Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:35, дипломная работа
Цель данной дипломной работы анализ современной ситуации в сфере кредитных операций в банке и их совершенствование на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выполнение финансового анализа деятельности коммерческого банка;
- выявление недостатков в сфере кредитных операций в банке;
- разработка рекомендации по улучшению эффективности кредитных операций коммерческого банка;
- расчёт экономической эффективности от рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности кредитных операций коммерческого банка 7
1.1. Сущность и организация кредитования физических и юридическихлиц в коммерческом банке 7
1.2. Методы и подходы к определению кредитоспособности предприятия как основного этапа процесса кредитования 15
1.3. Проблемы кредитования предприятий в коммерческом банке на современном этапе 27
Глава 2. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка (на примере Уфимского филиала ОАО «Росгосстрах Банк») 39
2.1. Краткая технико-экономическая характеристика банка 39
2.2. Анализ финансового состояния банка 42
2.3. Анализ состояния кредитных операций в ОАО «Росгосстрах Банк» 53
Глава 3. Предложения по совершенствованию кредитных операций в Уфимском филиале ОАО «Росгосстрах Банк» 69
3.1. Мероприятия по совершенствованию организации кредитования физических и юридических лиц в банке 69
3.2. Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
Проблема с ресурсами напрямую связана с тем, что многие перестали возвращать ипотечные кредиты. По данным комитета по ипотечному кредитованию Ассоциации российских банков (АРБ) за период с 2009 г. по 2011 г. объем задолженности по кредитам увеличился с 3,6 тыс. руб. до 264 тыс. руб. Так, по данным ЦБ РФ на 1 апреля 2012 г. объем задолженности по ипотечным кредитам у банков вырос до 486,2 тыс. руб., увеличившись в два раза по сравнению с 1 января 2011 г.
Кредиты, предоставленные физическим лицам, с начала 2012 г. снизились на 1,1 % (в феврале – на 1,6 %) до 3971,3 тыс. руб., их доля в активах банковского сектора уменьшилась с 14,3 % на 01.01.11 г. до 13,6 % на 01.03.11 г., а в общем объеме кредитных вложений банков – с 20,2 % до 19 % соответственно. Объем просроченной задолженности по данным кредитам, согласно отчетности кредитных организаций, с начала года увеличился на 17,4 % (в феврале – на 6,6 %), а его удельный вес в объеме кредитов физическим лицам – с 3,7 % на 1.01.12 г. до 4,4 % на 1.03.12 г.
Общий объем
предоставленных кредитным
В условиях кризиса ликвидности существуют тенденции роста просроченной задолженности по кредитам. На сегодня существует масса нерешенных проблем по взысканию заложенного имущества. Они возникают как на этапе судебного обращения взыскания, так и на этапе исполнительного производства; это также общие проблемы законодательства.
К проблемам судебного обращения взыскания относятся:
К проблемам исполнительного
К общим проблемам
Другой важной проблемой банковского кредитования является невозврат кредитов в промышленном секторе. По данным Министерства финансов доля нeвозврата кредитов пo Международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО) составляет 7,5-8 %. Рост просроченной задолженности пo банковским кредитам в последние 3 месяца составляет около 14 % ежемесячно.10
В заключение отметим, что совокупная
прибыль кредитных
Таким образом, основными проблемами кредитования предприятий на современном этапе являются:
- отсутствие эффективных механизмов кредитного процесса, как для самих банков, так и для экономики в целом,
- снижение объема срочных депозитов нефинансовых организаций и населения в рублях в январе-феврале 2012 г. на 6,5 %, сокращение объема депозитов до востребования на 15,3 %,
- несовершенство методической базы оценки кредитоспособности заемщика, которая влияет, в конечном итоге, на результаты деятельности коммерческого банка,
- в связи с финансовым кризисом участились случаи отзыва лицензий у банков, проверки, осуществляемые Федеральной антимонопольной службой, случаи скандалов в банковской среде, связанных с нарушением коммерческой тайны и распространением слухов о неплатежеспособности, что заставляет предприятия более обдуманно подходить к выбору банка,
- задолженность банков по кредитам, депозитам и прочим привлеченным средствам, полученным от Банка России, выросла с начала 2012 г. на 2,3 % (в феврале снизилась на 5,6 %) до 3447,5 тыс. руб., а ее доля в пассивах банковского сектора снизилась с 12 % на 1.01.12 г. до 11,8 % на 1.03.12 г. Средства на расчетных и прочих счетах организаций уменьшились на 3,4 % (в феврале – на 4,4 %) до 3401,1 тыс. руб., их доля в пассивах банковского сектора сократилась с 12,6 % на 1.01.12 г. до 11,6 % на 1.03.12 г.,
- объем просроченной задолженности по кредитам, согласно отчетности кредитных организаций, с начала 2012 г. увеличился на 17,4 % (в феврале – на 6,6 %), а его удельный вес в объеме кредитов физическим лицам – с 3,7 % на 1.01.12 г. до 4,4 % на 1.03.12 г.,
- проблемы судебного обращения взыскания, проблемы исполнительного производства, отсутствие практического опыта выселения граждан из жилья, являющегося предметом ипотеки, при отсутствии другого жилья, пригодного для проживания,
- невозврат кредитов в промышленном секторе. По данным Министерства финансов доля нeвозврата кредитов пo МСФО составляет 7,5-8 %,
- совокупная прибыль кредитных организаций за январь-февраль 2012 г. составила 66,1 млрд. руб., что на 22,2 % ниже результата аналогичного периода 2011 г. Прибыль в сумме 100,1 тыс. руб. получила 901 кредитная организация (81,9 % от числа действующих на 01.03.12 г.). Убытки в сумме 34 тыс. руб. понесли 197 кредитных организаций (17,9 % от числа действующих). В январе–феврале 2011 г. прибыль 91,8 тыс. руб. получили 938 кредитных организаций (82,7 % от числа действовавших на 01.03.11 г.), а убытки 6,8 тыс. руб. понесли 195 кредитных организаций (17,2 % от числа действовавших).
