Организация деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Две стороны деятельности коммерческого банка (КБ).
КО – юридическое лицо, цель которого - извлечение прибыли от посреднических операций на денежном рынке. Деятельность КО регламентируется ФЗ “О банках и банковской деятельности”.
А) Банк – кредитная организация, которая имеет право осуществлять в совокупности следующие операции:
1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2) размещение средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Б) Небанковская кредитная организация (НКО) имеет право осуществлять отдельные банковские операции:
- Расчетные КО осуществляют открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
- Организации инкассации производят инкассирование денежных средств, векселей.
Две стороны деятельности коммерческого банка.
Пассивные операции – операции по привлечению средств, например, прием вкладов - обязательства.
Активные операции – операции по размещению средств, например, выдача ссуд - требования.

Файлы: 1 файл

Организация деятельности коммерческого банка (Версия 1).doc

— 248.50 Кб (Скачать)

1. Кредитные  организации и их виды. Две  стороны деятельности коммерческого  банка (КБ).

КО – юридическое лицо, цель которого - извлечение прибыли от посреднических операций на денежном рынке. Деятельность КО регламентируется ФЗ “О банках и банковской деятельности”.

А) Банк – кредитная организация, которая имеет право осуществлять в совокупности следующие операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

2) размещение средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Б) Небанковская кредитная организация (НКО) имеет право осуществлять отдельные банковские операции:

- Расчетные КО осуществляют открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.

- Организации инкассации производят инкассирование денежных средств, векселей.

Две стороны  деятельности коммерческого банка.

Пассивные операции – операции по привлечению средств, например, прием вкладов - обязательства.

Активные операции – операции по размещению средств, например, выдача ссуд - требования.

 

2. Ликвидность, доходы, расходы  и прибыль КБ.

Ликвидность банка – способность своевременно погашать свои обязательства. Достигается при соблюдении “золотого банковского правила” - активы и пассивы должны соответствовать друг другу по суммам и срокам. Для управления ликвидностью банка применяются:

метод общего фонда средств – объединение всех ресурсов в единый фонд и последующее распределение его по направлениям (мало возможностей для контроля);

метод распределения  активов - устанавливается соотношение и зависимость (эффективный способ управления):

Маржа (величина прибыли)– разница между процентными ставками привлечения и размещения средств.

Прибыль – разница доходов и расходов

Доходы банка состоят из процентных доходов, полученных по выданным ссудам, ценным бумагам, и непроцентных доходов (плата за инкассацию).

Расходы банка состоят из процентных расходов (процентов, выплаченных вкладчикам) и непроцентных расходов (содержание помещений, заработная плата)

 

3. Строение  баланса и Плана счетов КБ.

Баланс отражает состояние  собственных и привлеченных средств  банка.

Пассив - отвечает на вопрос, из каких источников сформированы средства банка (обязательства).

Актив – на вопрос, во что они вложены (требования).

Более детальное представление  о деятельности банка дает его  подробный, ежедневный баланс по счетам второго порядка, составленный на основе Плана счетов.

Структура плана  счетов бухгалтерского учета в КО РФ:

А. Балансовые счета

Раздел 1. Капитал и фонды

Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы

Раздел 3. Межбанковские  операции

Раздел 4. Операции с клиентами 

Раздел 5. Операции с ценными  бумагами

Раздел 6. Средства и имущество 

Раздел 7. Результаты деятельности

Б. Счета доверительного управления

В. Внебалансовые  счета (Ценные бумаги, Кредитные и лизинговые операции, Задолженность,)

Г. Срочные  операции (Наличные сделки, Срочные сделки, Нереализованные курсовые разницы)

Д. Счета депо 

 

4. Порядок регистрации,  лицензирования КБ, формирования уставного капитала и резервного фонда.

КО образуются на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью). Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала. Учредители представляют документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии;

2) учредительный договор;

3) устав;

4) бизнес-план;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию КО;

6) декларации о доходах учредителей;

7) анкеты кандидатов на должности руководителей;

Уставный  капитал КО, создаваемой в виде акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями. Уставный капитал КО, создаваемой в виде общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее участников.

