Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:35, курсовая работа
Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает главным инструментом для выработки управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирм. Многие менеджеры на практике пренебрегают функцией контроля, что снижает эффективность всей системы управления предприятием, делает достижение поставленных целей затруднительным. Особенно опасно недооценивать значимость контроля в современных российских условиях.
1. Введение………………….………………………………………...3
2. Часть I. Сущность, задачи и виды контроля
1.1 Сущность и задачи контроля…………………………………6
1.2 Виды контроля………………………………………………..13
3. Часть II. Характеристики эффективного контроля и система контроля
2.1 Характеристики эффективного контроля…………………...19
2.2 Система контроля над финансовыми потоками…………….24
4. Часть III. Контроллинг
3.1 Контроллинг как функция управления и функция поддержки управления……………………30
3.2 Институционализация контроллинга……………………..…34
5. Заключение…………………………………………..…………....37
6. Список литературы………………………………………..….....40
Рис. 3 Управленческие функции и основные операции управления предприятием
Обработку информации могут делать в весьма ограниченном объеме сами менеджеры. Они располагают солидным знанием дела, но у них нет достаточных познаний в области соответствующей методологии. Путем создания штатных единиц в сфере контроллинга достигаются преимущества специализации, так как для обработки информации нужна именно методологическая компетенция. Однако получение связанной с рефлексией информации затруднительно, так как контроллеры вынуждены добывать ее у других. Причины возникающих здесь проблем различны: во-первых, потенциальные информаторы могут не знать, какая информация релевантна контроллингу; во-вторых, иногда отсутствует готовность источника передавать ценную информацию другой стороне. Следовательно, необходимость получения информации от других ставит границы институционализации контроллинга и в качестве функции поддержки управления. Тем не менее в свете обязательности методологических познаний контроллеров в области обработки информации институционализация поддерживающей управление функции представляется необходимой с учетом указанного ограничения.
Итак, если контроллинг как рефлексия решений является преимущественно задачей менеджера, то контроллинг как поддержка управления – прежде всего задача контроллера. Возможность институционализации управленческой функции контроллинга мала, а функции поддержки управления, напротив, достаточно велика (рис. 4).
Рис. 4. Функции
контроллинга и возможность их институционализации.
Цель данной работы на мой взгляд достигнута, был произведен анализ контроля, его положительные и отрицательные стороны, основные виды контроля, выявлены характеристики эффективного контроля.
Таким образом, контроль
Контроль - это процесс измерения и оценки фактической траектории развития организации и сопоставление ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели.
Результаты контроля используются при принятии оперативных решений до полного завершения процесса. При этом, во-первых, определяется фактическое состояние организации и сопоставляется с плановым. Во-вторых, оценивается отклонение от намеченного пути, в том числе по времени, включая отставание либо опережение развития по сравнению с плановой траекторией. Например, цель организации - удвоение в течении двух лет объема продаж товара А. Основными видами контроля являются предварительный, текущий и заключительный.
На основании изложенного
Эффективность контроля может быть определена как отношение эффекта (результата) контроля к затратам на его проведение. Общие затраты включают расходы на измерение, сравнение фактических данных с базовыми и реакцию на выявленные отклонения. Поэтому тотальный контроль, особенно при устаревшем оборудовании, низкой культуре труда, слабой его мотивации будет иметь низкую эффективность. Например, при широкой номенклатуре используемых сырья и материалов затраты на входной контроль очень высоки. Поэтому проводится в основном выборочный контроль качества сырья, материалов и полуфабрикатов. Количественные параметры контролируются на основе текущего учета, инвентаризации.
Полученная на этой фазе информация должна быть доведена до ее потребителей. Ими могут быть руководители, сами работники, аналитические службы, собрания акционеров, налоговые органы, система статистического учета.
Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки планов и формирования организационной структуры. Контролируется точность выполнения определенных правил, процедур, инструкций по разработке планов, формированию структуры организации.
Организационные системы являются открытыми. Здесь отклонения возникают под воздействием внешней среды или управляющей подсистемы. Организационные системы бывают жесткими и адаптивными. Последние способны ослабить неблагоприятные изменения либо использовать благоприятные возможности.