Открытое акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (ОАО «Росгосстрах») (далее Росгосстрах Банк) - универсальный коммерческий Банк, специализируется на предоставлении банковских услуг для предприятий малого и среднего бизнеса и частных клиентов. Филиальная сеть охватывает 136 населенных пунктов России. В банке предлагаются удобные условия сотрудничества и качественный сервис - основа для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.
Росгосстрах Банк (ранее – Русь-Банк) основан в 1994 году.
В 2011 году Росгосстрах Банк успешно провел ребрендинг (ранее ОАО «Русь-Банк»), продекларировав в своем названии принадлежность к крупнейшей в стране страховой группе «Росгосстрах»
Отделения Росгосстрах Банка представлены в 57 субъектах Федерации. Приоритетными направлениями работы банка являются предоставление банковских услуг населению и кредитование малого и среднего бизнеса. Клиентами являются более 1 млн. человек и свыше 40 тыс. предприятий и организаций.
В настоящее время является универсальным коммерческим банком, входящим в топ 50 ведущих банков России. Основными видами деятельности организации являются кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также представление банковских услуг для частных клиентов. Банк является участником Системы страхования вкладов.
Клиентская база Росгосстрах Банка составляет более 42 000 корпоративных клиентов и свыше 1 млн. физических лиц. В настоящее время услуги и финансовые продукты банка предлагаются клиентам во всех федеральных округах России: более 230 отделений Банка представлены в 57 из 83 регионов РФ, в 140 населенных пунктах.
Конкурентные позиции банка ежегодно подтверждаются присвоенными рейтингами крупнейших российских и международных рейтинговых агентств, а также периодическими рэнкингами, публикуемыми в СМИ.
Работая на банковском рынке более 17 лет, банк является членом следующих Ассоциаций:
Высокая степень финансовой устойчивости банка, удобные для клиента условия сотрудничества, оперативное обслуживание и качественный сервис делают его привлекательным кредитным учреждением и компетентным партнером для проведения финансовых операций.
Moody's Investors Service
13 июля 2012 г. международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service подтвердили Росгосстрах Банк по глобальной шкале рейтинг финансовой устойчивости банка - на уровне Е+, по депозитам в национальной и иностранной валюте долгосрочный рейтинг В2 и краткосрочный Not Prime. Рейтинги по глобальной шкале имеют прогноз «стабильный». По национальной шкале подтвержден долгосрочный рейтинг Банка на уровне Baa1.ru.
В 2011 году прибыль Росгосстрах Банк была поддержана относительно высоким уровнем чистой процентной маржи (5,6%) и хорошим уровнем чистых комиссионных доходов, доля которых составила 18% в структуре доходов. В будущем прибыль банка от высокодоходного розничного кредитования, скорее всего, сохранит свои показатели рентабельности.
Организационная структура Росгосстрах Банка построена по иерархическому типу.
Такая структура оптимальным образом обеспечивает достижение стратегических целей банка и эффективное оперативное управление с возможностью гибкого реагирования на изменения условий внешней среды - как макроэкономической, так и конкурентной. Организационная структура банка соответствует положениям Гражданского Кодекса РФ и Устава.
Органами управления банка являются:
- Высший орган банка - Общее собрание участников банка;
- Наблюдательный совет банка - управляет и контролирует деятельность банка в период между Собраниями, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания участников;
- Правление банка - коллегиальный исполнительный орган;
Рисунок 1. Организационная структура Росгосстрах Банка
- Председатель Правления банка и Правление банка осуществляют руководство текущей деятельностью банка. Председатель Правления банка и члены Правления банка подотчетны Общему собранию участников банка и Наблюдательному Совету банка.
В Республике Башкортостан действует уфимский филиал Росгосстрах Банка и 10 дополнительных офисов.
2.2. Анализ финансового состояния банка
Активы Росгосстрах Банка за период 2009-2011гг. уменьшались: с 2009 г. по 2010 г. на 6220671 тыс. руб., или на 6,34%, с 2010 г. по 2011 г. на 186695 тыс.руб. или на 0,20% и достигли в 2011 году 91752914 тыс. руб.
Таблица 1
Основные экономические
Балансовые показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение 2010/2009 (+, -) |
Темп роста 2010/2009, % |
Изменение 2011/2010 (+, -) |
Темп роста 2011/2010, % |
Активы |
98160280 |
91939609 |
91752914 |
-6220671 |
93,66 |
-186695 |
99,80 |
Капитал |
9250306 |
11023302 |
12493180 |
1772996 |
119,17 |
1469878 |
113,33 |
Кредиты клиентам |
60849784 |
47539112 |
47787678 |
-13310672 |
78,13 |
248566 |
100,52 |
Средства клиентов |
69407766 |
69440624 |
73230045 |
32858 |
100,05 |
3789421 |
105,46 |
Чистые процентные доходы |
4417677 |
3617292 |
3572708 |
-800385 |
81,88 |
-44584 |
98,77 |
Чистые комиссионные доходы |
781027 |
1773175 |
1191729 |
992148 |
227,03 |
-581446 |
67,21 |
Прибыль до налогообложения |
213674 |
1191728 |
1166861 |
978054 |
557,73 |
-24867 |
97,91 |
Чистая прибыль |
42253 |
554394 |
613651 |
512141 |
1312,08 |
59257 |
110,69 |