Контроль не только позволяет выявлять
проблемы и реагировать на них так, чтобы
достигнуть намеченных целей, но и помогает
руководству решить, когда нужно вносить
радикальные изменения в деятельность
организации.[9] Контроль
также делится на внешний и внутренний.
Внешний контроль осуществляется руководством
или специальными сотрудниками. В рамках
внутреннего контроля исполнители сами
следят за своей работой и ее результатами
и по мере необходимости вносят корректировки
в свою деятельность.
Смысл внешнего контроля в том, что сотрудники,
по крайней мере, формально, лучше выполняют
свои обязанности, если знают, что за ними
осуществляется контроль.
Успех внешнего контроля зависит от ряда
обстоятельств. Во-первых, необходимо
предусмотреть защиту от обмана. С этой
целью необходимо наличие четких нормативов
работы. Во-вторых, цели, которые ставятся
перед людьми в системе внешнего контроля,
должны быть достаточно трудными. И в-третьих,
по итогам внешнего контроля должно следовать
поощрение, а если необходимо, то и наказание.
Для обеспечения этих условий необходимо,
чтобы система внешнего контроля была
тотальной. Однако это требует больших
материальных и трудовых затрат, что становится
непосильно даже для крупных организаций.[4]
Для того чтобы контроль мог выполнить
свою истинную задачу, т.е. обеспечить
достижение целей организации, он должен
обладать несколькими важными свойствами:
1. Стратегическая
направленность контроля. Для того чтобы
быть эффективным, контроль должен иметь
стратегический характер, т.е. отражать
общие приоритеты организации и поддерживать
их. Относительная сложность оценки какого-либо
вида деятельности в количественном виде
или измерения ее результативности по
принципу затраты - эффект никогда не должна
служить критерием для решения - нужно
ли вводить механизм контроля. Деятельность
в областях, которые не имеют стратегического
значения, следует измерять не очень часто,
и о полученных результатах можно никому
и не сообщать до тех пор, пока отклонения
не станут необычно большими. Абсолютный
контроль над обычными операциями (такими
как мелкие расходы) не имеет смысла и
будет только отвлекать силы от более
важных целей. Открытое неповиновение
требованиям вести детальную бухгалтерскую
отчетность по всем видам расходов, которое
можно часто наблюдать в торговых организациях,
это фактически единственный способ, с
помощью которого коммивояжеры могут
донести до своего руководства ту мысль,
что огромные отчеты о расходах - нонсенс,
а не разумный контроль.
2. Ориентация
на результаты. Конечная цель контроля
состоит не в том, чтобы собрать информацию,
установить стандарты и выявить проблемы,
а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед
организацией. Проведение измерений и
оповещение об их результатах важно только
как средство достижения этой цели. Если
мы хотим сделать контроль эффективным,
мы должны тщательно следить за тем, чтобы
эти самоочевидные средства контроля
не заняли более важного места, чем подлинные
цели организации. В итоге
контроль можно назвать эффективным только
тогда, когда организация фактически достигает
желаемых целей и в состоянии сформулировать
новые цели, которые обеспечат ее выживание
в будущем.
3. Соответствие
делу. Для того чтобы быть эффективным,
контроль должен соответствовать контролируемому
виду деятельности. Он должен объективно
измерять и оценивать то, что действительно
важно. Неподходящий механизм контроля
может скорее маскировать, а не собирать
критически важную информацию. Так, например,
общепринято оценивать эффективность
торговли путем установки некоторой квоты
и сопоставления с нею реального объема
продаж в долларах. Но это может привести
фирму прямиком к огромным потерям, потому
что на самом деле успех определяется
не объемом продаж, а уровнем прибылей.
Многие факторы могут привести к выполнению
квоты при фактически низком уровне результативности
торговли. Так, например, фирма может предложить
необычно высокие скидки или необычайно
большой объем послепродажного обслуживания,
чтобы тем самым получить новые заказы,
или же цены могут возрастать вследствие
инфляции. В подобных ситуациях фирма
будет терять деньги на каждой продаже,
а не зарабатывать их.
4. Своевременность
контроля. Для того чтобы быть эффективным,
контроль должен быть своевременным. Своевременность
контроля заключается не в исключительно
высокой скорости или частоте его проведения,
а во временном интервале между проведением
измерений или оценок, который адекватно
соответствует контролируемому явлению.
Значение наиболее подходящего временного
интервала такого рода определяется с
учетом временных рамок основного плана,
скорости изменений и затрат на проведение
измерений и распространение полученных
результатов.
