Организационно-правовые аспекты создания внебюджетного фонда на федеральном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1. Внебюджетные фонды…………………………………………………………….5
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов……………………………….5
1.2 Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения…………………………………………………….9
2. Социальные фонды Российской Федерации…………………………………...15
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...15
2.2 Фонд социального страхования………………………………………………..18
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………..21
3. Федеральный Закон №63 от 26.04.2007………………………………………...24
3.1 Выдержки из закона, касающиеся внебюджетных фондов РФ……………...24
Заключение………………………………………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Организационно-правовые аспекты создания внебюджетных фондов.docx

— 60.71 Кб (Скачать)

Министерство  финансов Российской Федерации

Всероссийская государственная  налоговая академия 
 

Финансово-экономический  факультет

Кафедра антикризисного, государственного и муниципального управления 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине управление государственной  и муниципальной  собственностью 
 
 

на  тему «Организационно-правовые аспекты создания внебюджетного фонда на федеральном уровне». 
 
 
 
 

                   Выполнила студентка 

                                группы  ГМО-402

                         Абрам А.В 

                      Преподаватель

                    Григорьев В.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                                                           Москва 2011

Введение………………………………………………………………………………3

1. Внебюджетные фонды…………………………………………………………….5

1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов……………………………….5

1.2 Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения…………………………………………………….9

2. Социальные  фонды Российской Федерации…………………………………...15

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...15

2.2 Фонд социального страхования………………………………………………..18

2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………..21

3. Федеральный  Закон №63 от 26.04.2007………………………………………...24

3.1 Выдержки  из закона, касающиеся внебюджетных  фондов РФ……………...24

Заключение………………………………………………………………………….28

Приложение…………………………………………………………………………30

Список  литературы…………………………………………………………………33

 

     Введение 

     Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными  фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды  решают две важные задачи: обеспечение  дополнительными средствами приоритетные сферы экономики и расширение социальных услуг населению.

     Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные  структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно - командной системы  в рыночную привело на практике к  децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало  реформирование государственной системы  финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы  внебюджетные фонды, часть из которых  затем опять была консолидирована  в бюджеты в виде целевых фондов.

     Прежняя хозяйственная система аккумулировала в государственном бюджете практически  все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и  централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых  заключались в возможности мобилизации  значительных финансовых ресурсов для  решения глобальных национальных задач  в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации  финансовых средств было малоэффективное  их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных  объектов финансирования.

     На  историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих  друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа  населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность  в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических  потребностей. С другой стороны, в  условиях финансового кризиса, обусловившего  дефицит финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них, образовать целевые денежные фонды, тем самым  оградив эти потребности от значительного  недофинансирования.

     Постепенно  из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое  использование их средств.

     В настоящее время с принятием  Федерального закона № 63 от 26.04.2007 кардинальным образом изменена природа поступления  денежных средств во внебюджетные фонды  Российской Федерации. Произошел переход  от налоговой базы на добровольно  основу.

     Цель  данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в  системе развития Российской Федерации.

 

      Внебюджетные фонды 

     1.1. Сущность и назначение внебюджетных фондов 

     Реформирование  системы государственных финансов в 90-е годы ХХ столетия в России связано  с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного  решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера, с целью создания устойчивой системы  государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развития сети автомобильных дорог  и содержания дорожного хозяйства, решение экологических проблем  и т.п.

     Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемого  для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды  социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных  программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих  достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее  важно, контролировать целевое использование  указанных финансовых ресурсов.

     Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные  фонды, которые появились задолго  до возникновения бюджета для  решения государством конкретных задач. Они носили как правило, временный  характер; число их росло с увеличением  задач, стоящих перед государством.

     В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального  дохода, а иногда и части совокупного  общественного продукта, с целью  защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

     Увеличение  количества внебюджетных фондов и совокупного  объема аккумулируемых ими средств (например, во Франции они сопоставимы  с размерами государственного бюджета) является характерной особенностью для экономически развитых стран. Это  объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении  социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни  населения в различных регионах.

     Исторически внебюджетные фонды создавались  двумя путями:

     a) Выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования

     б) Формирование фондов с собственными источниками доходов

     Внебюджетные  фонды всегда имеют строго целевое  назначение и управляются автономно  из бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной  или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами  фондов средства этих фондов зачастую используются для покрытия бюджетного дефицита.

     Большинство фондов создаются в процессе перераспределения  национального дохода с помощью  специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств  из бюджета. Бюджетные средства переводятся  в фонды в виде субсидий, субвенций  либо в форме отчислений от налоговых  доходов. Внебюджетные фонды могут  также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

     Таким образом, внебюджетные фонды – это  специфическая форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

     Фонды различаются по правовому положению  и целям создания.

     По  правовому положению фонды делятся  на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных  властей, вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

     В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального  назначения, имеют социальную направленность; и экономические фонды, которые  имеют экономическую направленность.

     В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В  особенности это относится к  экономическим фондам. Они расширяют  возможности государственного влияния  на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929-1933) для  оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После второй мировой войны  подобные фонды возникли почти во всех развитых странах мира. Например, во Франции с момента окончания  войны действует Фонд модернизации, который после объединения с  некоторыми другими фондами был  преобразован в Фонд экономического и социального развития. В США  действует Фонд перестройки и  развития экономики.

     С начала 60-х годов в развитых странах  мира большое внимание уделяется  созданию научно - технических фондов. Для формирования доходной части  этих фондов используются как бюджетные  средства, так и средства крупных  кампаний, взносы университетов и  другие источники. Средства этих фондов направляются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, строительство научных центров, подготовку кадров и т.п.

     В последнее десятилетие в промышленно  развитых странах значительно возросли (в 5 – 8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государственным  властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используются:

     а) страховые взносы застрахованных лиц;

     б) страховые взносы предпринимателей;

     в) субсидии и беспроцентные ссуды  государства.

     Внебюджетные  фонды как институциональные  структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью  получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных  инвесторов прежде всего на рынке  государственных ценных бумаг, и  зачастую государство принуждает их к этому. И вследствие этого можно  сказать, что внебюджетные фонды  являются «кредиторами» государственных  бюджетов.

Информация о работе Организационно-правовые аспекты создания внебюджетного фонда на федеральном уровне