
управленческий контроль, при прочих равных
условиях, является гарантией успешной
деятельности организации. Контроль представляет
собой процесс обеспечения достижения
организацией своих целей. Контроль включает
установление стандартов, измерение фактически
достигнутых результатов и проведение
корректировок в том случае, если достигнутые
результаты существенно отличаются от
установленных стандартов.
Необходимость контроля заключается в
том, что он является неотъемлемым элементом
сущности всякой организации. «Контроль
и определение направления — это синонимы»,
— считал П. Друкер.
Множество разнообразных обстоятельств
может помешать реализации планов и задуманных
организационных структур. Изменения
законов, социальных ценностей, технологии,
условий конкуренции могут сделать планы
невыполнимыми. Источником неопределенности
являются и люди, работающие в любой организации.
Ошибки, возникающие внутри организации,
переплетаются, множатся и, если их вовремя
не исправить, могут привести к катастрофе,
банкротству коммерческой организации,
к развалу учреждения. Известно, что в
большинстве создающихся мелких предприятий
не понимают важности функции контроля,
допущенные ошибки накладываются и нарастают,
пока не происходит банкротство. Нередко
организация не гибнет, а существует, но
постоянно переходит из одного кризиса
в другой.
Функция контроля — выявить проблемы
и скорректировать деятельность до того,
как эти проблемы перерастут в кризис.
Поддержка успешных действий — это также
функция контроля, которая состоит в поддержке
всего того, что является успешным в деятельности
организации. Необходимо определить, какие
именно действия эффективно способствовали
достижению целей организации. Это позволяет
найти область расширения деятельности
организации. Широта контроля должна позволять
ему быть всеобъемлющим. Любой руководитель
независимо от ранга должен осуществлять
контроль как неотъемлемую часть своих
должностных обязанностей.
Контроль должен обеспечить фиксирование
состояния объекта управления в определенный
момент времени для принятия решений по
регулированию этого объекта. Контроль
выступает главным инструментом для выработки
управленческих решений, обеспечивающих
нормальное функционирование фирм. Многие
менеджеры на практике пренебрегают функцией
контроля, что снижает эффективность всей
системы управления предприятием, делает
достижение поставленных целей затруднительным.
Особенно опасно недооценивать значимость
контроля в современных российских условиях.
Все вышесказанное подтверждает
актуальность изучения контроля как функции
управления, процесса контроля, а также
характеристик эффективного контроля,
чему также уделено внимание в данной
работе.
Курсовая работа состоит из введения,
трех разделов и заключения.
Цель курсовой работы: раскрыть тему курсовой
работы. Предметом исследования в курсовой
работе является контроль как функция
управления на предприятии. Объектом исследования
является определение сущности контроля
как функции управления на предприятии.
Приведенные в курсовой работе материал отражает состояние исследуемого процесса, а все использованные из литературы и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
Объем курсовой работы 41 лист компьютерного
текста; шестнадцать источников.
Контроль представляет собой одну из важных функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации контроль является непрерывным процессом, который строится на трех основных этапах:
-выработки стандартов деятельности организации, подлежащих контролю;
-измерения и анализа ее результатов, полученных в результате контроля;
-корректировки хозяйственных, технологических, организационных и других процессов деятельности организации в соответствии со сделанными выводами контроля.
Первый этап - выработка стандартов, демонстрирует органическую связь функций планирования и контроля. Данные стандарты согласуются с методологией управленческого учета предприятия, а именно:
-внешними стандартами и нормами;
-внутренними (корпоративными) стандартами;
-стандартами на функциональность бизнес-процессов предприятия.
Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. В свою очередь эти цели формируются из процесса планирования и стратегий организации. Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, должны характеризоваться наличием временных рамок и конкретных критериев (например, производительность труда к определенному времени должна быть повышена на 10%). Т.е. критерии, результативность которых оценить трудно, должны быть выражены косвенными показателями (например, удовлетворенность работой можно оценить показателем текучести). Однако косвенные показатели должны быть обстоятельно взвешены, так как на них могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям, а также насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На этой стадии дается оценка, как реальности выработанных стандартов, так и масштабов отклонений, которые служат основой для принятия соответствующих управленческих решений. Это наиболее заметный этап всей системы контроля.
На третьем, заключительном этапе контроля, менеджер должен провести корректировку в хозяйственной, технологической, организационной, финансовой и других видах деятельности организации и в зависимости от полученной информации пересмотреть стандарт либо в сторону повышения или занижения, либо -- стабилизации контролируемого показателя.
Во всех случаях сотрудники организации должны знать, что их ошибки или достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, со всей очевидностью послужат основанием для распределения вознаграждений или наказаний. [5]
Слово «контроль» как и слово «власть» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. - в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе - это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Дитеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления - это синонимы».[9]
Контроль - измерение степени достижения намеченных целей, оценка того, что еще необходимо сделать, и принятие корректирующих мер для достижения поставленных целей. Эта функция включает в себя следующие четыре элемента (задачи):
-нормы - показатели индивидуальной и (или) коллективной трудовой деятельности, принятые приемлемыми для данных производственных и иных условий;
-измерение - количественное определение по заранее установленным правилам и методам степени достижения поставленных целей;
-оценка деятельности - выявление причин невыполнения норм, отступления от правил и стандартов, поиск способов исправления допущенных ошибок;
-корректировка - принятие мер для преодоления сложившихся неблагоприятных тенденций или для извлечения выгод из благоприятных обстоятельств и тенденций.
Можно, пожалуй, сделать вывод, что единый список функций для всех предприятий вряд ли можно составить. Это объясняется тем, что каждое предприятие уникально, и не только различием содержания своих культурных ценностей, но и функциональным разнообразием. С уверенностью можно сказать только о двух вещах. Первое. Такие функции, как планирование, организация, контроль будут иметь место на каждом предприятии. Распорядительство же, координация, руководство и т.п. - в модификациях, которые определяются спецификой предприятия. Второе. Можно, очевидно, вести речь о функциях первого порядка и о функциях второго порядка. Определение функциональной структуры управления на предприятии является задачей творческой, ибо однозначных решений, которые можно получить посредством тех или иных формальных методов, нет. [2]
Информация о работе Контроль как функция управления организацией