Магазину
розничной торговли, например, может
понадобиться достаточно точная еженедельная
информация о складских запасах. Это нужно
для того, чтобы быть уверенным в том, что
магазину есть чем торговать. Однако реальную
физическую инвентаризацию товаров для
определения убытков от краж и хищений
следует делать не чаще одного раза в квартал.
Аналогично розничный торговец должен
определять и регистрировать объем своих
продаж ежедневно с тем, чтобы внести деньги
в банк и проконтролировать поток наличности.
Но время от времени розничному торговцу
необходимо определять почасовой объем
продаж с тем, чтобы определить часы максимального
и минимального объема продаж и соответствующим
образом расставить своих работников
в торговых залах. Это одна из причин того,
почему компьютеризованные кассы печатают
на чеках время продажи. Другая причина
состоит в том, что, зная время продажи,
руководство может определить ответственного
в случае какой-либо ошибки или плохого
обслуживания. Помимо этого важнейшей
целью контроля остается устранение отклонений
прежде, чем они примут серьезные размеры.
Таким образом, система эффективного контроля
- это система, которая дает нужную информацию
нужным людям до того, как разовьется кризис.
5. Гибкость
контроля. Если нечто непредвиденное можно
спрогнозировать, то контроль становится
ненужным. Контроль, как и планы, должен
быть достаточно гибким и приспосабливаться
к происходящим изменениям. Незначительные
изменения планов редко бывают сопряжены
с необходимостью серьезных изменений
в системе контроля. Так, например, фирма,
производящая 100 различных товаров, должна
использовать методы контроля запасов
с тем, чтобы контролировать любое относительно
большое увеличение или уменьшение количества
товаров, а также количество каждого из
них, имеющегося в данный момент времени.
Без достаточной степени гибкости система
контроля будет не действенна в тех ситуациях,
для которых она предназначалась. Так,
например, если неожиданно возникает новый
фактор издержек, вызванный необходимостью
адаптации к недавно принятому новому
законодательству, то до тех пор, пока
он не будет встроен в систему контроля
фирмы, система контроля не сможет отслеживать
производственные издержки.
6. Простота
контроля. Как правило, наиболее эффективный
контроль - это простейший контроль с точки
зрения тех целей, для которых он предназначен.
Простейшие методы контроля требуют меньших
усилий и более экономичны. Но самое важное
состоит в том, что, если система контроля
слишком сложна и люди, взаимодействующие
с ней, не понимают и не поддерживают ее,
- такая система контроля не может быть
эффективной. Избыточная сложность ведет
к беспорядку, являющемуся синонимом потери
контроля над ситуацией. Для того чтобы
быть эффективным, контроль должен соответствовать
потребностям и возможностям людей, взаимодействующих
с системой контроля и реализующих ее.
7. Экономичность
контроля. Очень редко стремятся достичь
при помощи контроля полного совершенства
в работе организации, поскольку прогрессирующие
усовершенствования и улучшения на последних
этапах требуют непропорционально больших
затрат усилий и средств. Так, например,
количество отгрузок продукции, получаемых
какой-либо обычной фирмой, почти наверняка
не очень велико. И поэтому, если только
груз не очень ценный или если его достаточно
легко подсчитать, лучше оприходовать
всю поставку в целом и примириться с возможными
хищениями, чем проверять содержание каждого
ящика - это будет стоить очень дорого.
Все затраты, совершаемые организацией,
должны приводить к увеличению ее преимуществ
и доходов. Затраты средств должны приближать
организацию к поставленным целям. Если
суммарные затраты на систему контроля
превосходят создаваемые ею преимущества,
организации лучше не использовать эту
систему контроля вообще или же ввести
менее тщательный контроль.
8. Контроль
на международном уровне. Когда организации
осуществляют свой бизнес на зарубежных
рынках, функция контроля приобретает
дополнительную степень сложности. Поскольку
при выходе на международный уровень количество
целей в предпринимательской деятельности
значительно увеличивается, то контроль
в этом случае осуществлять труднее. Менеджеры
должны не только устанавливать стандарты,
измерять результативность и предпринимать
корректирующие действия для своего бизнеса
внутри страны, но и осуществлять аналогичные
операции, для своего международного бизнеса.
Очевидно, что чем более глобален их бизнес,
тем труднее осуществлять функцию контроля.
Дополнительный фактор, осложняющий ситуацию
с контролем, связан с возможными коммуникационными
проблемами, возникающими между центральной
штаб-квартирой корпорации и ее филиалами
и дочерними фирмами. Подобные проблемы
могут возникать из-за географической
удаленности, языковых и культурных барьеров.
