Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы анализ современной ситуации в сфере кредитных операций в банке и их совершенствование на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выполнение финансового анализа деятельности коммерческого банка;
- выявление недостатков в сфере кредитных операций в банке;
- разработка рекомендации по улучшению эффективности кредитных операций коммерческого банка;
- расчёт экономической эффективности от рекомендаций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности кредитных операций коммерческого банка 7
1.1. Сущность и организация кредитования физических и юридическихлиц в коммерческом банке 7
1.2. Методы и подходы к определению кредитоспособности предприятия как основного этапа процесса кредитования 15
1.3. Проблемы кредитования предприятий в коммерческом банке на современном этапе 27
Глава 2. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк») 39
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика банка 39
2.2. Анализ финансового состояния банка 42
2.3. Анализ состояния кредитных операций в ОАО «Росгосстрах Банк» 53
Глава 3. Предложения по совершенствованию кредитных операций в Уфимском филиале ОАО «Росгосстрах Банк» 69
3.1. Мероприятия по совершенствованию организации кредитования физических и юридических лиц в банке 69
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100

Файлы: 1 файл

Д оц эфф кредит опер росгосстрах.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать)

Проблема с  ресурсами напрямую связана с  тем, что многие перестали возвращать ипотечные кредиты. По данным комитета по ипотечному кредитованию Ассоциации российских банков (АРБ) за период с 2009 г. по 2011 г. объем задолженности по кредитам увеличился с 3,6 тыс. руб. до 264 тыс. руб. Так, по данным ЦБ РФ на 1 апреля 2012 г. объем задолженности по ипотечным кредитам у банков вырос до 486,2 тыс. руб., увеличившись в два раза по сравнению с 1 января 2011 г.

Кредиты, предоставленные физическим лицам, с начала 2012 г. снизились на 1,1 % (в феврале – на 1,6 %) до 3971,3 тыс. руб., их доля в активах банковского сектора уменьшилась с 14,3 % на 01.01.11 г. до 13,6 % на           01.03.11 г., а в общем объеме кредитных вложений банков – с 20,2 % до 19 % соответственно. Объем просроченной задолженности по данным кредитам, согласно отчетности кредитных организаций, с начала года увеличился на              17,4 % (в феврале – на 6,6 %), а его удельный вес в объеме кредитов физическим лицам – с 3,7 % на 1.01.12 г. до 4,4 % на 1.03.12 г.

Общий объем  предоставленных кредитным организациям кредитов без обеспечения в I квартале 2012 г. составил 1,5 трлн. руб., в то время как за предыдущий квартал банковским сектором посредством данного инструмента рефинансирования было привлечено 3,0 трлн. руб. Задолженность банковского сектора по беззалоговым кредитам за январь-март уменьшилась на 4,8 % и составила на 1 апреля 2012 г. 1,7 трлн. руб. При этом своего исторического максимума данный показатель достиг 12 февраля, составив более 1,9 трлн. руб. В марте суммарный объем предоставленных кредитным организациям беззалоговых кредитов составил 363,5 млрд. руб.

В условиях кризиса  ликвидности существуют тенденции  роста просроченной задолженности по кредитам. На сегодня существует масса нерешенных проблем по взысканию заложенного имущества. Они возникают как на этапе судебного обращения взыскания, так и на этапе исполнительного производства; это также общие проблемы законодательства.

К проблемам  судебного обращения взыскания относятся:

  • формулировка предмета иска о взыскании долга и обращении взыскания на предмет ипотеки;
  • определение подсудности: по месту нахождения предмета ипотеки или по месту жительства ответчика; оплата государственной пошлины;
  • направление уведомлений: по адресу предмета ипотеки или по адресу, указанному в кредитном договоре; проблема начисления процентов и пеней.

К проблемам исполнительного производства относятся:

  • существенный исполнительский сбор – 7 %;
  • существенное затягивание сроков;
  • отсутствие опыта реализации заложенного жилья на торгах;
  • определение даты взыскания процентов;
  • проблема продажи имущества и признания торгов несостоявшимися в случае завышения цены предмета ипотеки и др.

К общим проблемам законодательства и правоприменения относится также вопрос о том, возникает ли ипотека в силу закона на долю несовершеннолетних лиц в праве собственности на предмет ипотеки, и проблему обращения взыскания на предмет ипотеки третьими лицами, если залогодержатель через суд не подтвердит свои права залогодержателя.

