Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;
определить место коммерческих банков в банковской системе;
проанализировать практику создания и ликвидации коммерческих банков - определить содержание банковских операций, выделить их особенности;
рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
1.1. Сущность коммерческого банка.
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.
1.3. Банковские операции и сделки.
1.4. Ресурсы коммерческого банка.
1.5. Организационная структура коммерческого банка.
1.6. Ликвидация коммерческих банков.
1.7. Ответственность коммерческих банков.
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
2.1. Механизм гарантийных операций.
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.
2.3. Структура банковских гарантий.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ,
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
1.1. Сущность коммерческого
банка.
1.2. Порядок создания
и регистрации коммерческих банков.
1.3. Банковские операции
и сделки.
1.4. Ресурсы коммерческого
банка.
1.5. Организационная
структура коммерческого банка.
1.6. Ликвидация коммерческих
банков.
1.7. Ответственность
коммерческих банков.
ГЛАВА
2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКАХ.
2.1. Механизм гарантийных
операций.
2.2. Типы гарантий,
применяемых в банковской практике.
2.3. Структура
банковских гарантий.
ГЛАВА
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ.
3.1. Централизованное
управление деятельностью коммерческих
банков.
3.2. Обязательные
экономические нормативы для коммерческих
банков.
3.3. Надзор и аудиторский
контроль за деятельностью коммерческих
банков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основой успешного проведения всех экономических
реформ является хорошо функционирующее
устойчивое денежное обращение. Именно
оно позволяет реализовывать связи между
всеми участниками и составными частями
хозяйственного организма. Коммерческие
банки же — центры, где в основном начинается
и завершается деловое партнерство. От
четкой, грамотной деятельности коммерческих
банков зависит в решающей мере здоровье
экономики. Без развитой сети банков, действующих
именно на коммерческой основе, стремление
к созданию реального и эффективного рыночного
механизма остается лишь благим пожеланием.
Формирование рыночных отношений в экономике
России оказывает кардинальное воздействие
на развитие коммерческих банков, изменяет
сложившуюся систему банков в стране,
способствует созданию новых банковских
учреждений. Переход к рынку уже сегодня
способствует расширению спроса на банковские
услуги, как со стороны населения, так
и со стороны юридических лиц. Появление
значительного числа имущественно обособленных
хозяйствующих субъектов - акционерных
обществ, обществ с ограниченной ответственностью,
малых предприятий, кооперативов и других
- создает дополнительный спрос на услуги
коммерческих банков, включая привлечение
временно свободных денежных средств
предприятий на депозитные счета, кредитование
клиентов, расчетно-кассовое обслуживание.
Цель данной работы состоит в том, чтобы
на основе теоретического анализа и обобщения
материалов практики, с использованием
соответствующих нормативных актов исследовать
проблему, связанную с определением правового
положения коммерческих банков на территории
России. Для достижения намеченной цели
были поставлены следующие конкретные
задачи:
Практическая значимость данной работы
определяется ее направленностью на
решение вопросов связанных с
правовым статусом коммерческих банков.
Данная работа поможет предпринимателям
разобраться в специфике банка
как хозяйствующего субъекта, порядке
создания и ликвидации коммерческого
банка, формах и методах банковского
обслуживания, особенностях взаимоотношений
Центрального банка России с коммерческими
банками.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ,
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
1.1. Сущность коммерческого
банка.
Вопрос о том, что такое банк, не является
таким простым, как это кажется на первый
взгляд. В обиходе банки - это хранилища
денег. Вместе с тем данное житейское толкование
банка не только не раскрывает его сути,
но и скрывает его подлинное назначение.
Банк как предприятие.
Как и любое предприятие, банк является
самостоятельным хозяйствующим субъектом,
обладает правами юридического лица, производит
и реализует продукт, оказывает услуги,
действует на принципах хозрасчета. Мало
чем отличаются и задачи банка как предприятия
- он решает вопросы, связанные с удовлетворением
общественных потребностей в своем продукте
и услугах, реализацией на основе полученной
прибыли социальных и экономических интересов,
как членов его коллектива, так и интересов
собственника имущества банка. Банк может
осуществлять любые виды хозяйственной
деятельности (если они не противоречат
законам, вытекают из устава банка).
По Закону РФ "О банках и банковской
деятельности в РФ" банк это коммерческое
учреждение, являющееся юридическим лицом,
которому в соответствии с настоящим Законом
и на основании лицензии (разрешения),
выдаваемой Центральным банком РФ (в дальнейшем
по тексту - Банк России) предоставлено
право привлекать денежные средства от
юридических и физических лиц и от своего
имени размещать их на условиях возвратности,
платности и срочности, а также осуществлять
иные банковские операции.
В основе деятельности банка лежит идея
его функционирования как специфического
предприятия. Банки могут быть при этом
самыми разнообразными.
Типы банков.
По характеру выполняемых операций банки
могут быть эмиссионными и коммерческими.
В первом случае это означает, что продуктом
банка является эмиссионное регулирование;
подобная операция, как правило, возложена
на центральные банки. Ими могут быть государственные
(национальные, народные) банки, а также
другие крупные банки, выполняющие по
распоряжению законодательной власти
операции по выпуску и изъятию денег из
обращения. Обычно эмиссионные банки не
занимаются кредитованием народного хозяйства
и населения.
По срокам выдаваемых кредитов могут быть
банки, предоставляющие преимущественно
долгосрочные и краткосрочные ссуды. Задача
таких банков — обеспечить на возвратной
основе потребности заемщиков в дополнительных
ресурсах, в которых они нуждаются в ходе
своей коммерческой деятельности.
