Операции доверительного управления имуществом частных лиц: их сущность, виды, стратегии и риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы – рассмотреть особенности операций доверительного управления на современном этапе.
Для достижения выбранной цели ставились следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы операций доверительного управления;
рассмотреть виды и риски операций доверительного управления;
изучить и изложить современные стратегии доверительного управления;
рассмотреть понятие и особенности ОФБУ и ПИФов, как формы коллективных инвестиций;
раскрыть и сравнить механизмы функционирования ОФБУ и ПИФов;
проанализировать современное состояние рынка доверительных услуг в России;
рассмотреть практику оказания доверительных услуг на примере Сбербанка России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.............7
1.1. Правовые основы организации деятельности доверительного управления..........................7
1.2. Сущность и принципы доверительного управления................................................................7
1.2.1. Понятие и виды операций доверительного управления.......................................................7
1.2.2. Объекты и субъекты доверительного управления................................................................9
1.2.3.Регулирование конфликтов интересов участников операций доверительного управления …………….…………………………………………………………………………...................11
1.2.4. Договор доверительного управления...................................................................................13
1.3. Риски доверительного управления: понятие и регулирование …………………................15
1.4. Виды стратегий доверительного управления.........................................................................16
2. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОФБУ И ПИФЫ...........................................20
2.1. Сущность и механизм функционирования ОФБУ.................................................................20
2.1.1. Понятие и общие условия создания ОФБУ ........................................................................20
2.1.2. Прекращение деятельности ОФБУ.......................................................................................23
2.1.3. Механизм функционирования ОФБУ..................................................................................24
2.2. ПИФы: понятие, типы и механизм функционирования........................................................28
2.2.1. Понятие и типы ПИФов.........................................................................................................28
2.2.2. Механизм функционирования ПИФов.................................................................................29
2.3. Сравнительный анализ деятельности ОФБУ и ПИФов.........................................................31
3. АНАЛИЗ РЫНКА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ................................................35
3.1. Проблемы развития доверительных (трастовых) услуг банков в России...........................35
3.2.Современное состояние рынков коллективных инвестиций и доверительного управления........................................................................................................................................38
3.3.Организация операций доверительного управления в Сбербанке России ............................................................................................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Виды комиссионного вознаграждения по трасту»......................................54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Схема механизма функционирования ОФБУ»............................................55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Схема работы ПИФа».....................................................................................56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Сравнение ОФБУ и ПИФов»........................................................................57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Самые доходные открытые ПИФы в 2008 году»........................................58
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Схема механизма индивидуального доверительного управления»..........59
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 «Стандартные типы инвестиционных деклараций Сбербанка и тарифы комиссионного вознаграждения банка за услуги о доверительному управлению»................60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

 Однако в целом рынок оптовых  и розничных доверительных услуг постреформенной России отличается зачаточным состоянием, с значительно деформированной его структурой. Подавляющая часть оказываемых трастовых  услуг приходится на долю нескольких, наиболее крупных отечественных коммерческих банков и, прежде всего Сбербанка. Крупные коммерческие банковские структуры занимаются главным образом оптовым трастовым бизнесом, и у них «не доходят руки» до розничных клиентов. Небольшие банки, которые составляют в России 9/10 от общего количества действующих кредитных организаций, организуют трастовые фирмы, специализирующиеся в основном на розничное обслуживание своих клиентов. Ассортимент трастовых услуг российских банков по западным меркам невелик. Пока отечественные банковские институты практикуют предоставленные корпоративной, частной и иной клиентуре наиболее простых трастовых услуг в соответствии с доверенностями, достигнутыми с клиентами.

Российским банкам еще предстоит сформировать полноценный высокоразвитый национальный рынок оптовых и розничных доверительных (трастовых) услуг. 

