Организация деятельности банков второго уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:03, отчет по практике

Краткое описание

АО "Народный банк Казахстана" - крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстана, успешно работающий на благо своих клиентов уже 87 лет, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур Казахстана.

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

4 этап – банк развивает отношения с клиентом, побуждая его совершать постоянные приобретения продуктов и услуг.

Менеджер ЦПС на всем протяжении описанного выше жизненного цикла клиентов «среднего» сегмента будет основным работником, отвечающим за установление и развитие взаимоотношений банка с клиентом. Основными факторами, влияющими на успешное развитие отношений менеджера с клиентами, будут:

  • владение как можно более полной информацией о потребностях клиентов ЦПС, умение анализировать ее и на базе анализа принимать решения о предложении услуг;
  • хорошее знание продуктов ЦПС, четкое понимание возможностей данных продуктов как инструмента удовлетворения тех или иных потребностей клиента;
  • знание  структуры и функциональных обязанностей подразделений банка и умение четко организовать взаимодействие с ними.

 

      Аналитический и синтетический учет в банке.

      Документами аналитического учета являются: лицевые счета. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета.  Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.

      В соответствии с законом РК “О банках и банковской деятельности” порядок открытия, ведения и закрытия кредитной организацией счетов клиентов - как в тенге, так и в иностранной валюте - устанавливается Национальным Банком РК. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы, которые проверяются на правильность оформления документов, оформляется договор банковского счета.

      Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела - в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета с приложением карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.

      Необходимое количество экземпляров карточек с образцами подписей и оттиска печати для использования в работе ксерокопирует кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный бухгалтер кредитной организации или его заместитель.

      Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

- дата открытия счета;

- дата и номер договора об открытии счета;

- наименование клиента;

- наименование (цель) счета;

- номер лицевого счета;

- порядок и периодичность выдачи выписок счета;

- дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета;

- дата закрытия счета;

      В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).

      Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением требований. Открытые физическим лицам счета по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.

      Лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.

      Документами синтетического учета являются:

    - ежедневная оборотная ведомость. Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года;

    - ежедневный баланс. Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией.

    Балансы и оборотные ведомости подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации, главным бухгалтером или - по их поручению - заместителями.

    Ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств подписываются после рассмотрения главным бухгалтером или - по его поручению - заместителем главного бухгалтера.

    Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше, операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.

    Перед подписанием баланса главный бухгалтер или - по его поручению - работник кредитной организации должен сверить:

    - соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;

    - соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.

      О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.

1.3 Расчетно – кассовые и прочие операции банка.

В эпоху средневековья  банки начинали практиковать хранение золота,

ценных бумаг и других ценностей своих клиентов в собственных  надежных хранилищах. Сегодня в банках безопасным хранением ценностей  занимаются отделы аренды сейфов, где  под замком находятся ценности клиентов, пока последним не понадобится доступ к своей собственности.

Банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление  выплат по операциям клиента, а также  осуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные бумаги и кредиты.

Расчетно-кассовые операции это ведение счетов юридических  и физических лиц и осуществление  расчетов по их поручению. Учитывая, что  для юридических лиц в нашем  государстве хранение средств в  банках является обязательным, функция  расчетно-кассового обслуживания является одной из приоритетных в деятельности банка.

Банк заинтересован  в привлечении юридических лиц  на расчетно-кассовое обслуживание. Это  связано с тем, что деньги, находящиеся  на банковском счете, представляют собой  привлеченные средства банка, в соответствии с объемом которых строится его предпринимательская деятельность.

Наряду с расчетно-кассовым обслуживанием банк может предложить широкий круг операций, в которых  заинтересовано юридическое лицо: доверительное  управление имуществом и портфелем ценных бумаг, консультационное обслуживание, кредитование и другие. Вместе с тем выбор клиентом банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично, надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о формах такого сотрудничества, о степени обоснованности и установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Именно поэтому расчетно-кассовое обслуживание является “визитной карточкой” любого банка.

После открытия клиентом счета в Народном банке банк предоставляет  набор услуг, связанных с:

- открытием и ведением  расчетного, текущего и других  счетов клиента;

- организацией и проведением  безналичных расчетов;

- выполнением операций  с наличными деньгами.

Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Национальным банком республики Казахстан, а механизм функционирования соответствующего счета определяется банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.

В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:

- проводить по счету  клиента в пределах своей компетенции  все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;

- обеспечивать сохранность  всех денежных средств, поступивших  на счет клиента;

- приводить операции по списанию  средств со счета клиента по  безналичным расчетам по его  поручению;

- обеспечивать конфиденциальность  информации о хозяйственной деятельности  клиента и операциях, проводимых  по его счету;

- выдавать клиенту выписки с его счета.

Расчетный, текущий или любой  другой счет может открываться клиенту, как за отдельную плату, так и  бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату  в размере установленного договором  фиксированного процента от суммы совершаемого платежа.

Согласно законодательству Республики Казахстан “О банках и банковской деятельности”, клиент имеет право на свободный выбор для расчетно-кассового обслуживания и может открывать столько счетов, сколько ему необходимо. На основании договора открываются:

- расчетные счета: коммерческим  организациям и гражданам, имеющим  статус предпринимателя;

- текущие счета: бюджетным организациям  и, как правило, филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным  подразделениям юридических лиц на основании их ходатайства и с указанием, какого рода операции будут производится по этом счетам.

Расчетный счет - счет для осуществления  предпринимательской деятельности, который открывается предприятиям, работающим на принципах коммерческого  расчета и имеющим статус юридического лица. Поэтому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На этот счет зачисляется выручка. С этого счета списывается деньги для заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и др., уплачиваются налоги. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направления использования средств, время и размеры производимых операций в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, выделяют следующие разновидности расчетного счета:

- счет для осуществления совместной  деятельности;

- счет для выполнения работ  по соглашениям о разделе продукции.

Текущий счет - это счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег, целевого финансирования его владельца, а также расчетных операций. По сравнению с владельцем расчетного счета самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена, поскольку он распоряжается средствами на текущем счете в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Как правило, расчетно-кассовое обслуживание осуществляется банками платно. В этом случае в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядок расчетов за них. В договорах может предусматриваться плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету, за кассовое обслуживание клиентов. Договор может включать размер процентной ставки, уплачиваемой клиентам за стабильный минимальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента.

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Так, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент, в свою очередь, несет ответственность:

- за достоверность документов, представляемых для открытия  счета и ведения операций по  нему;

- за несвоевременное предоставление  кассового прогноза на предстоящий  квартал;

- за нарушение сроков  оплаты услуг, оказываемых банком;

- за неполучение наличных  денег, забронированных банком  для него в день, указанный  в заявке, и другие.

После предоставления всех указанных документов на открытие счета, подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание по распоряжению управляющего банком счету предприятия присваивается номер и заводится лицевой счет для учета его средств.

При переоформлении счета  в связи с его реорганизацией в банк представляются те же документы, что и при открытии счета. При  изменении наименования или подчиненности  необходимо не позднее месяца со дня переименования или изменения подчиненности представить заявление владельца счета о соответствующих изменениях и копию данного решения.

Закрытие счета может  быть осуществлено по решению владельца  счета, собственника имущества предприятия, банка, арбитражного суда. По инициативе клиента договор банковского счета может быть расторгнут в любое время и без всяких условий.

Информация о работе Организация деятельности банков второго уровня