Другой важной проблемой банковского  кредитования является невозврат кредитов в промышленном секторе. По данным Министерства финансов доля нeвозврата кредитов пo Международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) составляет 7,5-8 %. Рост просроченной задолженности пo банковским кредитам в последние 3 месяца составляет около 14 % ежемесячно.10

В заключение отметим, что совокупная прибыль кредитных                          организаций за январь-февраль 2012 г. составила 66,1 тыс. руб., что на 22,2 % ниже результата аналогичного периода 2011 г. Прибыль в сумме 100,1 тыс. руб. получила 901 кредитная организация (81,9 % от числа действующих на 01.03.09 г.). Убытки в сумме 34 тыс. руб. понесли 197 кредитных организаций (17,9% от числа действующих). Для сравнения: в январе–феврале годом ранее прибыль в сумме 91,8 млрд. руб. получили 938 кредитных организаций (82,7% от числа действовавших на 01.03.08 г.), а убытки в сумме 6,8 тыс. руб. понесли 195 кредитных организаций (17,2 % от числа действовавших).

Таким образом, основными проблемами кредитования предприятий на современном этапе являются:

- отсутствие эффективных механизмов кредитного процесса, как для самих банков, так и для экономики в целом,

- снижение объема срочных депозитов нефинансовых организаций и населения в рублях в январе-феврале 2012 г. на 6,5 %, сокращение объема депозитов до востребования на 15,3 %,

- несовершенство методической базы оценки кредитоспособности заемщика, которая влияет, в конечном итоге, на результаты деятельности коммерческого банка,

- в связи с финансовым кризисом участились случаи отзыва лицензий у банков, проверки, осуществляемые Федеральной антимонопольной службой, случаи скандалов в банковской среде, связанных с нарушением коммерческой тайны и распространением слухов о неплатежеспособности, что заставляет предприятия более обдуманно подходить к выбору банка,

- задолженность банков по кредитам, депозитам и прочим привлеченным средствам, полученным от Банка России, выросла с начала 2012 г. на 2,3 % (в феврале снизилась на 5,6 %) до 3447,5 тыс. руб., а ее доля в пассивах банковского сектора снизилась с 12 % на 1.01.12 г. до 11,8 % на 1.03.12 г. Средства на расчетных и прочих счетах организаций уменьшились на 3,4 % (в феврале – на 4,4 %) до 3401,1 тыс. руб., их доля в пассивах банковского сектора сократилась с 12,6 % на 1.01.12 г. до 11,6 % на 1.03.12 г.,

- объем просроченной задолженности по кредитам, согласно отчетности кредитных организаций, с начала 2012 г. увеличился на 17,4 % (в феврале – на 6,6 %), а его удельный вес в объеме кредитов физическим лицам – с 3,7 % на 1.01.12 г. до 4,4 % на 1.03.12 г.,

- проблемы судебного обращения взыскания, проблемы исполнительного производства, отсутствие практического опыта выселения граждан из жилья, являющегося предметом ипотеки, при отсутствии другого жилья, пригодного для проживания,

- невозврат кредитов в промышленном секторе. По данным Министерства финансов доля нeвозврата кредитов пo МСФО составляет 7,5-8 %,

- совокупная прибыль кредитных организаций за январь-февраль 2012 г. составила 66,1 млрд. руб., что на 22,2 % ниже результата аналогичного периода 2011 г. Прибыль в сумме 100,1 тыс. руб. получила 901 кредитная организация (81,9 % от числа действующих на 01.03.12 г.). Убытки в сумме 34 тыс. руб. понесли 197 кредитных организаций (17,9 % от числа действующих). В январе–феврале 2011 г. прибыль 91,8 тыс. руб. получили 938 кредитных организаций (82,7 % от числа действовавших на 01.03.11 г.), а убытки 6,8 тыс. руб. понесли 195 кредитных организаций (17,2 % от числа действовавших).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка эффективности кредитных  операций коммерческого банка (на примере  Росгосстрах Банка)

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика объекта

 

Открытое акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах») (далее Росгосстрах Банк) - универсальный коммерческий Банк, специализируется на предоставлении банковских услуг для предприятий малого и среднего бизнеса и частных клиентов. Филиальная сеть охватывает 136 населенных пунктов России. В банке предлагаются удобные условия сотрудничества и качественный сервис - основа для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. 

Росгосстрах Банк (ранее – Русь-Банк) основан в 1994 году.

В 2011 году Росгосстрах Банк успешно провел ребрендинг (ранее ОАО «Русь-Банк»), продекларировав в своем названии принадлежность к крупнейшей в стране страховой группе «Росгосстрах»

Отделения Росгосстрах Банка представлены в 57 субъектах Федерации. Приоритетными направлениями работы банка являются предоставление банковских услуг населению и кредитование малого и среднего бизнеса. Клиентами являются более 1 млн. человек и свыше 40 тыс. предприятий и организаций.

