Организация деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;

сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;

определить место коммерческих банков в банковской системе;

проанализировать практику создания и ликвидации коммерческих банков - определить содержание банковских операций, выделить их особенности;

рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

1.1. Сущность коммерческого банка.

1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.

1.3. Банковские операции и сделки.

1.4. Ресурсы коммерческого банка.

1.5. Организационная структура коммерческого банка.

1.6. Ликвидация коммерческих банков.

1.7. Ответственность коммерческих банков.

ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.

2.1. Механизм гарантийных операций.

2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.

2.3. Структура банковских гарантий.

ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

организации деятельности коммерческих банков.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ  
 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.  
 
1.1. Сущность коммерческого банка.  
 
1.2. Порядок создания и регистрации коммерческих банков.  
 
1.3. Банковские операции и сделки.  
 
1.4. Ресурсы коммерческого банка.  
 
1.5. Организационная структура коммерческого банка.  
 
1.6. Ликвидация коммерческих банков.  
 
1.7. Ответственность коммерческих банков.  
 
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.  
 
2.1. Механизм гарантийных операций.  
 
2.2. Типы гарантий, применяемых в банковской практике.

 
2.3. Структура  банковских гарантий.  
 
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.  
 
3.1. Централизованное управление деятельностью коммерческих банков.  
 
3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.  
 
3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием. 
 
Формирование рыночных отношений в экономике России оказывает кардинальное воздействие на развитие коммерческих банков, изменяет сложившуюся систему банков в стране, способствует созданию новых банковских учреждений. Переход к рынку уже сегодня способствует расширению спроса на банковские услуги, как со стороны населения, так и со стороны юридических лиц. Появление значительного числа имущественно обособленных хозяйствующих субъектов - акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, малых предприятий, кооперативов и других - создает дополнительный спрос на услуги коммерческих банков, включая привлечение временно свободных денежных средств предприятий на депозитные счета, кредитование клиентов, расчетно-кассовое обслуживание. 
 
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов исследовать проблему, связанную с определением правового положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:

  •  
    охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
  •  
    сравнить коммерческий банк и предприятие, найти общее между ними и различия;
  •  
    определить место коммерческих банков в банковской системе;
  •  
    проанализировать практику создания и ликвидации коммерческих банков - определить содержание банковских операций, выделить их особенности;
  •  
    рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;

 
 
Практическая значимость данной работы определяется ее направленностью на решение вопросов связанных с  правовым статусом коммерческих банков. Данная работа поможет предпринимателям разобраться в специфике банка  как хозяйствующего субъекта, порядке  создания и ликвидации коммерческого  банка, формах и методах банковского  обслуживания, особенностях взаимоотношений  Центрального банка России с коммерческими  банками. 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ. 
 
1.1. Сущность коммерческого банка. 
 
Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение. 
 
Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (если они не противоречат законам, вытекают из устава банка). 
 
По Закону РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" банк это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ (в дальнейшем по тексту - Банк России) предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. 
 
В основе деятельности банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными. 
 
Типы банков. По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения. 
 
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные и краткосрочные ссуды. Задача таких банков — обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.  
 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Порядок создания  и регистрации коммерческих банков. 
 
Банки образуются на основе любой формы собственности, предусмотренной законодательством России. Большинство коммерческих банков представляют собой по организационно-правовой форме товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Однако порядок создания коммерческого банка, как части единой банковской системы России, имеет ряд особенностей. 
 

Во-первых, коммерческий банк считается созданным и приобретает  права юридического лица после регистрации  его устава в Центральном банке  России. Юридическим документом на совершение круга банковских операций является лицензия, выдаваемая Центральным  банком России. 
 
Во-вторых, число учредителей коммерческого банка не может менее трех. 
 
В-третьих, нельзя использовать для формирования уставного капитала банка средства органов власти всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Не могут быть участниками банка предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс или объявленные несостоятельными (банкротами) или неплатежеспособными. 
 
В-четвертых, уставный капитал банка формируется за счет собственных (а не привлеченных) средств участников. В частности, не допускается формирование уставного капитала банка за счет банковских кредитов. 
 
В-пятых, доля любого из участников в уставном капитале не должна превышать 35 процентов. 
 
Для создания и дальнейшей деятельности коммерческого банка разрабатывается его устав. Этот процесс начинается после подписания учредителями коммерческого банка договора о порядке осуществления ими совместной деятельности по созданию банка. 
 
Учредительный договор подписывают учредители - юридические и физические лица, выступившие инициаторами создания коммерческого банка. В учредительном договоре определяются:

  •  
    характер банка (паевой, акционерный) и т.д.;
  •  
    предполагаемый размер уставного капитала и доля учредителей в уставном капитале. (Доля учредителей не должна быть менее 25% величины уставного капитала в течение первых двух лет после его создания);
  •  
    ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств;
  •  
    стороны, рассматривающие споры, вытекающие из этого договора (арбитраж, третейский суд и т.д.), а также другие вопросы, существенные с точки зрения лиц его подписавши.