В целях дальнейшего развития отечественного рынка банковских оптовых и розничных  трастовых услуг представляется осуществить следующие организационно-правовых и экономические мероприятия:

  1. В законодательном порядке предусмотреть обязательное внесение всеми коммерческими банками, занимающимися трастовой деятельностью, а также вновь создаваемыми трастовыми компаниями залога в виде ценных бумаг или других активов на специальные счета в Федеральном Казначействе в качестве гарантии надежного выполнения своих функций по доверительному управлению движимым и недвижимым имуществом, активами и займами корпоративных, частных и иных клиентов.
  2. Установить по линии Банка России более высокий размер собственного минимального капитала, для тех российских коммерческих банков, которые оказывают доверительные операции своим корпоративным, частным и иным клиентам.
  3. Подготовить по линии Банка России нормативные указания о порядке, условиях и сроках совершения национальными коммерческими банками операций с иностранными дорожными чеками, которые, в сущности, являются ценными бумагами и поэтому также могут быть объектом доверительного управления, осуществляемого российскими кредитными организациями.
  4. Возложить на Министерство финансов Российской Федерации правоустановленные функции в части регулирования национального рынка государственных, субфедеральных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг, а на Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации – правоустанавливающие функции в части регулирования отечественного рынка коммерческой и некоммерческой недвижимости.
  5. Ввести в практику лицензионной работы Центрального банка выдачу отдельных (специальных) лицензий отечественным кредитным организациям, намеревающимся предоставлять своим корпоративным, частным и прочим клиентам трастовые (доверительные) услуги, а также вновь создаваемым в стране трастовым компаниям.

Осуществление вышеназванных мер по развитию оптового и розничного трастового бизнеса отечественных кредитных организаций будет способствовать дальнейшему росту капитализации и емкости российского фондового рынка, расширению ассортимента банковских услуг и повышению их качества, наращиванию экономического потенциала, усилению конкурентоспособности, укреплению клиентской, ресурсно-депозитной и доходной базы кредитных организаций, увеличению стоимости и рентабельности их активов и, в конечном счете, ускорению, более сбалансированному гармоничному развитию всего национального коммерческого банковского дела.

 

3.2. Современное состояние  рынков коллективных инвестиций  и доверительного управления

2008 год для клиентов подавляющего  большинства общих фондов банковского управления (ОФБУ) закончился неудачно. Снижение стоимости сертификата доверительного управления по итогам 2008 года у некоторых фондов составило более 90% [18].

По данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ), впервые за пять лет привлечение денежных средств  за прошлый год оказалось отрицательным. Чистый отток составил около 3 млрд. рублей, и из прошедших 12 месяцев лишь в феврале, сентябре и ноябре наблюдался приток денежных средств в фонды. Столь существенное снижение стоимости чистых активов под управлением не могло не отразиться на структуре рынка ОФБУ.

Самые доходные ОФБУ по итогам 2007 и 2008 годов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Доходные ОФБУ по итогам 2007 и 2008 гг.

Фонд

Доходность 2007 г., %

Доходность 2008 г., %

1

Славянский кредит — Хедж-фонд

28.58

33.97

2

Премьер — Континуум

-13.68

-13.02

3

Абсолют — Тактика

11.46

-27.10

4

Энерготрансбанк — Янтарь - российские акции

-2.59

-35.11

5

МАБ — Акции

24.92

-49.86

6

Газпромбанк — Агрессивный

11.44

-58.73

7

Энерготрансбанк — Янтарь - энергоресурсы

11.34

-62.30

8

Транспортный — Архимед

3.02

-64.71

9

УБРиР — Активные инвестиции

-3.42

-65.34

10

Татфондбанк — Фонд российских акций

8.78

-65.41


В 2008 году общие фонды банковского управления показали в среднем отрицательную доходность, не сумев обойти своих прямых конкурентов — ПИФов. Активы паевых фондов и банковских фондов значительно уменьшились: с начала года, совокупные активы открытых ПИФов снизились на 52% и составили 47,5 млрд. рублей, а активы ОФБУ — на 62%, составив 7,47 млрд. рублей [22].

Из ОФБУ инвесторы вывели в прошлом году 3,6 млрд. рублей. Основной отток пришелся на ОФБУ умеренной стратегии — 1,9 млрд. рублей. Из открытых ПИФов также наблюдался тотальный отток средств: пайщики вывели из фондов за год 16 млрд. рублей, а из смешанных — почти 7 млрд. рублей.

Хотя доходность ряда ОФБУ оказалась  в прошлом году выше, чем у лидеров  рынка ПИФов: в частности, ОФБУ «Хедж-фонд» (банк «Славянский кредит») заработал для инвесторов 33,97%. В среднем убытки фондов банковского управления в 2008 году составили 55—60%.

