Операции доверительного управления имуществом частных лиц: их сущность, виды, стратегии и риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы – рассмотреть особенности операций доверительного управления на современном этапе.
Для достижения выбранной цели ставились следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы операций доверительного управления;
рассмотреть виды и риски операций доверительного управления;
изучить и изложить современные стратегии доверительного управления;
рассмотреть понятие и особенности ОФБУ и ПИФов, как формы коллективных инвестиций;
раскрыть и сравнить механизмы функционирования ОФБУ и ПИФов;
проанализировать современное состояние рынка доверительных услуг в России;
рассмотреть практику оказания доверительных услуг на примере Сбербанка России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.............7
1.1. Правовые основы организации деятельности доверительного управления..........................7
1.2. Сущность и принципы доверительного управления................................................................7
1.2.1. Понятие и виды операций доверительного управления.......................................................7
1.2.2. Объекты и субъекты доверительного управления................................................................9
1.2.3.Регулирование конфликтов интересов участников операций доверительного управления …………….…………………………………………………………………………...................11
1.2.4. Договор доверительного управления...................................................................................13
1.3. Риски доверительного управления: понятие и регулирование …………………................15
1.4. Виды стратегий доверительного управления.........................................................................16
2. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОФБУ И ПИФЫ...........................................20
2.1. Сущность и механизм функционирования ОФБУ.................................................................20
2.1.1. Понятие и общие условия создания ОФБУ ........................................................................20
2.1.2. Прекращение деятельности ОФБУ.......................................................................................23
2.1.3. Механизм функционирования ОФБУ..................................................................................24
2.2. ПИФы: понятие, типы и механизм функционирования........................................................28
2.2.1. Понятие и типы ПИФов.........................................................................................................28
2.2.2. Механизм функционирования ПИФов.................................................................................29
2.3. Сравнительный анализ деятельности ОФБУ и ПИФов.........................................................31
3. АНАЛИЗ РЫНКА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ................................................35
3.1. Проблемы развития доверительных (трастовых) услуг банков в России...........................35
3.2.Современное состояние рынков коллективных инвестиций и доверительного управления........................................................................................................................................38
3.3.Организация операций доверительного управления в Сбербанке России ............................................................................................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Виды комиссионного вознаграждения по трасту»......................................54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Схема механизма функционирования ОФБУ»............................................55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Схема работы ПИФа».....................................................................................56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Сравнение ОФБУ и ПИФов»........................................................................57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «Самые доходные открытые ПИФы в 2008 году»........................................58
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Схема механизма индивидуального доверительного управления»..........59
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 «Стандартные типы инвестиционных деклараций Сбербанка и тарифы комиссионного вознаграждения банка за услуги о доверительному управлению»................60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….66

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

 

 

 

2. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: ОФБУ И ПИФЫ

2.1. Сущность и механизм  функционирования ОФБУ

2.1.1. Понятие и общие условия создания ОФБУ

Общие фонды банковского управления (ОФБУ) представляют собой имущественный  комплекс, состоящий из имущества, переданного  в управление юридическими и физическими  и объединенного на правах общей  собственности, а также имущества, приобретаемого управляющим в ходе доверительного управления [6, с. 95].

Решение о создании ОФБУ  принимается органом управления кредитной организации-доверительного управляющего, уполномоченным на принятие такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации или Уставом кредитной организации, одновременно с утверждением Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ (далее – Общие условия) [13, с. 416].

Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемого имущества и т.д.), операции и учет по которым ведутся отдельно.

Кредитная организация имеет право создавать ОФБУ, в состав которого входят валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни), только при наличии соответствующей лицензии Банка России, дающей право на осуществление операций с иностранной валютой и (или) драгоценными металлами.

Между кредитной организацией — доверительным управляющим, создающей ОФБУ, и учредителями управления заключается договор.

Доверительный управляющий обязан выдать на сумму внесенного имущества сертификат долевого участия.

Общие условия должны содержать:

  • описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ;
  • описание видов имущества, принимаемого доверительным управляющим в ОФБУ;
  • в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг – описание механизма оценки их стоимости, описание существенных рисков;
  • сроки и объем предоставляемой учредителям доверительного управления отчетности;
  • размер вознаграждения доверительного управляющего, порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.

