Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:47, курс лекций
Экономическая и финансовая глобализация
Понятие и структура мировой финансовой системы
Мировая валютная система: устройство и эволюция
Мировые финансовые организации в МФС
Реформирование мировой финансовой системы
Валютная система РФ
Взаимодействие России с мировыми финансовыми институтами
Участие России в реформировании МФС
Сущность и эволюция мирового финансового рынка
Структура мирового финансового рынка
Современные тенденции развития мирового финансового рынка
Понятие и классификация валютных рынков
Понятие и классификация валюты.
Понятие и прогнозирование валютного курса
Инфраструктурное, информационное и программное обеспечение валютного рынка
Основные операции на валютном рынке
Тенденции развития мирового валютного рынка
Понятие и структура
Условия международного кредитования
Современные тенденции развития
Понятие и структура мирового фондового рынка
Основные операции на международном фондовом рынке
Особенности функционирования рынка акций и облигаций
Особенности функционирования рынка производных ценных бумаг
Основные тенденции развития мирового фондового рынка
Нефинансовые корпорации на международном финансовом рынке
Банки на международном финансовом рынке
Органы государственного управления на международном финансовом рынке Частные лица на мировом финансовом рынке
Валютная политика государств
Валютное регулирование государств
Регулирование мирового финансового рынка Международным валютным фондом
Основные направления интеграции российского фондового рынка в международный фондовый рынок
Российский валютный рынок
Россия на мировом кредитном рынке
Основные направления интеграции российского фондового рынка в мировой фондовый рынок
Международные
корреспондентские счета
а) "ЛОРО",
б) "НОСТРО".
ЛОРО - это счет, на который принимаются депозиты до востребования (текущий счет), поддерживаемый иностранным банком-корреспондентом в отечественном банке. Переводится как "их счет". Например, с российской точки зрения это счет английского банка во Внешторгбанке РФ в Москве.
С открытием
счета "ЛОРО" фиксируется начало
корреспондентских отношений
Счет, поддерживаемый отечественным банком в иностранном банке за рубежом называют "НОСТРО" ("наш счет").
Счета "НОСТРО" и "ЛОРО" могут быть деноминированы в трех типах валют:
а) в валюте иностранного государства, в банке которого открыт этот счет,
б) в валюте третьей страны,
в) в отечественной валюте.
Чаще всего используется первый вариант.
Как правило, ностро-счеты открываются в тех странах, в валютах которых клиенты банка осуществляют платежи и получают поступления.
Принципы управления денежными средствами на норо-счетах:
1) минимизация неработающих остатков,
б) размещение временно
свободных денежных средств в
форме краткосрочных
Банковское кредитование
Для принятия решения о предоставлении кредита банки осуществляют анализ кредитоспособности заемщика.
С этой целью в практике американских банков применяется "правило пяти си", где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву "с":
1. Характер заемщика
(character), т. е. его репутация,
степень ответственности,
2. Финансовые
возможности (capacity), т. е. выяснение
платежеспособности заемщика
3. Капитал, имущество (capital), т. е. наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости на погашение кредита; определение структуры капитала, соотношения с другими статьями активов и пассивов.
4. Обеспечение
(collateral), т. е. его достаточность,
качество и степень
5. Общие экономические условия (conditions), т. е. выяснение текущего состояния экономики соответствующего региона или страны, а также экономики отрасли, к которой принадлежит заемщик.
После того как установлена кредитоспособность заемщика и банк решает выдать ему кредит, банку предстоит определить процентную ставку на этот кредит.
С этой целью на американском рынке используется базовая ставка "прайм-рейт", т. е. ставка по кредитам для первоклассных заемщиков:
i = стоимость денег для самого банка + операционные расходы + маржа (целевая прибыль)
Цена кредита = i + премия за риск.
На еврорынках используется ставка "ЛИБОР".
Цена кредита в этом случае определяется по формуле:
Цена кредита = i + операционные расходы + прибыль + риск,
где i - стоимость денег для банка.
