Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы анализ современной ситуации в сфере кредитных операций в банке и их совершенствование на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выполнение финансового анализа деятельности коммерческого банка;
- выявление недостатков в сфере кредитных операций в банке;
- разработка рекомендации по улучшению эффективности кредитных операций коммерческого банка;
- расчёт экономической эффективности от рекомендаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности кредитных операций коммерческого банка 7
1.1. Сущность и организация кредитования физических и юридическихлиц в коммерческом банке 7
1.2. Методы и подходы к определению кредитоспособности предприятия как основного этапа процесса кредитования 15
1.3. Проблемы кредитования предприятий в коммерческом банке на современном этапе 27
Глава 2. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк») 39
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика банка 39
2.2. Анализ финансового состояния банка 42
2.3. Анализ состояния кредитных операций в ОАО «Росгосстрах Банк» 53
Глава 3. Предложения по совершенствованию кредитных операций в Уфимском филиале ОАО «Росгосстрах Банк» 69
3.1. Мероприятия по совершенствованию организации кредитования физических и юридических лиц в банке 69
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100

Файлы: 1 файл

Д оц эфф кредит опер росгосстрах.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать)

Финансисты Росгосстрах Банка в годовом отчете Росгосстрах Банка за 2011 год констатируют, что в 2011 году российские банки продолжили поступательное посткризисное развитие, начатое в 2010 году. Ключевые характеристики отрасли показали значительный рост. Однако при этом возросло давление на капитал, увеличились риски ликвидности. В целом, 2012 год обещает быть непростым как с точки зрения борьбы за клиента, так и с точки зрения поддержания достаточной устойчивости банковского сектора в целом. Кредитным организациям уже жизненно необходимо наращивать капитал, чем они и будут заниматься в течение всего 2012 года. Вместе с тем возникновения крупных проблем не ожидается, эффективно работающие банки будут продолжать устойчивое развитие своего бизнеса.

 

 

2.3. Анализ состояния кредитных  операций в ОАО «Росгосстрах  Банк»

 

Кредитные операции Росгосстрах Банка  включают в себя: потребительское  кредитование, кредитование на покупку автомобиля, кредит на покупку недвижимости, кредиты по банковским картам, кредитование юридических лиц.

Таблица 8

Динамика кредитных  операций

Годы / Удельный вес

Потребительское кредитование

Кредитование на покупку  автомобиля

Кредит на покупку  недвижимости

Кредиты по банковским картам

Кредитование юридических  лиц

итого

2009 год, тыс.руб.

6136214

4010234

247637

99032

41847995

52341112

Удельный вес, %

11,72

7,66

0,47

0,19

79,95

100

2010 год, тыс.руб.

6206839

3948416

676303

99825

26178497

37109880

Продолжение таблицы 8

Удельный вес, %

16,73

10,64

1,82

0,27

70,54

100

2011 год, тыс.руб.

9410652

485076

0

1342304

37746123

48984155

Удельный вес, %

19,21

0,99

0,00

2,74

77,06

100


 

Наибольшая доля в кредитных  операциях принадлежит кредитованию юридических лиц: в 2009 г. 79,95%, в 2010 г. 70,54%, в 2011 г. 77,06%.

Значительная доля приходится также  на потребительское кредитование: 11,73% в 2009 г., 16,73% в 2010 г., 19,21% в 2011 г., т.е. доля потребительского кредитования возросла как и возросла абсолютная сумма выданных потребительских кредитов с 6136214 тыс.руб. в 2009 г. до 6206839 тыс.руб. в 2010 г. и до 9410652 тыс.руб. в 2011 г., т.е. за 2010 год на 1,15%, а за 2011 г. на 103,23%. Рост потребительского кредитования в 2011 г. обусловлен проведенной работой в этой области, в .т.ч выпуском кредитных карт. В ноябре 2010 г. Росгосстрах Банк приступил к выпуску кредитных карт с льготным периодом кредитования (grace-period).

Рисунок 8. Динамика кредитных операций

Региональная сеть Росгосстрах  Банка на 1 января 2012 года представлена 260 точками продаж в населенных пунктах России от Калининграда до Владивостока: 8 филиалов, 105 дополнительных офисов (отделений), 104 операционных и кредитно-кассовых офиса, 43 представительства

Таблица 9

Кредитный портфель Росгосстрах Банка

 

Годы

2009

2010

2011

Общий объем ссудной и приравненной к ней задолженности физических лиц, включая задолженность по кредитным  картам, тыс. руб.

52341112

38020448

48984155

В том числе просроченная, тыс. руб.

