Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:35, дипломная работа
Цель данной дипломной работы анализ современной ситуации в сфере кредитных операций в банке и их совершенствование на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выполнение финансового анализа деятельности коммерческого банка;
- выявление недостатков в сфере кредитных операций в банке;
- разработка рекомендации по улучшению эффективности кредитных операций коммерческого банка;
- расчёт экономической эффективности от рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности кредитных операций коммерческого банка 7
1.1. Сущность и организация кредитования физических и юридическихлиц в коммерческом банке 7
1.2. Методы и подходы к определению кредитоспособности предприятия как основного этапа процесса кредитования 15
1.3. Проблемы кредитования предприятий в коммерческом банке на современном этапе 27
Глава 2. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк») 39
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика банка 39
2.2. Анализ финансового состояния банка 42
2.3. Анализ состояния кредитных операций в ОАО «Росгосстрах Банк» 53
Глава 3. Предложения по совершенствованию кредитных операций в Уфимском филиале ОАО «Росгосстрах Банк» 69
3.1. Мероприятия по совершенствованию организации кредитования физических и юридических лиц в банке 69
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
2. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком.
По данным американских аналитиков, 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.
Заявка поступает к кредитному
работнику, который после ее рассмотрения
проводит предварительную беседу с
будущим заемщиком – непосредст
В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы предприятия; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 - 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.
Сведения о клиенте и его компании: является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией; как давно учреждена компания; какова ее структура; кто владельцы, сколько акций они имеют; каков опыт и квалификация менеджеров; прибыльно ли предприятие; кто основные поставщики и покупатели; на каких условиях продается продукт.
Вопросы по поводу просьбы о кредите: какую сумму денег компания намерена получить у банка; как рассчитана эта сумма; достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей; учитываются ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа; учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
Вопросы, связанные с погашением кредита: как клиент предполагает погашать кредит; сколько денежной наличности получает в ходе операционного цикла; имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита; есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
Вопросы по поводу обеспечения займа: какое обеспечение будет передано в залог; кто владелец обеспечения; где складировано обеспечение; находится ли оно под контролем клиента и требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение; как была произведена оценка имущества, которое предполагается использовать в качестве обеспечения; подвержено ли обеспечение порче; каковы издержки по хранению обеспечения.
Вопросы о связях клиента с другими банками: какие банки используются в настоящее время клиентом; обращался ли он в другие банки за ссудой; почему клиент пришел в этот банк; имеются ли непогашенные займы и каков их характер.
3. Оценка кредитоспособности
4. Принятие решения о
Сумма кредита обычно индивидуальна, поскольку определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика. Но неправильное определение суммы кредита может вызвать серьезные проблемы.
Процентная ставка по кредиту определяется обеими сторонами самостоятельно и зависит от стоимости кредитных ресурсов, характера ссуды и степени риска, связанного с ней. Обычно ставки ранжируются в зависимости от рассчитанного класса кредитоспособности заемщика. В тех случаях, когда кредитоспособность клиента не может быть оценена с достаточной точностью, ставки банковского кредитования тесно увязываются с наличием и надежностью обеспечения по ссуде.
Порядок погашения кредита определяется банком по согласованию с клиентом в зависимости от величины и регулярности получения прибыли, обычно поквартально. Для этого разрабатывается график погашения ссуды. Правильное определение сроков выплаты долга также оказывает серьезное влияние на успех кредитной сделки. Если банк определит слишком напряженные сроки погашения ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования, и прибыль не будет расти согласно первоначальным наметкам.
Банк должен определить конечный срок погашения кредита с занесением точной даты возврата средств в договор и предусмотреть условия продления сроков возврата средств (пролонгацию) в случае их несвоевременного поступления. При выборе обеспечения банк должен руководствоваться основными положениями.
5. Заключение кредитного
Все документы по кредитному делу заемщика подшиваются в папку, на обложке которой указываются наименование заемщика, номер кредитного договора, дата его заключения, шифр, номер ссудного счета в банке.
Кредитный договор может считаться заключенным лишь с момента предоставления определенной суммы. В этот момент возникает обязательство клиента вернуть предоставленный кредит.
По кредитному договору клиент обязан вернуть в срок полученный кредит, уплатить банку проценты за пользование кредитом, не уклоняться от банковского контроля, а также не ухудшать свое хозяйственно-финансовое состояние, соблюдать целевое назначение полученного кредита, предоставить и гарантировать наличие обеспечения по кредитному договору в течение всего срока кредитования, т.е. по день фактического возврата кредита. За нарушение срока возврата полученного кредита клиент обязан уплатить банку повышенные проценты, что также должно быть отмечено в договоре. После завершения всех процедур по оформлению и подписанию кредитного договора в бухгалтерии для осуществления всех расчетов по выдаче и погашению кредита, начислению и взиманию процентов кредитный отдел банка передает срочное обязательство на дату возврата кредита, подписанное руководителем, главным бухгалтером и заверенное печатью заемщика, а также распоряжение об открытии ссудного счета со ссылкой на номер и дату кредитного договора с указанием вида кредита, его шифра. На основании этих документов предприятиям открываются специальные и простые ссудные счета.