 
В том случае, когда взносы учредителей  покрывают лишь часть уставного  капитала, в учредительном договоре обговариваются условия, на которых предполагается привлекать акционеров (пайщиков) банка. В этом случае учредительный договор дополняется подписными листами, на основе которых акционеры или пайщики сообщают о своем решении участвовать в учреждении коммерческого банка. Подписные листы служат основанием для перечисления акционерами (пайщиками) банка установленного в учредительном договоре взноса средств на временный расчетный счет учредителей. 
 

После регистрации банка  остаток средств с этого счета  перечисляется в уставный капитал  коммерческого банка. Основанием для  этого служит открытие банку корреспондентского счета в Центральном банке  РФ. В случае отказа в выдаче лицензии и регистрации банка, остаток  средств со временного расчетного счета  возвращается участникам банка по их заявлению. 
 
Для регистрации коммерческого банка учредители представляют в Главное управление Центрального банка по месту своего нахождения, но не позднее чем через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующие документы:

  1.  
    Ходатайство о регистрации устава и выдаче лицензии на совершение банковских операций за подписью председателя Совета банка.
  2.  
    Устав банка, утвержденный собранием акционеров (пайщиков), за подписью Председателя Совета Банка или уполномоченного на это собранием или Советом банка лица.
  3.  
    Учредительный договор и подписные листы участников, подписанные участниками банка и заверенные их печатями. (Подписи физических лиц, а также организаций, временно не располагающих печатями удостоверяются нотариально).
  4.  
    Протокол учредительного собрания, содержащий решения о создании банка, учреждении устава, избрании Совета банка, ревизионной комиссии и исполнительного органа (совета директоров, правления) банка..
  5.  
    Список пайщиков или акционеров банка с указанием их:

 
-полных наименований и ведомственной  принадлежности; 
 
-почтовых адресов и телефонов; 
 
-платежных реквизитов; 
 
-размеров вносимых паев, а также доли в предполагаемом уставном капитале, подписанный Председателем Совета банка. (Отдельно выделяются сведения по учредителям). На долю учредителей должно приходиться не менее 25% паевого взноса в уставном капитале банка).

  1.  
    Заключение аудиторской организации о финансовом положении участников банка (контрольно-ревизионной службы Министерства финансов, Центрального банка, вышестоящих организаций, или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности).
  2.  
    Декларации о доходах (для физических лиц - участников банка).
  3.  
    Экономическое обоснование создания банка, включая расчетный баланс банка на конец его первого года работы и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на первый год его деятельности.
  4.  
    Справка о фактической задолженности по ссудам и остаткам средств на расчетных, депозитных и других счетах юридических и физических лиц, принимаемых на обслуживание банком с указанием банка, в котором они обслуживались ранее.
  5.  
    Копия платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за регистрацию банка.
  6.  
    Данные о руководителях банка (председателе, директоре), главном бухгалтере, их заместителях, заверенные подписью председателя Совета банка.

 
Центральный банк РФ рассматривает  ходатайство банков о вы даче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в  срок, не превышающий трех месяцев  с момента получения всех предусмотренных  для этого документов. 
 
Сообщение о регистрации публикуется Центральным банком РФ в печати. В случае отказа в регистрации учредители извещаются об этом письменно. (Мотивированный отказ направляется учредителям в течение недели после принятия данного решения). 
 
Центральный банк РФ может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава коммерческого банка по следующим основаниям: 
 
-несоответствие учредительного договора и устава действующему в РФ законодательству (в частности, речь может идти о включении в состав участников банка юридических или физических лиц, которым запрещено формировать уставный капитал банка; превышении квоты в 35% одним из участников и т.д.); 
 
-неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка. (Об этом в частности может свидетельствовать отсутствие участников банка необходимых средств для оплаты в установленный срок уставного капитала; несоответствие кандидатур руководителей исполнительного органа коммерческого банка требованиям к их профессиональной подготовленности). 
 
Центральный банк РФ регистрирует уставы коммерческих банков и ведет реестр (общереспубликанскую Книгу регистрации) банков, получивших лицензии. При этом записи в реестр производятся одновременно с выдачей лицензии. Однако для обеспечения ликвидности кредитных учреждений, на срок до оплаты учредителями 50% уставного капитала, коммерческий банк получает временную лицензию, дающую право на открытие корреспондентского счета и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков) банка для формирования уставного капитала. (Временная лицензия действует в течение года с момента ее выдачи). 
 
После представления Главному управлению по работе с коммерческими банками подтверждения об оплате 50% объявленного уставного капитала коммерческому банку взамен временной выдается лицензия, позволяющая осуществлять операции, предусмотренные его уставом. В течение года после регистрации должны быть оплачены все 100% объявленного уставного капитала. В противном случае регистрация банка признается недействительной, а временная лицензия отзывается. 
 
Контроль за выполнением этого требования возлагается на Главные управления Центрального банка РФ по месту нахождения коммерческих банков. 
 
Нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок после регистрации подлежит представлению этим банком в соответствующий финансовый орган по месту нахождения для организации налогообложения. 
 
В месячный срок с момента регистрации устава коммерческий банк обязан пройти регистрацию в Главном вычислительном центре (ГВЦ) Центрального банка РФ для включения его в классификатор предприятий и организаций (КПО), для чего заполняется карта регистрации коммерческого банка. 
 

Информация о работе Организация деятельности коммерческих банков