При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное. Договор доверительного управления может предусматривать, что учредителю управления возвращаются денежные средства (в рублях или в иностранной валюте в зависимости от условий договора), вырученные от реализации имущества, находящегося в доверительном управлении, или денежные средства, принадлежащие доверительному управляющему, с последующим возмещением выплаченных сумм за счет управляемого имущества.

Инвестиционная декларация должна содержать информацию:

  • о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ;
  • о доле каждого вида имущества;
  • о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ;
  • о доле средств, размещаемых в валютные ценности;
  • об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей — эмитентов ценных бумаг).

Доверительный управляющий обязан строго соблюдать принятую инвестиционную декларацию при управлении имуществом учредителей доверительного управления ОФБУ.

Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении Банка России (далее — регистрирующий орган).

Кредитная организация направляет документы на регистрацию ОФБУ в регистрирующий орган в срок не позднее двух недель с момента принятия решения о создании ОФБУ.

Для регистрации ОФБУ кредитная организация представляет в регистрирующий орган в двух экземплярах следующие документы:

1) заявление на регистрацию (составленное в произвольной форме), которое должно содержать полное наименование и юридический адрес кредитной организации, создающей ОФБУ, указание на орган, принявший решение о создании ОФБУ, дату принятия решения о создании ОФБУ, сведения о лица — служащих кредитной организации, которые уполномочены осуществлять от имени кредитной организации управление ОФБУ;

  1. общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ;
  2. инвестиционную декларацию;
  3. бухгалтерский баланс кредитной организации по счетам второго порядка по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании ОФБУ и балансы ранее созданных ОФБУ;
  4. расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации, выполнения обязательных резервных требований, выполнения обязательств перед Банком России в течение 1 года перед датой принятия решения о создании ОФБУ;
  5. копию лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

Общие условия и инвестиционная декларация должны быть прошиты, пронумерованы, заверены печатью и подписаны лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа кредитной организации — доверительного управляющего (председателем правления, директором, генеральным директором), или его заместителем.

Регистрирующий орган в течение 4 недель рассматривает информацию, содержащуюся в регистрационных документах, на предмет ее соответствия банковским правилам. При отсутствии оснований для отказа в регистрации ОФБУ регистрирующий орган обязан зарегистрировать ОФБУ, поставить отметку о регистрации на титульном листе Общих условий и передать этот экземпляр заявителю.

При регистрации Общих условий регистрирующий орган (территориальное учреждение Банка России) присваивает каждому ОФБУ свой регистрационный номер. Регистрирующий орган ведет книгу регистрации Общих фондов банковского управления.

Регистрирующий орган отвечает за полноту представленных документов, но не отвечает за достоверность информации, содержащейся в них.

Основаниями для отказа в регистрации ОФБУ могут быть:

  1. отсутствие в составе представленных документов хотя бы одного из вышеперечисленных;
  2. наличие в представленных документах неполной или заведомо недостоверной информации или информации, позволяющей сделать вывод о противоречии информации законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России;
  3. наличие в представленных документах данных о невыполнении кредитной организацией вышеуказанных требований;

4) наличие в Общих условиях положений, являющихся ненадлежащей рекламой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отказе в регистрации ОФБУ регистрирующий орган письменно формулирует причины отказа и претензии к кредитной организации, создающей ОФБУ, на основании которых был сделан отказ.

Кредитная организация-доверительный управляющий, получившая отказ территориального учреждения Банка России в регистрации ОФБУ, может обратиться в Банк России для повторного рассмотрения вопроса о регистрации данного ОФБУ.

Комплект документов, представленных в территориальное учреждение Банка России, уведомление территориального учреждения Банка России с обоснованием причин отказа и пояснительная записка с изложением причин несогласия с принятым решением направляются кредитной организацией в Департамент контроля над деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России.

До регистрации ОФБУ кредитная организация не имеет права публиковать Общие условия и осуществлять операции по аккумулированию средств учредителей доверительного управления.

В случае, если доверительный управляющий ОФБУ нарушает соответствующие требования, Банк России вправе запретить дальнейшее привлечение учредителей управления в ОФБУ на срок до 6 месяцев и применить другие меры воздействия в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России.

Заключение договоров доверительным управляющим с учредителями доверительного управления и совершение операций по управлению ОФБУ осуществляется служащими кредитной организации-доверительного управляющего, действующими на основе доверенности, либо руководителями кредитной организации, действующими в соответствии с уставом кредитной организации без доверенности. Ответственность за действия указанных лиц несет кредитная организация, создавшая ОФБУ.