Так, например, американский стиль контроля
состоит в том, чтобы выбрать ряд сотрудников
и возложить на них ответственность за
достижение целей и проведение программ.
В рамках мексиканской культуры ответственность
воспринимается как нечто фатальное.
Менеджерам, которые осуществляли контроль
во внутристрановом бизнесе и столкнулись
с проблемами при решении этих задач на
международном уровне, можно воспользоваться
следующими приемами: 1) периодически проводить
совещания в штаб-квартире фирмы с соответствующим
персоналом зарубежных отделений и филиалов;
2) осуществлять визиты руководства центрального
офиса корпорации в зарубежные филиалы
и дочерние компании; 3) назначать на работу
в зарубежные филиалы менеджеров из центральной
штаб-квартиры; 4) требовать предоставления
отчетов из зарубежных отделений в штаб-квартиру
фирмы с детальным описанием результатов
деятельности по отдельным направлениям
работ; 5) осуществлять различные виды
бюджетно-финансового контроля.[9]
Многие российские компании не понаслышке
знают, что такое бюджетирование. Однако
когда дело доходит до контроля исполнения
бюджета и его анализа, большинство фирм
сталкивается с множеством вопросов: каким
образом осуществлять контроль, кто это
должен делать, как оценивать возникшие
отклонения.
В основе концепции бюджетного контроля
лежат два понятия: план и факт. Цель контроля
и анализа исполнения плановых бюджетных
показателей - управление отклонениями,
влияющими на финансовые результаты. В
процессе контроля бюджетный контролер,
во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует
информацию о фактических результатах
финансово-хозяйственной деятельности.
Во-вторых, выявляет отклонения от плановых
значений и анализирует их причины. В-третьих,
принимает управленческие решения по
корректировке планов и бюджетов в допустимых
случаях.
Чтобы осуществить эти функции, важно
наладить эффективную систему контроля.
В компании может быть реализовано множество
различных методов контроля бюджета. Многие
из них являются узкоспециализированными
и достаточно сложны (например, метод «освоенного
объема» для оценки исполнения бюджета
проекта). Я остановлюсь на двух общепринятых
способах:
- контроль
бюджетов по отклонениям;
- оперативный
контроль платежей (казначейский
контроль).
Бюджет компании представляет собой финансовый
план действий по достижению уровня прибыльности.
Поэтому основой системы контроля должен
быть контроль затрат. Для его реализации
используется расчет отклонений, в ходе
которого: выявляют отклонения на основе
данных управленческого учета (если обеспечена
однородность плановых и фактических
данных); оценивают отклонения с точки
зрения влияния на запланированный результат;
определяют характер отклонений (например,
регулярное или случайное) и их причины,
которые могут быть как внутренними, так
и связанными с непредвиденными изменениями
внешних условий; подготавливают рекомендации
и возможные управленческие решения на
основе анализа отклонений.
Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические
службы: планово-экономический отдел,
либо отдел бюджетного планирования (в
зависимости от организационной структуры
предприятия).
Чтобы выявить отклонения, специалисты
финансово-экономической службы постатейно
сравнивают фактические и плановые данные.
А для того чтобы оценить влияние отклонений
на запланированный результат, они используют
расчет удельного веса отдельных статей.
На примере (табл.1) представлен расчет
отклонений фактических величин от плановых
(на примере реальной компании): по доходным
статьям (реализация по товарам) используется
формула «факт» - «план», по расходным
статьям - формула «план» - «факт».
Табл.1.
Расчет
отклонений фактических величин
от плановых.
Статья |
План,руб. |
План,руб. |
Отклонение,руб. |
Отклонение,% |
Удельный вес,%. |
Наценка(реализация
минус себестоимость реализации) |
300000 |
280000 |
-20000 |
-6.67% |
40% |
Товар
А |
50000 |
40000 |
-10000 |
-20% |
-20% |
Товар
В |
100000 |
80000 |
-20000 |
-20% |
-40% |
Товар
С |
150000 |
160000 |
10000 |
6.67% |
20% |
Постоянные
затраты |
100000 |
130000 |
-30000 |
-30% |
60% |
Аренда |
30000 |
20000 |
10000 |
33.33% |
-20% |
Охрана |
20000 |
30000 |
-10000 |
-50% |
20% |
Зарплата |
50000 |
80000 |
-30000 |
-60% |
60% |
Прибыль |
200000 |
150000 |
-50000 |
-25% |
|