При заключительном контроле обратная связь используется после выполнения работ, то есть передается информация о конечном результате.
Информация, полученная в ходе заключительного контроля используется в будущих периодах - при повторении сходной ситуации и решаемых задач. При изменении ситуации, решении новых задач также необходимо учитывать уже накопленный опыт. Указанная информация должна быть учтена в организации мотивации исполнителей.
Процесс контроля включает три основные стадии: установление стандартов, или базы сравнения; сопоставление фактических данных с базой; действия по итогам сопоставления.
Основное требование к стандартам - их определенность по величине (уровню) и времени. При длительном процессе стандарты целесообразно устанавливать с разбивкой по временным периодам.
В процессе контроля используется непосредственная (прямая) и косвенная оценки. В последнем случае возможны искажения. Например, в структуре потребления населением продовольственных товаров возрастает доля картофеля и хлеба относительно мясных продуктов. Это не всегда обусловлено снижением цен на хлеб и картофель либо любовью населения к этим продуктам. Напротив, цены на картофель и хлеб могут даже возрастать, однако медленнее, чем цены на мясные продукты. Происходит замещение дорогих продуктов более дешевыми. Или другой пример - снижение текучести работников. Что является причиной - улучшение социально-психологического климата в коллективе, повышение степени удовлетворенности работой? Или общий спад в производстве, рост безработицы и страх потерять работу?
Сейчас, в период кризисной ситуации на мировом рынке, предприятию любой организационной культуры необходимо еще больше контроля, так как кризисная ситуация очень сильно отражается на психологии людей и соответственно на их поведении, что безусловно сказывается на выполняемой ими работе. В данной ситуации контроль наиболее важен на предварительной стадии работы, так как ошибки именно на начальном уровне чаще всего ведут к промахам на последующих этапах, а права на ошибку у менеджера в сложившейся ситуации нет. Нужно с еще большим вниманием относиться к выбираемым ресурсам для дальнейшей работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов
А.П. «Основы менеджмента»/М:
2. Беляев
В.И. «Практика менеджмента»/М.
3. Вершигора Е.Е. «Менеджмент»/М.: ИНФРА-М, 2008год, 288 с.
4. Веснин В.Р. «Менеджмент»/М.: Изд-во «Проспект», 2007 год - 174 с.
5. Дорофеев В.Д, Шмелева А.Н.,Шестопал Н.Д. «Менеджмент»/М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008год - 439 с.
6. Королев В.И. «Основы менеджмента»/М.:Магистр, 2008 год, 624 стр.
7.Котлер
Ф., Келлер К.Л. «Маркетинг.Менеджмент=
8. Легенчук Г.Г. «Основы менеджмента» [Электронный ресурс]/xBook, версия II-2.1b. SCO, 2007 год
9. Мескон М. ,Хедоури Ф., Альберт М., «Основы менеджмента»; 3-е издание; пер. с англ../М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008 год - 672 с.
10. Орлов А.И. «Учебник по менеджменту»/М:Изумруд, 2003 год, 298 стр.
11. Семенов А.К., Набоков В.И. «Основы менеджмента»/М:Дашков и ко, 2009 год, 576 стр.
12. Томилов В.В. «Менеджмент»/М.: Юрайт- изд., 2003 год
13. Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента»/Казань: ИСГЗ, 2006 г.
14. Шэффер У. Контроллинг. – М.: Менеджмент, 2002 г.
15. Журнал «Консультант» [Электронный ресурс], Статья на тему Бизнес и финансы «Управление и менеджмент»/ режим доступа: http://art.thelib.ru
16. Легенчук
Г.Г. «Основы менеджмента» [Электронный
ресурс]/xBook, версия II-2.1b. SCO, 2007 год
Контрольное задание
выполнено мной совершенно самостоятельно.
Все использованные в работе материалы
и концепции из опубликованной научной
литературы и других источников имеют
ссылки на них.
«__2__» ___декабря___2010
г.
____________________
Информация о работе Контроль как функция управления организацией