Резервный фонд КБ создается для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате его деятельности (не менее 15% величины УК). Источник формирования резервного фонда — чистая прибыль отчетного года.

 

5. Порядок составления  расчетного баланса и плана  доходов, расходов и прибыли.

В расчетном  балансе приводятся предполагаемые показатели деятельности трех лет после даты ее регистрации.

В актив входят:

1) Касса 

2) Обязательные резервы, депонируемые в БР.

3) Кредиты, которые будут выданы (ограничиваются размером собственных и привлеченных средств).

4) Вложения в ценные бумаги и приобретенные доли.

5) Основные средства и хозяйственные материалы (стоимость приобретенного материального имущества).

6) Отвлеченные средства (указывается сумма распределения плановой прибыли).

7) Прочие активы.

В пассив входят:

1) Уставный капитал

2) Резервный фонд

3) Другие фонды (предусмотренные учредительными актами).

4) Счета кредитных организаций-корреспондентов (предполагаемые остатки).

5) Средства юр. и физ. лиц на расчетных и текущих счетах (предполагаемые остатки клиентов КО).

6) Депозиты юридических и физических лиц (ожидаемые остатки на этих счетах).

7) Кредиты, которые предполагается получить у КО (ожидаемый размер кредитов).

8) Прочие кредиторы. Указывается предполагаемая сумма прочей кредиторской задолженности.

9) Прочие пассивы (другие источники привлекаемых средств с указанием сумм).

10) Прибыль (разница доходов и расходов на конец года).

План доходов, расходов и прибыли на первые три  годы составляется с учетом следующих рекомендаций:

Доходы:

1) Проценты по кредитам

2) Дивиденды  по ценным бумагам

3) Доходы от операций на валютном рынке

4) Комиссия, которую КО предполагает получить 
Расходы:

1) Проценты за пользование кредитами

2) Расходы по операциям на валютном рынке

3) Комиссия, которую КО должна уплатить

4) Расходы на содержание аппарата управления

Прибыль:

1) Прибыль, которая будет направлена на платежи в бюджет

2) Чистая прибыль

3) Отчисления от чистой прибыли: в резервный фонд; на дивиденды.

 

6. Виды лицензий, условия их выдачи, отзыва и  аннулирования.

Виды лицензий:

1) на осуществление  банковских операций со средствами в рублях - рублевая лицензия;

2) на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и валюте - валютная лицензия;

3) на привлечение во  вклады и размещение драгоценных  металлов;

4) лицензия для расчетных  НКО (рублевая или валютная) и лицензия для организаций инкассации.

Условия при  лицензировании:

1) минимальное требование  к капиталу;

2) качество руководящего состава;

3) ограничение прав собственности;

Лицензия может быть отозвана в случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

2) осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

3) неисполнения требований ФЗ и нормативных актов БР, регулирующих банковскую деятельность;

4) неспособности удовлетворить требования кредиторов;

Лицензия аннулируется при прекращении деятельности КО по добровольному решению ее участников.

 

7. Организационная  структура коммерческих банков.

Структура руководящих органов:

1) Собрание акционеров - высший орган акционерного общества (созывается один раз в год).

2) Правление и Совет директоров – занимаются текущими делами акционерного общества. Заседания правления проводятся регулярно, решения принимаются большинством голосов.

3) Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка.

В состав КБ входит ряд управлений: маркетинга, кредитное, валютное, а также бухгалтерия, юридический отдел.

КБ может  организовывать свои обособленные подразделения — филиалы и представительства.

Представительство КБ создается в целях представления и защиты его интересов на определенной территории.

Филиалами КБ считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие часть его функций.

 

8. Порядок реорганизации  банков.

Слияние — создание новой КО с передачей ей всех прав и обязанностей и прекращением деятельности старых.

Присоединение — прекращение деятельности нескольких КО с передачей всех их прав и обязанностей.

Разделение — прекращение деятельности КО с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным обществам. Выделение — создание с передачей части прав и обязанностей без прекращения деятельности последней.

Преобразование — изменение организационно-правовой формы КО.

Слияние или  присоединение банков происходит в следующей последовательности:

1) Подготавливается договор о слиянии или присоединении.