По итогам 2007 года ОФБУ также демонстрировали результаты, примерно равные ПИФам: средняя доходность ОФБУ и ПИФов составляла около 6—8%. ОФБУ не смогли обогнать ПИФы, даже несмотря на свою более свободную инвестиционную декларацию.

Аналитики также отмечают рекордное число закрывшихся в прошлом году фондов, причем в основном закрывались паевые фонды. По данным агентства «Инвестика», в 2008 году была прекращена деятельность 53 ПИФов и ОФБУ. Больше всего было закрыто фондов акций — 21 ПИФ. На втором месте — ПИФы смешанных инвестиций (13), а третье место разделяют ПИФы облигаций и ОФБУ — по восемь фондов.

Самые доходные открытые ПИФы в 2008 году представлены в Приложении 5.

Особого успеха не удалось достичь ни одному фонду вне зависимости от объявленной стратегии управления. Отрицательное изменение стоимости пая наблюдается у всех типов фонда, начиная от консервативных (облигационных, фондов денежного рынка) и заканчивая рискованными (фонды акций, смешанных инвестиций и пр.). Справедливости ради, необходимо отметить, что наименее «просевшими» являются как раз фонды облигаций и денежного рынка, впрочем, для пайщиков понятие наименее не несет особых положительных эмоций [18].

Максимальная доходность, которую  удалось показать открытым ПИФам  по итогам 2008 года, составила 7,3% — этот результат показал ПИФ «Газпромбанк — Казначейский» (УК «Газпромбанк — Управление активами»). Наиболее удачно в 2008 году выглядели фонды облигаций и денежного рынка. Однако положительную доходность удалось показать только пяти из них. В среднем же открытые ПИФы, как и ОФБУ, показали убыток 55—60%.

В последние  несколько лет, когда подавляющее  большинство ПИФов демонстрировали  в целом не плохие результаты, достаточно посмотреть итоговые рейтинги за 2007 год и особенно за 2006 год, количество желающих «приобщиться» к этому относительно новому инструменту инвестирования выросло в разы. Увеличилось и количество паевых фондов, достижения которых становилось лучшей рекламой их деятельности. Впрочем, и тут можно найти небольшие нюансы, рынок за эти периоды рос несколько сильнее, чем паи большинства ПИФов. Впрочем, доходность, например, в 30% годовых, при условии минимальных знаний принципов работы рынка акций, устраивала многих.

Прошедший год, стоит думать, внес некоторые  коррективы. Если первую половину прошлого года можно назвать неопределенной, судя по тому как «перетекали» средства пайщиков из фондов рискованных стратегий в консервативные ПИФы и, наоборот, при этом рост стоимости паев был более чем сдержанным, то вторая половина 2008 года стала, мягко говоря, удручающей. Стремительно дешевеющие акции российских эмитентов естественным образом тянули за собой стоимости паев, что вызвало отток пайщиков и значительное снижения притока новых.

За 2008 год из открытых фондов акций  пайщики вывели порядка 4 млрд. рублей, из фонда облигаций - почти 5,5 млрд. рублей и из смешанных - без малого 7 млрд. рублей. Цифры более чем впечатляющие, тем более, если посмотреть на «доходный» 2007 год, когда те же открытые фонды акций смогли привлечь суммарно 3,5 млрд. рублей.

Текущая ситуация на фондовом рынке пока остается напряженной. Ожидать скорейшее восстановление не приходится. В целом, согласно прогнозам многих экспертов, 2009 год будет оставаться достаточно сложным и непредсказуемым. Рост возможен, но его итоги, скорее всего, будут более чем сдержанными. В таких условиях ожидать многого от паевых фондов не следует, впрочем, как и всплеска количества новых пайщиков, а значит, и денег. Что же касается «старых», то необходимо помнить, инвестиции в ПИФы лучше делать на долгий срок, на какой именно, покажет время.

Динамика  объема рынка доверительного управления представлена на рисунке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.Динамика объема рынка доверительного управления

За 2008 год рынок доверительного управления пережил многие события. К концу I квартала объем активов под управлением управляющей компании (УК) достиг исторического максимума в 1,9 трлн. рублей [17]. .

Однако  в результате обострения финансового  кризиса и падения стоимости  активов к концу 2008 года рынок просел на 22%: с января по декабрь стоимость активов УК снизилась на 400 млрд. рублей, до 1,4 трлн. рублей, сократившись за кризисный год на 22 % (с 1,75 трлн. рублей).

Объем рынка доверительного управления на 31 марта 2009 года составил 1,4 трлн. рублей. Совокупный объем активов под управлением компаний за первые три месяца 2009 года практически не изменился, такой результат можно оценить как неудовлетворительный.

По  итогам квартала ощутимо сократился объем средств, переданных в индивидуальное доверительное управление (ИДУ) (-8%). Также сильное снижение наблюдалось  в управлении резервами страховых компаний (-11%). Вместе с тем, рост крупных сегментов, таких как управление ПИФ (2%) и резервами негосударственных пенсионных фондов (НПФ) (5%), позволил рынку не упасть еще ниже. При этом в структуре рынка принципиальных изменений не произошло. Так, крупнейшими направлениями, как и ранее, остаются управление средствами ПИФ (31% активов рынка на конец квартала), резервами НПФ (33%) и ИДУ (30%).

Выделяют  две основные тенденции на рынке  доверительного управления.

Во-первых, рост количества клиентов – в ПИФах за первый квартал составил 41% на фоне оттока в ИДУ на 19%. Произошел перелом многолетнего тренда опережающего развития сегмента крупного индивидуального управления по сравнению с розницей.

Во-вторых, по итогам первого квартала 2009 года результаты управления открытыми ПИФами оказались в полтора раза лучше динамики фондового рынка. За первые три месяца 2009 года индекс ММВБ вырос на 22%, тогда как средняя стоимость пая фондов акций) за этот же период выросла на 31%. Фонды облигаций опередили рынок на 6 процентных пунктов. Результаты отраслевых фондов оказались сопоставимы с движением индексов.

Лучший  результат на рынке по приросту активов  в первом квартале 2009 года показала группа компаний «УРАЛСИБ»: рост на 10,9 млрд. рублей. (+21%). Наиболее заметное падение - у УК «Тройка Диалог»: минус 13,2 млрд. рублей. (-6,14%).Из крупнейших компаний существенно увеличить активы под управлением удалось также УК «Альфа-Капитал» (+10,4%), «ВТБ Управление активами» (+13,1%).

Бегство инвесторов и обвал фондового рынка в 2008 году заставили управляющие компании (УК) оптимизировать расходы. Большинство было вынуждено существенно сократить свой штат. Наиболее заметно это проявилось в средних по размеру компаниях. Однако увольнения в основной своей массе вспомогательного персонала: PR, бэк-офис, секретариат. Ключевые направления, такие как портфельные управляющие, риск-менеджеры и аналитики, практически не увольнялись. Штат мелких УК изначально не был раздут, и увольнение ключевых сотрудников просто парализовало бы деятельность компаний.

По данным «Эксперт РА», персонал сократился в целом по рынку на 14,5%. Причем в крупнейших и мелких УК за второе полугодие 2008 года сократили только 10 и 12% штата соответственно. В средних  УК уволено было 20,5% персонала.

Относительно небольшие сокращения персонала отрасли и объема рынка  формально говорят о том, что  УК пережили пик кризиса практически  безболезненно. Однако в реальности кризис пока задел лишь розничный  сегмент. Основа рынка — средства институциональных инвесторов, крупных индивидуальных клиентов, а также закрытые фонды — пока практически не пострадала. Однако предпосылки для удара по этим сегментам рынка уже сложились, и наступление второй волны кризиса на рынок лишь вопрос времени.

Компании были вынуждены продавать активы с существенным дисконтом для поддержания своей ликвидности и платежеспособности.

Существует угроза рынку — это вероятный вывод части временно свободных средств госкорпораций из доверительного управления для наполнения бюджета. Так, «Роснано» объявило, что готово вернуть в бюджет 85 млрд. рублей (чуть более 60% средств). Соответствующим образом поступят и другие госкорпорациии. В итоге рынок доверительного управления потеряет еще 170 млрд. рублей.

Информация о работе Операции доверительного управления имуществом частных лиц: их сущность, виды, стратегии и риски