В настоящее время является универсальным  коммерческим банком, входящим в топ 50 ведущих банков России. Основными видами деятельности организации являются кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также представление банковских услуг для частных клиентов. Банк является участником Системы страхования вкладов.

Клиентская база Росгосстрах Банка составляет более 42 000 корпоративных клиентов и свыше 1 млн. физических лиц. В настоящее время услуги и финансовые продукты банка предлагаются клиентам во всех федеральных округах России: более 230 отделений Банка представлены в 57 из 83 регионов РФ, в 140 населенных пунктах. 

Конкурентные позиции банка ежегодно подтверждаются присвоенными рейтингами крупнейших российских и международных рейтинговых агентств, а также периодическими рэнкингами, публикуемыми в СМИ.

Работая на банковском рынке более 17 лет, банк является членом следующих Ассоциаций:

  1. Ассоциация Российских Банков
  2. Ассоциация Региональных Банков России
  3. Национальная Ассоциации участников фондового рынка» (НАУФОР)
  4. Национальная Ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НАПФ)
  5. Московский Банковский Союз
  6. Московская межбанковская валютная Биржа
  7. Российская Национальная Ассоциация Членов СВИФТ

Высокая степень финансовой устойчивости банка, удобные для клиента условия сотрудничества, оперативное обслуживание и качественный сервис делают его привлекательным кредитным учреждением и компетентным партнером для проведения финансовых операций.

Moody's Investors Service

13 июля 2012 г. международное рейтинговое  агентство Moody's Investors Service подтвердили Росгосстрах Банк по глобальной шкале рейтинг финансовой устойчивости банка - на уровне Е+, по депозитам в национальной и иностранной валюте долгосрочный рейтинг В2 и краткосрочный Not Prime. Рейтинги по глобальной шкале имеют прогноз «стабильный». По национальной шкале подтвержден долгосрочный рейтинг Банка на уровне Baa1.ru.

В 2011 году прибыль Росгосстрах Банк была поддержана относительно высоким уровнем чистой процентной маржи (5,6%) и хорошим уровнем чистых комиссионных доходов, доля которых составила 18% в структуре доходов. В будущем прибыль банка от высокодоходного розничного кредитования, скорее всего, сохранит свои показатели рентабельности.

Организационная структура Росгосстрах Банка построена по иерархическому типу.

Такая структура оптимальным образом обеспечивает достижение стратегических целей банка и эффективное оперативное управление с возможностью гибкого реагирования на изменения условий внешней среды - как макроэкономической, так и конкурентной. Организационная структура банка соответствует положениям Гражданского Кодекса РФ и Устава.

Органами управления банка являются:

- Высший орган банка - Общее собрание участников банка;

- Наблюдательный совет  банка - управляет и контролирует деятельность банка в период между Собраниями, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания участников;

- Правление банка - коллегиальный  исполнительный орган;

 

Рисунок 1. Организационная структура Росгосстрах Банка

- Председатель Правления банка  и Правление банка осуществляют руководство текущей деятельностью банка. Председатель Правления банка и члены Правления банка подотчетны Общему собранию участников банка и Наблюдательному Совету  банка.

В Республике Башкортостан действует уфимский филиал Росгосстрах Банка и 10 дополнительных офисов.

 

 

2.2. Анализ финансового состояния банка

 

Активы Росгосстрах Банка за период 2009-2011гг. уменьшались: с 2009 г. по 2010 г. на 6220671 тыс. руб., или на 6,34%, с 2010 г. по 2011 г. на 186695 тыс.руб. или на 0,20% и достигли в 2011 году 91752914 тыс. руб.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности  банка, тыс.руб.

Балансовые показатели

2009

2010

2011

Изменение 2010/2009 (+, -)

Темп роста 2010/2009, %

Изменение 2011/2010 (+, -)

Темп роста 2011/2010, %

Активы

98160280

91939609

91752914

-6220671

93,66

-186695

99,80

Капитал

9250306

11023302

12493180

1772996

119,17

1469878

113,33

Кредиты клиентам

60849784

47539112

47787678

-13310672

78,13

248566

100,52

Средства клиентов

69407766

69440624

73230045

32858

100,05

3789421

105,46

Чистые процентные доходы

4417677

3617292

3572708

-800385

81,88

-44584

98,77

Чистые комиссионные доходы

781027

1773175

1191729

992148

227,03

-581446

67,21

Прибыль до налогообложения

213674

1191728

1166861

978054

557,73

-24867

97,91

Чистая прибыль

42253

554394

613651

512141

1312,08

59257

110,69

Информация о работе Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк»)