1.2. Порядок создания
и регистрации коммерческих
Банки образуются на основе любой формы
собственности, предусмотренной законодательством
России. Большинство коммерческих банков
представляют собой по организационно-правовой
форме товарищество с ограниченной ответственностью
или акционерное общество. Однако порядок
создания коммерческого банка, как части
единой банковской системы России, имеет
ряд особенностей.
Во-первых, коммерческий банк
считается созданным и
Во-вторых, число учредителей коммерческого
банка не может менее трех.
В-третьих, нельзя использовать для формирования
уставного капитала банка средства органов
власти всех уровней и их исполнительных
органов, политических организаций и специализированных
общественных фондов. Не могут быть участниками
банка предприятия и организации, имеющие
неликвидный баланс или объявленные несостоятельными
(банкротами) или неплатежеспособными.
В-четвертых, уставный капитал банка формируется
за счет собственных (а не привлеченных)
средств участников. В частности, не допускается
формирование уставного капитала банка
за счет банковских кредитов.
В-пятых, доля любого из участников в уставном
капитале не должна превышать 35 процентов.
Для создания и дальнейшей деятельности
коммерческого банка разрабатывается
его устав. Этот процесс начинается после
подписания учредителями коммерческого
банка договора о порядке осуществления
ими совместной деятельности по созданию
банка.
Учредительный договор подписывают учредители
- юридические и физические лица, выступившие
инициаторами создания коммерческого
банка. В учредительном договоре определяются:
В том случае, когда взносы учредителей
покрывают лишь часть уставного
капитала, в учредительном договоре
обговариваются условия, на которых предполагается
привлекать акционеров (пайщиков) банка.
В этом случае учредительный договор дополняется
подписными листами, на основе которых
акционеры или пайщики сообщают о своем
решении участвовать в учреждении коммерческого
банка. Подписные листы служат основанием
для перечисления акционерами (пайщиками)
банка установленного в учредительном
договоре взноса средств на временный
расчетный счет учредителей.
После регистрации банка
остаток средств с этого счета
перечисляется в уставный капитал
коммерческого банка. Основанием для
этого служит открытие банку корреспондентского
счета в Центральном банке
РФ. В случае отказа в выдаче лицензии
и регистрации банка, остаток
средств со временного расчетного счета
возвращается участникам банка по их
заявлению.
Для регистрации коммерческого банка
учредители представляют в Главное управление
Центрального банка по месту своего нахождения,
но не позднее чем через 3 месяца после
проведения учредительного собрания,
следующие документы:
-полных наименований и
-почтовых адресов и телефонов;
-платежных реквизитов;
-размеров вносимых паев, а также доли
в предполагаемом уставном капитале, подписанный
Председателем Совета банка. (Отдельно
выделяются сведения по учредителям).
На долю учредителей должно приходиться
не менее 25% паевого взноса в уставном
капитале банка).
Центральный банк РФ рассматривает
ходатайство банков о вы даче им
лицензий на проведение банковских операций
и регистрации их Уставов в
срок, не превышающий трех месяцев
с момента получения всех предусмотренных
для этого документов.
Сообщение о регистрации публикуется
Центральным банком РФ в печати. В случае
отказа в регистрации учредители извещаются
об этом письменно. (Мотивированный отказ
направляется учредителям в течение недели
после принятия данного решения).
Центральный банк РФ может отказать в
выдаче лицензии на проведение банковских
операций и регистрации Устава коммерческого
банка по следующим основаниям:
-несоответствие учредительного договора
и устава действующему в РФ законодательству
(в частности, речь может идти о включении
в состав участников банка юридических
или физических лиц, которым запрещено
формировать уставный капитал банка; превышении
квоты в 35% одним из участников и т.д.);
-неудовлетворительное финансовое положение
учредителей, угрожающее интересам вкладчиков
и кредиторов банка. (Об этом в частности
может свидетельствовать отсутствие участников
банка необходимых средств для оплаты
в установленный срок уставного капитала;
несоответствие кандидатур руководителей
исполнительного органа коммерческого
банка требованиям к их профессиональной
подготовленности).
Центральный банк РФ регистрирует уставы
коммерческих банков и ведет реестр (общереспубликанскую
Книгу регистрации) банков, получивших
лицензии. При этом записи в реестр производятся
одновременно с выдачей лицензии. Однако
для обеспечения ликвидности кредитных
учреждений, на срок до оплаты учредителями
50% уставного капитала, коммерческий банк
получает временную лицензию, дающую право
на открытие корреспондентского счета
и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков)
банка для формирования уставного капитала.
(Временная лицензия действует в течение
года с момента ее выдачи).
После представления Главному управлению
по работе с коммерческими банками подтверждения
об оплате 50% объявленного уставного капитала
коммерческому банку взамен временной
выдается лицензия, позволяющая осуществлять
операции, предусмотренные его уставом.
В течение года после регистрации должны
быть оплачены все 100% объявленного уставного
капитала. В противном случае регистрация
банка признается недействительной, а
временная лицензия отзывается.
Контроль за выполнением этого требования
возлагается на Главные управления Центрального
банка РФ по месту нахождения коммерческих
банков.
Нотариально заверенная копия зарегистрированного
устава коммерческого банка в десятидневный
срок после регистрации подлежит представлению
этим банком в соответствующий финансовый
орган по месту нахождения для организации
налогообложения.
В месячный срок с момента регистрации
устава коммерческий банк обязан пройти
регистрацию в Главном вычислительном
центре (ГВЦ) Центрального банка РФ для
включения его в классификатор предприятий
и организаций (КПО), для чего заполняется
карта регистрации коммерческого банка.
Информация о работе Организация деятельности коммерческих банков