2) Уведомляется территориальное учреждение БР.

3) Проводится общее собрание участников каждого реорганизующегося банка.

4) Кредиторы банков в письменной форме уведомляются о реорганизации.

5) Проводится общее собрание участников всех банков, участвующих в реорганизации, на котором утверждаются учредительные документы, избирается совет директоров нового банка.

6) Документы, связанные с реорганизацией, представляются в территориальное учреждение БР.

 

9. Банковские  риски, классификация активов  по степени риска.

Риск - стоимостное выражение вероятности события ведущего к убыткам.

1) По времени возникновения:

- текущие (присущи  операциям по выдаче гарантий)

- перспективные (вероятность погашения кредита через определенное время)

2) По степени рискованности (низкие, умеренные, средние)

3) По методу расчета:

- комплексные (включает одновременную оценку и прогнозирование величины риска)

- частные (взвешивание риска по каждой отдельной банковской операции)

4) По типу банка:

- специализированные - отраслевые - универсальные

5) По сфере влияния:

- внешние - внутренние

6) По сфере действия

7) По основным факторам возникновения:

- Экономические - Политические

8) По составу клиентов

9) По возможности регулирования

 

10. Учет  рисков, ликвидности и доходности  активов при размещении средств.  Классификация внебалансовых обязательств  КБ по степени риска.

 

11. Пруденциальные  нормы деятельности КБ: норматив достаточности капитала и ликвидности.

В целях обеспечения  устойчивости коммерческих банков БР устанавливает обязательные нормативы:

1) Нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности)

Ликвидность банка – способность своевременно погашать свои обязательства.

А) Норматив мгновенной ликвидности (> = 15%) - регулирует риск потери ликвидности в течение одного дня.

Б) Норматив текущей ликвидности (допустимое значение > или = 50%) - регулирует потери в течение месяца.

В) Норматив долгосрочной ликвидности (< = 120%) - размещение средств в долгосрочные активы.

2) Норматив достаточности собственных средств (капитала) - регулирует риск несостоятельности банка - отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

 

12. Нормативы рисков по пассивным и активным операциям. Ответственность КБ за нарушение пруденциальных норм деятельности.

13. Организация  внутреннего контроля и управление  рисками в КБ.

 

14. Организация  межбанковских расчетов, виды клиентских  счетов и банковский контроль за совершением безналичных расчетов.

Безналичные расчеты  могут проводиться двумя способами:

1) Централизовано - через РКЦ ЦБ РФ

2) Децентрализовано - через корреспондентские счета (счет одного банка, открытый в другом банке)

Корреспондентские счета подразделяются на несколько видов:

- «ностро»- наш счет в вашем банке;

- «лоро»- ваш счет в нашем банке;

- «востро» - счета иностранных банков в банке-резиденте.

Банк, по чьему поручению  совершаются операции по счету “  ЛОРО”, является респондентом.

Виды клиентских счетов:

1. Расчетные счета  - открываются всем юридическим  лицам. Владелец имеет полную  экономическую и юридическую  независимость.

2. Текущие счета открываются  организациям, не занимающимся коммерческой  деятельностью и не имеющим  статуса юридического лица. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Банки ведут учет неоплаченных платежных документов, выясняя причины задержки оплаты.

 

15. Коммерческий банк как агент налогового контроля. Организация наличного денежного оборота в КБ, режим кассовой дисциплины для предприятий и организаций.

Мера ответственности  банков в зависимости от характера  нарушений следующая:

1) Открытие счета предприятию  без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговой (10 тыс.)

2) Не предоставление банком налоговому органу сведений об открытии/закрытии счета предприятием (20 тыс.)

3) Нарушение срока  исполнения поручения налогоплательщика  о перечислении налога или сбора.

Для юридических лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, открываются счета недоимщика – с них производятся все расчеты по погашению задолженности.

Организация наличного денежного оборота  в КБ.

РКЦ контролируют кассовую работу банков и налично-денежный оборот страны. Каждому КБ РКЦ устанавливает предельные остатки денежной наличности в операционных кассах и контролирует их соблюдение, проверяет достоверность отчетности банка о кассовых оборотах.

Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка