Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:35, дипломная работа
Цель данной дипломной работы анализ современной ситуации в сфере кредитных операций в банке и их совершенствование на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выполнение финансового анализа деятельности коммерческого банка;
- выявление недостатков в сфере кредитных операций в банке;
- разработка рекомендации по улучшению эффективности кредитных операций коммерческого банка;
- расчёт экономической эффективности от рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности кредитных операций коммерческого банка 7
1.1. Сущность и организация кредитования физических и юридическихлиц в коммерческом банке 7
1.2. Методы и подходы к определению кредитоспособности предприятия как основного этапа процесса кредитования 15
1.3. Проблемы кредитования предприятий в коммерческом банке на современном этапе 27
Глава 2. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк») 39
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика банка 39
2.2. Анализ финансового состояния банка 42
2.3. Анализ состояния кредитных операций в ОАО «Росгосстрах Банк» 53
Глава 3. Предложения по совершенствованию кредитных операций в Уфимском филиале ОАО «Росгосстрах Банк» 69
3.1. Мероприятия по совершенствованию организации кредитования физических и юридических лиц в банке 69
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Финансисты Росгосстрах Банка в годовом отчете Росгосстрах Банка за 2011 год констатируют, что в 2011 году российские банки продолжили поступательное посткризисное развитие, начатое в 2010 году. Ключевые характеристики отрасли показали значительный рост. Однако при этом возросло давление на капитал, увеличились риски ликвидности. В целом, 2012 год обещает быть непростым как с точки зрения борьбы за клиента, так и с точки зрения поддержания достаточной устойчивости банковского сектора в целом. Кредитным организациям уже жизненно необходимо наращивать капитал, чем они и будут заниматься в течение всего 2012 года. Вместе с тем возникновения крупных проблем не ожидается, эффективно работающие банки будут продолжать устойчивое развитие своего бизнеса.
2.3. Анализ состояния кредитных операций в ОАО «Росгосстрах Банк»
Кредитные операции Росгосстрах Банка включают в себя: потребительское кредитование, кредитование на покупку автомобиля, кредит на покупку недвижимости, кредиты по банковским картам, кредитование юридических лиц.
Таблица 8
Динамика кредитных операций
Годы / Удельный вес |
Потребительское кредитование |
Кредитование на покупку автомобиля |
Кредит на покупку недвижимости |
Кредиты по банковским картам |
Кредитование юридических лиц |
итого |
2009 год, тыс.руб. |
6136214 |
4010234 |
247637 |
99032 |
41847995 |
52341112 |
Удельный вес, % |
11,72 |
7,66 |
0,47 |
0,19 |
79,95 |
100 |
2010 год, тыс.руб. |
6206839 |
3948416 |
676303 |
99825 |
26178497 |
37109880 |
Продолжение таблицы 8 | ||||||
Удельный вес, % |
16,73 |
10,64 |
1,82 |
0,27 |
70,54 |
100 |
2011 год, тыс.руб. |
9410652 |
485076 |
0 |
1342304 |
37746123 |
48984155 |
Удельный вес, % |
19,21 |
0,99 |
0,00 |
2,74 |
77,06 |
100 |
Наибольшая доля в кредитных
операциях принадлежит
Значительная доля приходится также на потребительское кредитование: 11,73% в 2009 г., 16,73% в 2010 г., 19,21% в 2011 г., т.е. доля потребительского кредитования возросла как и возросла абсолютная сумма выданных потребительских кредитов с 6136214 тыс.руб. в 2009 г. до 6206839 тыс.руб. в 2010 г. и до 9410652 тыс.руб. в 2011 г., т.е. за 2010 год на 1,15%, а за 2011 г. на 103,23%. Рост потребительского кредитования в 2011 г. обусловлен проведенной работой в этой области, в .т.ч выпуском кредитных карт. В ноябре 2010 г. Росгосстрах Банк приступил к выпуску кредитных карт с льготным периодом кредитования (grace-period).
Рисунок 8. Динамика кредитных операций
Региональная сеть Росгосстрах Банка на 1 января 2012 года представлена 260 точками продаж в населенных пунктах России от Калининграда до Владивостока: 8 филиалов, 105 дополнительных офисов (отделений), 104 операционных и кредитно-кассовых офиса, 43 представительства
Таблица 9
Кредитный портфель Росгосстрах Банка
Годы | |||
2009 |
2010 |
2011 | |
Общий объем ссудной и приравненной к ней задолженности физических лиц, включая задолженность по кредитным картам, тыс. руб. |
52341112 |
38020448 |
48984155 |
В том числе просроченная, тыс. руб. |
3423109 |
3117602 |
3748757 |
Доля просроченной задолженности в общем объеме, % |
6,5 |
8,2 |
7,7 |
По итогам 2011 года кредитный портфель в разрезе продуктовой линейки представлен следующим образом (см. табл. 6):
Основные мероприятия в рамках развития направления потребительского кредитования Росгосстрах Банка в 2011 г.:
- запуск новой линейки
- оптимизация кредитного
- запуск новой программы
Таблица 10
Кредитный портфель в разрезе продуктовой линейки в 2011 г.
Банковский продукт |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
Экспресс-кредиты («Экспресс-кредит», «Супер-Экспресс»), тыс. руб. | |||
4 090 637 |
3 909 329 |
4 731 696 | |
Потребительские кредиты («Мега-кредит», «Корпоративный кредит»), тыс. руб. | |||
1 780 821 |
3 881 000 |
4 184 710 | |
Ломбардные кредиты, тыс. руб. |
|||
213 263 |
372 786 |
494 246 |
По итогам 2011 года доля Банка в активах банковского сектора РФ без учета Сбербанка составила 0,33%, в капитале — 0,34%. На рынках розничного и корпоративного кредитования Росгосстрах Банк без учета Сбербанка России занимает 0,33% и 0,23% соответственно, на рынке вкладов позиции Банка также стабильны — 0,47%.