3423109

3117602

3748757

Доля просроченной задолженности в общем объеме, %

6,5

8,2

7,7


 

По итогам 2011 года кредитный портфель в разрезе продуктовой линейки представлен следующим образом (см. табл. 6):

Основные мероприятия в рамках развития направления потребительского кредитования Росгосстрах Банка в 2011 г.:

- запуск новой линейки потребительских  кредитов, обеспечивших более лояльный  подход к спросу заемщиков;

- оптимизация кредитного процесса: внедрение анкеты-оферты по продукту  «Супер-Экспресс» — клиент посещает офис Банка один раз;

- запуск новой программы страхования  жизни и здоровья «Финансовая защита с дополнительным покрытием» (страхование от потери работы) для кредитных продуктов «Супер-Экспресс», «Экспресс-кредит» и «Мега-кредит» с целью увеличения размера доходов банка.

 

 

 

 

Таблица 10

Кредитный портфель в разрезе продуктовой линейки в 2011 г.

Банковский продукт

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

Экспресс-кредиты («Экспресс-кредит», «Супер-Экспресс»), тыс. руб.

 

4 090 637

3 909 329

4 731 696

Потребительские кредиты («Мега-кредит», «Корпоративный кредит»), тыс. руб.

 

1 780 821

3 881 000

4 184 710

Ломбардные кредиты, тыс. руб.

 
 

213 263

372 786

494 246


 

По итогам 2011 года доля Банка в  активах банковского сектора РФ без учета Сбербанка составила 0,33%, в капитале — 0,34%. На рынках розничного и корпоративного кредитования Росгосстрах Банк без учета Сбербанка России занимает 0,33% и 0,23% соответственно, на рынке вкладов позиции Банка также стабильны — 0,47%.

Отдельно следует отметить активное развитие Банка на рынке кредитных карт: за 2011 год в условиях жесткой конкуренции со стороны Сбербанка России, ВТБ 24, Русского Стандарта и прочих активных участников рынка Банк нарастил долю почти на 0,2% (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 11).

Доля просроченной задолженности  в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности физических лиц, включая задолженность по кредитным картам за 2009-2011 г. изменялась неравномерно: в 2009 г. составила 6,5%, в 2010 г. возросла до 8,2%, т.е. на 1,7%, а в 2011 г. против 2010 г. уменьшилась на 0,5% и составила 7,7%. Банк принимает некоторые меры по уменьшению просроченной задолженности. Так. как указывалось выше: в 2010 г. проведена акция «В новый год без долгов!». Но данных мер недостаточно.

Сумма кредитов клиентам составила  на балансе Росгосстрах Банка  в 2011 г. 47787678 тыс.руб. За период с 2009 г. по 2010 г. показатель уменьшился на 13310672 тыс.руб. или на 21,87%, с 2010 г. по 2011 г. возрос на 248566 тыс.руб. или на 0,52%.

Росгосстрах Банк во втором квартале 2011 г. объявил о расширении сотрудничества с Федеральной системой «Город» и начале сотрудничества с платежной системой Qiwi и сервисом «Золотая Корона – Погашение кредитов». С мая 2010 г. кредит Банка можно погасить в терминалах и кассах агентов платежных систем. Согласно подготовленным агентством «РБК. Рейтинг» рэн-кингам, Русь-Банк по итогам 2010 года занял 26-е место по количеству собственных банкоматов по России и 41-е место — по Москве, 28-е место в рэнкинге самых пластиковых банков, 27-е место в рэнкинге банков по количеству выданных в 2010 году автокредитов, 21-е место в рэнкинге «Крупнейшие потребительские банки в 2010 году».

В 1 квартале 2011 г. Росгосстрах Банк и Татфондбанк объединили банкоматную сеть. Также в 1 квартале 2011 г. Росгосстрах Банк запустил новую линейку кредитных продуктов для клиентов — физических лиц во всех регионах присутствия. Введены в действие три кредитных программы: кредит «Супер-Экспресс», кредит «Экспресс-кредит» и кредит «Мега-кредит».

Активы банка имеют тенденцию  снижения: на 6,34% в 2010 г. против 2009 г. и на 0,2 % в 2011 г. против 2010 г. Данное снижение обусловлено значительным снижением кредитного портфеля в 2010 г. против 2009 г. на 14320664 тыс. руб. или на 27,36%. Кредитный портфель – основной актив Росгосстрах Банка. В 2011 г. напротив кредитный портфель возрос на 10963707 или на 28,24% (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

Некоторое влияние на снижение активов  банка оказало уменьшение межбанковских  кредитов на 100% в 2011 г. против 2010 г. (в 2009 г. межбанковских кредитов не было так  же как и в 2011 г.). Также на снижение активов банка оказало уменьшение портфеля ценных бумаг в 2011 г. против 2010 г. на 5,81% хотя в 2010 г. против 2009 г. наблюдалось его увеличение на 60,10%.