Переоформление сертификата долевого участия на другое лицо или группу лиц осуществляется на основании заявления, подаваемого владельцем сертификата долевого участия в кредитную организацию, создавшую ОФБУ.

Кредитные организации-доверительные управляющие ОФБУ обязаны раскрывать информацию о ежедневном балансе ОФБУ в порядке и сроки, установленные Банком России.

Доходы за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Подразделение, проводящее доверительные операции, составляет справку-ведомость о доходах, причитающихся выгодоприобретателям (за подписью управляющего ОФБУ), на основании которой осуществляется выплата доходов.

 

2.1.2. Прекращение деятельности ОФБУ

Общий фонд банковского управления прекращается в случае отзыва у кредитной организации-доверительного управляющего лицензии на осуществление банковских операций и (или) аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, дающей право на осуществление деятельности по доверительному управлению, а также при наличии иных оснований для прекращения договоров доверительного управления кредитной организации-доверительного управляющего со всеми учредителями ОФБУ, предусмотренных законодательством Российской Федерации или договором доверительного управления [13, c. 420].

При наличии оснований для прекращения ОФБУ, в результате наступления которых прекращаются договоры со всеми учредителями ОФБУ, кредитная организация-доверительный управляющий обязана уведомить о прекращении договоров учредителей, выгодоприобретателей, а также кредиторов по сделкам, заключенным в процессе доверительного управления имуществом ОФБУ, в срок, не превышающий 30 дней со дня наступления вышеуказанных оснований. Обязанности, возникшие до прекращения договоров доверительного управления, подлежат исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общий фонд банковского управления считается прекращенным с момента исполнения всех обязательств по договорам доверительного управления.

Кредитная организация-доверительный управляющий обязана в пятидневный срок с момента прекращения деятельности ОФБУ уведомить об этом регистрирующий орган.

В случае прекращения (приостановления) деятельности ОФБУ учредители доверительного управления имеют право обменять имеющиеся у них сертификаты долевого участия на денежные средства в размере существующей доли в составе управляемого имущества.

В случае недостаточности ликвидных средств ОФБУ при предъявлении для обмена сертификатов долевого участия доверительный управляющий обязан вернуть имущество в размере доли в составе управляемого имущества за свой счет с последующим возмещением стоимости этого имущества за счет средств ОФБУ.

Кредитная организация-доверительный управляющий обязана сообщить в письменном виде о прекращении данного ОФБУ регистрирующему органу с указанием причины (основания) его прекращения.

 

2.1.3. Механизм функционирования ОФБУ

 Существует механизм реализации операций доверительного управления банков, использующих ОФБУ (Приложение 2).

Клиент, выступающий как учредитель доверительного управления (1), передает имущество в ОФБУ (2) на основании  договора, заключенного с банком - доверительным управляющим. При передаче в ОФБУ ценных бумаг(3), которые по условиям их выпуска хранятся и/или учитываются в депозитарии или в реестре владельцев ценных бумаг, учредитель управления принимает все необходимые меры для перевода указанных бумаг со своего счета в депозитарий на счет управляющего или дает соответствующее распоряжение реестродержателю для перерегистрации бумаг. При этом при передаче именных ценных бумаг учредитель доверительного управления уведомляет эмитента таких бумаг об уступке требования по этим бумагам, в результате чего доверительный управляющий должен быть внесен в реестр владельцев данных ценных бумаг [6, с. 95].

Ценные бумаги, передаваемые в доверительное  управление, оцениваются по текущему рыночному курсу.

При передаче в управление денег (3) учредитель переводит их на указанный в договоре счет доверительного управляющего, на котором должны учитываться все деньги, составляющие ОФБУ.

Имущество, переданное в ОФБУ разными  учредителями управления, а также  приобретаемое доверительным управляющим при выполнении им своих функций, является общей собственностью всех учредителей доверительного управления.

В течение срока действия договора доверительный управляющий ежеквартально  предоставляет каждому учредителю управления отчет (6) о своей деятельности и отвечает на его письменные запросы.

Доверительный управляющий выдает учредителю управления сертификат долевого участия (4), подтверждающий передачу имущества  в доверительное управление и  размер доли данного учредителя в  ОФБУ. Указанный сертификат выписывается на определенное лицо.

Информация о работе Операции доверительного управления имуществом частных лиц: их сущность, виды, стратегии и риски