При начислении процентов размер процентной ставки делится на количество дней в году (360 дней), полученное число умножается на остаток задолженности и количество дней в периоде, за который уплачиваются проценты [10, с. 19].
В конечном итоге, условия выдачи ссуды, а также ее учет и погашение зависят от применяемых методов кредитования, в основе которых лежит взаимовыгодность кредитной сделки для клиента и для банка, оговариваются при заключении кредитного договора.
6. Контроль над выполнением
Появление проблемной ссуды, как правило, не является неожиданным фактом: опытный финансист может обнаружить признаки опасности задолго до того, как неспособность клиента погасить ссуду станет явной. Тщательный анализ финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми отчетами выявляет такие тревожные сигналы, как резкое увеличение дебиторской задолженности, снижение коэффициентов ликвидности, падение объема продаж, убытки от операционной деятельности и т.д.
Если банк обнаружил неблагополучную ссуду, чреватую неплатежом, он должен действовать незамедлительно. Наилучший выход - обсуждение дел с заемщиком и разработка программы преодоления кризисной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Судебное преследование заемщика может иметь отрицательное действие, если последний докажет, что действия банка нанесли ему ущерб и довели до банкротства.
7. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
За 2 - 4 недели до наступления срока погашения ссуды кредитный работник связывается с заемщиком и уточняет перспективы погашения кредита. Если клиент просит о пролонгации, то он обязан в пятидневный срок направить в банк официальное письмо с подробным изложением причин непогашения ссуды в срок. При положительном решении вопроса о пролонгации ссуды составляется дополнительное соглашение к кредитному договору, в котором указываются новые сроки возврата ссуды и процентная ставка (в случае изменения) [3, c.51].
При возникновении просроченной задолженности действует следующий порядок:
После полного погашения ссуды и соответствующих процентов кредитное дело закрывается.
1.2. Методы и подходы к
В условиях перехода к рыночным отношениям важным критерием предоставления кредитов становится кредитоспособность заемщика. Кредитоспособность предприятия — более узкое понятие, чем его платежеспособность, возможность и готовность предприятия погасить все виды задолженности. Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует платежи за истекший период, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Если свою обычную задолженность предприятие должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), то ссудная задолженность имеет ещё три источника погашения:
- выручка от реализации имущества, принятого банком в залог по ссудам;
- гарантии другого банка или предприятия;
- страховые возмещения.
Поэтому принято считать, что коммерческие банки, грамотно дающие ссуды, могут рассчитывать на полное или хотя бы частичное их возмещение даже в том случае, когда заемщик окажется неплатежеспособен [11, с. 17].
Положение «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997 г. даёт следующие рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности [11, c. 13]:
«Кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Эти суждения не всегда точны и корректны, а кредитоспособность заемщика может по целому ряду причин с течением времени ухудшиться. Основной риск, с которым банк сталкивается в своей деятельности, - это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора».
В рамках количественной оценки рисков каждому параметру, характеризующему заемщика и кредит, присваивается количественная оценка с целью определения возможного предела потерь. Основным нормативным документом, регламентирующим порядок проведения анализа, является Положение Банка России от 26.03.2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Оценка кредитного риска по каждому выданному кредиту должна в соответствии с Положением проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность.
В соответствии с Положением Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» и в связи действием факторов кредитного риска кредиты классифицируются на основании профессионального суждения следующим образом:
I (высшая) категория качества (стандартные
кредиты) — отсутствие кредитно
II категория качества (нестандартные кредиты) — умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств обусловливает их обесценение в размере от 1 до 20%), размер отчислений — от 1 до 20% от основной суммы долга.
III категория качества (сомнительные кредиты) — значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств обусловливает их обесценение от 21 до 50%), размер отчислений — от 21 до 50% от основной суммы долга.
IV категория качества (проблемные кредиты) — высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств обусловливает их обесценение в размере от 51 до 100%), размер отчислений — от 51 до 100% от основной суммы долга.
V (низшая) категория качества (безнадежные кредиты) — отсутствует вероятность возврата кредита в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по кредиту, что обусловливает полное (в размере 100%) обесценение кредита [1].
Качественная оценка рисков проводится на основе описания уровня риска с помощью словесных характеристик. Кредитный рейтинг заемщика при этом определяется в такой последовательности:
- составляется шкала оценки риска заемщика с использованием качественных характеристик (недопустимый риск, минимальный риск и т.д.) или групп с присвоением им номеров, причем каждой характеристике присваивается количественная оценка;
- выявляются существенные показатели деятельности заемщика, влияющие на уровень риска, им присваиваются определенные весовые значения, устанавливаются их качественные границы;
- рассчитывается интегральный показатель риска на основе сопоставления оценок показателей с их весовыми коэффициентами.
Основными задачами определения кредитоспособности
организаций-заемщиков являются изучение
финансового положения
Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.