Отдельно следует отметить активное развитие Банка на рынке кредитных карт: за 2011 год в условиях жесткой конкуренции со стороны Сбербанка России, ВТБ 24, Русского Стандарта и прочих активных участников рынка Банк нарастил долю почти на 0,2% (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 11).
Доля просроченной задолженности в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности физических лиц, включая задолженность по кредитным картам за 2009-2011 г. изменялась неравномерно: в 2009 г. составила 6,5%, в 2010 г. возросла до 8,2%, т.е. на 1,7%, а в 2011 г. против 2010 г. уменьшилась на 0,5% и составила 7,7%. Банк принимает некоторые меры по уменьшению просроченной задолженности. Так. как указывалось выше: в 2010 г. проведена акция «В новый год без долгов!». Но данных мер недостаточно.
Сумма кредитов клиентам составила на балансе Росгосстрах Банка в 2011 г. 47787678 тыс.руб. За период с 2009 г. по 2010 г. показатель уменьшился на 13310672 тыс.руб. или на 21,87%, с 2010 г. по 2011 г. возрос на 248566 тыс.руб. или на 0,52%.
Росгосстрах Банк во втором квартале 2011 г. объявил о расширении сотрудничества с Федеральной системой «Город» и начале сотрудничества с платежной системой Qiwi и сервисом «Золотая Корона – Погашение кредитов». С мая 2010 г. кредит Банка можно погасить в терминалах и кассах агентов платежных систем. Согласно подготовленным агентством «РБК. Рейтинг» рэн-кингам, Русь-Банк по итогам 2010 года занял 26-е место по количеству собственных банкоматов по России и 41-е место — по Москве, 28-е место в рэнкинге самых пластиковых банков, 27-е место в рэнкинге банков по количеству выданных в 2010 году автокредитов, 21-е место в рэнкинге «Крупнейшие потребительские банки в 2010 году».
В 1 квартале 2011 г. Росгосстрах Банк и Татфондбанк объединили банкоматную сеть. Также в 1 квартале 2011 г. Росгосстрах Банк запустил новую линейку кредитных продуктов для клиентов — физических лиц во всех регионах присутствия. Введены в действие три кредитных программы: кредит «Супер-Экспресс», кредит «Экспресс-кредит» и кредит «Мега-кредит».
Активы банка имеют тенденцию снижения: на 6,34% в 2010 г. против 2009 г. и на 0,2 % в 2011 г. против 2010 г. Данное снижение обусловлено значительным снижением кредитного портфеля в 2010 г. против 2009 г. на 14320664 тыс. руб. или на 27,36%. Кредитный портфель – основной актив Росгосстрах Банка. В 2011 г. напротив кредитный портфель возрос на 10963707 или на 28,24% (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
Некоторое влияние на снижение активов банка оказало уменьшение межбанковских кредитов на 100% в 2011 г. против 2010 г. (в 2009 г. межбанковских кредитов не было так же как и в 2011 г.). Также на снижение активов банка оказало уменьшение портфеля ценных бумаг в 2011 г. против 2010 г. на 5,81% хотя в 2010 г. против 2009 г. наблюдалось его увеличение на 60,10%.
3.1 Основные проблемы и перспективы развития кредитных операций коммерческих банков
Существуют актуальные для современного этапа развития коммерческих банков проблемы, решение которых позволит им повышать качество предоставляемых кредитных услуг.
Основные проблемы управления кредитными операциями:
Названные актуальные проблемы подтверждают важность разработки кредитной политики и соответствующей нормативной, инструктивной и методологической базы организации кредитного процесса в банках.
Аналитики и управленцы в своих публикациях по банковским проблемам видят причину банкротств банков в плохом качестве портфелей, неумелом управлении и планировании их.
Рассмотрим возможные способы оптимизации системы управления кредитным портфелем, которая реализуется через функции планирования, организации и контроля.
На стадии планирования и предварительного анализа банку надо четко определить размер планируемого риска, который допустим и не вызовет нестабильности и угрозы для дальнейшей деятельности банка.
Кредитный риск – основной в системе банковских рисков. Он понимается как вероятность того, что стоимость активов банка, прежде всего кредитов, уменьшится в связи с неспособностью кредитополучателей вернуть долг или часть долга, включая причитающиеся по договору проценты. Для различных банков и отдельных стран и регионов ключевые области риска будут различаться.
На основе анализа системы рисков, которым подвержен банк, следует сформировать стандарты формирования оптимального кредитного портфеля. Они, как правило, представляют собой:
- лимиты кредитования (их установление
– один из способ
- приоритеты при формировании кредитного портфеля (заключается в определении тех отраслей, которые имеют наиболее низкий уровень риска по сравнению со средним, а также отраслей, где банк может получить более высокую доходность по кредитованию);
- правила принятия рисков (определяют
правила, позволяющие
Для банка, уже выдавшего кредит кредитополучателю, предупредительными сигналами являются:
- постоянное повышение лимитов кредитования;
- нарушение графика погашения: задержка с уплатой процентов или основной суммы долга;
- неблагоприятные тенденции
- скачкообразный рост
- рост теневого оборота;
- неуплата налогов;
- несвоевременное
Корректирующие действия банка могут включать проведение переговоров по реструктуризации кредита – изменению условий погашения долга; снижение уровня задолженности за счет лучшего управления оборотным капиталом; привлечение консультантов (по техническим, маркетинговым и финансовым вопросам); продажу активов; консультации по возможностям получения поддержки со стороны государства; получение дополнительного обеспечения; пролонгация с условием тщательного контроля над деятельностью кредитополучателя.