Организационно-правовые аспекты создания внебюджетного фонда на федеральном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
1. Внебюджетные фонды…………………………………………………………….5
1.1 Сущность и назначение внебюджетных фондов……………………………….5
1.2 Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения…………………………………………………….9
2. Социальные фонды Российской Федерации…………………………………...15
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации…………………………………...15
2.2 Фонд социального страхования………………………………………………..18
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………………..21
3. Федеральный Закон №63 от 26.04.2007………………………………………...24
3.1 Выдержки из закона, касающиеся внебюджетных фондов РФ……………...24
Заключение………………………………………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Организационно-правовые аспекты создания внебюджетных фондов.docx

— 60.71 Кб (Скачать)
p align="justify">     Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. 

                  2.Социальные фонды Российской Федерации

                  2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации был образован  постановлением Верховного Совета РСФСР 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, выполняющим отдельные  банковские операции, денежные средства и имущество Фонда являются государственной  собственностью. Бюджет фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом.

     Главными  задачами Пенсионного фонда Российской Федерации являются:

     · выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

     · пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;

     · организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Государственная пенсионная система в России функционирует  на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего  и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая  ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять  уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных  пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

     Общее руководство Пенсионного фонда  осуществляется правлением, оперативное  управление – исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации  органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а  в городах и районах – уполномоченные отделения.

     Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение  средств Фонда между регионами  для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях.

     Программа Пенсионной реформы Российской Федерации, утвержденная в мае 1998 года в перспективе  предусматривает переход от действующей  распределительной системы к  смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

     Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются:

     1. Страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;

     2. Ассигнования их федерального бюджета ( в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);

     3. Средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

     4. Средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;

     5. Доходы от капитализации временно свободных средств;

     6. Беспроцентные ссуды, займы и кредиты;

     7. Добровольные взносы юридических и физических лиц;

     8. Другие поступления.

     За  счет страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001 года –  отчислений от социального налога формируется  около 90 процентов доходов Пенсионного  фонда. Сведения о поступлении и  расходовании средств Пенсионного  фонда Российской Федерации приведены  в таблице 1.

     Второй  по объему поступлений статьей доходов  Пенсионного фонда являются поступления  из федерального бюджета. За счет этого  источника формируется до 10 и  более процентов бюджета Пенсионного  фонда.

     Из  других статей дохода Пенсионного фонда  в последние годы наиболее значительными  являются средства, поступающие за счет применения финансовых санкций  к работодателям и капитализации  временно свободных средств.

     Средства  пенсионного фонда направляются на:

     1. Выплату государственных пенсий;

     2. Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

     3. Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

     4. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов.

     Поступление и расходование средств фонда социального страхования 
Российской Федерации Рис 1.

                        

                               2.2 Фонд социального страхования 

     Фонд  социального страхования Российской Федерации создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 7 августа 1992 года № 822 «О фонде социального  страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с  Положением от 12 февраля 1994 года № 101 «  О фонде социального страхования  Российской Федерации».

     Фонд  предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает  в качестве специализированного  финансово-кредитного учреждения при  Правительстве Российской Федерации.

     Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Денежные средства Фонда  не входят в состав государственного бюджета и других фондов.

     Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения Правлением Фонда утверждаются Председателем  Фонда.

     В Фонд социального страхования Российской Федерации входят исполнительные органы:

     1. Региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации;

     2. Центральные отраслевые отделения,  управляющие средствами государственного  социального страхования в отдельных  отраслях хозяйства;

     3. Филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными  отраслевыми отделениями Фонда  по согласованию с председателем  Фонда.

     Главными  задачами Фонда являются:

     · Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

     · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

     Средства  Фонда социального страхования  Российской Федерации формируются  за счет:

     - страховых взносов работодателей  в виде отчислений от социального  налога;

     - страховых взносов индивидуальных  предпринимателей, родовых, семейных  общин малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, обязанных  уплачивать взносы в соответствии  с действующим законодательством;

     - доходов от капитализации временно  свободных денежных средств;

     - ассигнований из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных предоставлением льгот  (пособий и компенсаций) лицам,  пострадавшим вследствие радиационных  аварий и их последствий.

     - добровольных взносов граждан  и юридических лиц;

     - поступлений от реализации путевок,  оплачиваемых за счет средств  Фонда;

     - средств, взыскиваемых со страхователей,  в результате предъявления регрессивных  требований;

     - других поступлений.

     На  долю страховых взносов в последние  годы приходилось до 94 процентов  доходов Фонда; около двух процентов  составляли доходы от поступлений за путевки и проценты по вкладам; примерно столько же составляли поступления  из федерального бюджета.

     На  региональном федеральном уровне централизуется до 26 процентов страховых взносов  Фонда. В распоряжении страхователя остается около 74 процентов страховых  взносов, а также средства, полученные в счет частичной оплаты путевок, выдаваемых работникам по линии социального  страхования. Средства социального  страхования на счета застрахованных не зачисляются.

     Основными направлениями использования средств  Фонда являются выплаты пособий:

     - по временной нетрудоспособности  работника;

     - на санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников и  членов их семей, оплату проезда  к месту лечения и обратно;

     - на погребение;

     - семьям, имеющим детей, а именно: пособия по беременности и  родам; единовременные пособия  женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние  сроки беременности; единовременные  пособия при рождении ребенка;  ежемесячные пособия по уходу  за ребенком до достижения  им полутора лет; ежемесячные  пособия на ребенка до достижения  им 16 лет, а для учащихся общеобразовательных  школ – до ее окончания,  но не старше 18 лет.

     Кроме того, значительные средства расходуются  на: частичное содержание санаторных и оздоровительных центов, в том  числе для детей и юношества; проведение научно- исследовательских  работ в области социального страхования и охраны труда; обеспечение текущей деятельности Фонд социального страхования.

     Наиболее  крупными статьями бюджета Фонд социального  страхования являются выплаты по временной нетрудоспособности вместе с выплатами пособий на детей (около 60%), на санаторно-курортное обслуживание (около 30 %). Выплаты пособий семьям, имеющим детей составляют примерно 20 процентов бюджета Фонда социального  страхования. В условиях низкой рождаемости, такая доля на выплату пособий, семьям, имеющим детей, представляется крайне низкой. Ее вполне можно было бы увеличить  по крайней мере в два раза за счет снижения доли расходов на санаторно-курортное  лечение , оздоровление и проезд к месту лечения и отдыха.

     Поступление и расходование средств фонда социального страхования 
Российской Федерации Рис 2.

            

Информация о работе Организационно-правовые аспекты создания внебюджетного фонда на федеральном уровне