 

Глава 3. Предложения по совершенствованию  кредитных операций в коммерческом банке

 

3.1 Основные проблемы и перспективы развития кредитных операций коммерческих банков

 

Существуют актуальные для современного этапа развития коммерческих банков проблемы, решение которых позволит им повышать качество предоставляемых  кредитных услуг.

Основные проблемы управления кредитными операциями:

  1. Отсутствие необходимого качественного информационно-аналитического обеспечения кредитных операций. Решение этой проблемы в свою очередь предполагает, в частности, должную постановку банковского маркетинга. Самая совершенная методика анализа кредитополучателя или оценка риска не дадут правильных результатов, если исходная информация недостаточно полна или ненадежна.
  2. Банкам необходимо научиться искусству раннего выявления проблемных кредитов.
  3. Концентрация банков на одном виде кредитных операций.
  4. Концентрация риска в определенных отраслях.
  5. Недостаточная квалификация и ответственность сотрудников, в должностные обязанности которых входит идентификация основных областей рисков и адекватная оценка факторов, влияющих на их уровень.
  6. Позиционирование банка на рынке банковских продуктов.
  7. Формирование лимитной политики банка, установление внутрибанковских  операционных лимитов кредитования.
  8. Формирование правил принятия рисков.
  9. Правильный выбор кредитных операций.
  10. Оценка достаточности имеющегося резерва и его своевременная корректировка.
  11. Неправильная трактовка и ограниченность использования предлагаемых экономико-математических методов в практике.

Названные актуальные проблемы подтверждают важность разработки кредитной политики и соответствующей нормативной, инструктивной и методологической базы организации кредитного процесса в банках.

Аналитики и управленцы в своих  публикациях по банковским проблемам  видят причину банкротств банков в плохом качестве портфелей, неумелом управлении и планировании их.

Рассмотрим возможные способы  оптимизации системы управления кредитным портфелем, которая реализуется  через функции планирования, организации  и контроля.

На стадии планирования и предварительного анализа банку надо четко определить размер планируемого риска, который допустим и не вызовет нестабильности и угрозы для дальнейшей деятельности банка.

Кредитный риск – основной в системе банковских рисков. Он понимается как вероятность того, что стоимость активов банка, прежде всего кредитов, уменьшится в связи с неспособностью кредитополучателей вернуть долг или часть долга, включая причитающиеся по договору проценты. Для различных банков и отдельных стран и регионов ключевые области риска будут различаться.

На основе анализа системы рисков, которым подвержен банк, следует сформировать стандарты формирования оптимального кредитного портфеля. Они, как правило, представляют собой:

- лимиты кредитования (их установление  – один из способ диверсификации  кредитных операций, что позволяет  избежать потерь от концентрации любого вида риска);

- приоритеты при формировании  кредитного портфеля (заключается  в определении тех отраслей, которые  имеют наиболее низкий уровень риска по сравнению со средним, а также отраслей, где банк может получить более высокую доходность по кредитованию);

- правила принятия рисков (определяют  правила, позволяющие минимизировать  риск, и в рамках этого ограничения,  максимизировать доход).

Для банка, уже выдавшего кредит кредитополучателю, предупредительными сигналами являются:

- постоянное повышение лимитов кредитования;

- нарушение графика погашения:  задержка с уплатой процентов  или основной суммы долга;

- неблагоприятные тенденции изменения  финансовых коэффициентов (нехватка  ликвидных активов, уменьшение  собственного оборотного капитала);

- скачкообразный рост внереализационных  доходов;

-  рост теневого оборота;

- неуплата налогов;

- несвоевременное предоставление  оперативной и достоверной информации  и задержка в предоставлении  отчетности, заверенной аудиторами.

Корректирующие действия банка могут включать проведение переговоров по реструктуризации кредита – изменению условий погашения долга; снижение уровня задолженности за счет лучшего управления оборотным капиталом; привлечение консультантов (по техническим, маркетинговым и финансовым вопросам); продажу активов; консультации по возможностям получения поддержки со стороны государства; получение дополнительного обеспечения; пролонгация с условием тщательного контроля над деятельностью кредитополучателя.

Информация о работе Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк»)