Кроме ставок "прайм-рейт" и "либор" банк может использовать и другие базовые ставки, в т. ч. процентную ставку по краткосрочным правительственным ценным бумагам.
Кредит может быть выдан на условиях обеспечения или необеспечения.
В качестве обеспечения кредита используют:
Если обеспечение кредита отсутствует, то кредит может выдаваться под гарантию третьего лица. Это третье лицо гарантирует возврат долга банку в случае неплатежа заемщика. При этом гарантия оформляется:
а) гарантийным письмом,
б) индоссаментом,
в) авалем.
Международные некредитные банковские услуги
К некредитным международным банковским услугам относятся:
1. Информационные услуги:
а) информационно-банковский консалтинг относительно новых эмиссий ценных бумаг и схем организации слияний и поглощений всех типов,
б) поиск для корпораций наиболее доходных депозитных счетов или инструментов денежного менеджмента в различных валютах,
в) консалтинг относительного валютного менеджмента,
г) "руководства" по оценке странового риска и макроэкономическому прогнозированию.
2. Электронные услуги:
а) "передвижение" фондов клиента,
б) предоставление доступа клиентов одновременно к банкам нескольких стран,
в) клиринг международных чеков,
г) организация валютных свопов,
д) услуги по управлению текущими валютными активами корпораций.
3. Органы государственного управления
на международном финансовом рынке
Помимо частных кредитов на международном кредитном рынке широко представлены государственные кредиты (средне- и долгосрочные). Они выдаются из средств государственных бюджетов соответствующих стран или группы стран (рис.).
Рис. Государственные
кредиты на международном кредитном
рынке
Двустороннее государственное кредитование — это предоставление в основном целевых кредитов одним государством (кредитором) другому государству (заемщику). Основными государствам и кредиторами на международном кредитном рынке выступают промышленно развитые страны. Они предоставляют средства из своих государственных бюджетов другим государствам-заемщикам (дебиторам). Основными государствами-кредиторами в настоящее время являются Япония, Германия, США, Франция, страны Северной Европы (Бельгия, Голландия). Государства-заемщики — это, как правило, государства с формирующимися рынками (страны бывшего СССР, Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной Азии, Африки и Ближнего Востока). Не следует, однако, относить промышленно развитые экономики к исключительно кредитующим. Большинство развитых государств выступают на международном кредитном рынке одновременно и как должники, и как кредиторы. Так, крупнейшими заемщиками являются США и Германия. Все государства, пользующиеся двусторонними государственными кредитами (заемщики и кредиторы), объединены в международный клуб — Парижский, который регулирует вопросы, связанные с соблюдением сроков погашения кредитов.
Межгосударственные или многосторонние государственные кредиты предоставляются государству-заемщику через международные финансовые организации: Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные банки и фонды, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР) и проч. Все перечисленные международные кредиторы — крупнейшие участники международного кредитного рынка, совершающие на нем и другие операции (гарантийные, консалтинговые и т.д.). Для предоставления многосторонних займов группа государств может создавать специальный синдикат в целях кредитования заемщика или группы государств-заемщиков. Такие межгосударственные синдикаты кредиторов представляют собой вторую форму многостороннего кредитования.
Двусторонние и многосторонние кредиты предоставляются заемщикам — государствам с формирующимися рынками на условиях, которые значительно дифференцированы. По двусторонним кредитам к базовым процентным ставкам международного кредитного рынка (как правило, LIBOR) прибавляется процентная надбавка, размер которой зависит от кредитного рейтинга государства-дебитора. Кредитные рейтинги публикуются рядом агентств (Moody's, Standard & Poor's и т.п.), а методики расчета таких рейтингов предоставляет Базельский банк международных расчетов (БМР). Многосторонние кредиты предоставляются на льготных условиях, т.е. исходя из более низких процентов по сравнению со средними по аналогичному двустороннему кредитованию на международном кредитном рынке.
Международные государственные кредиты (двусторонние и многосторонние) — источник образования внешней задолженности государств. Внешний долг в настоящее время имеют все государства: и с развитыми, и с формирующимися рынками. Крупнейшими должниками-государствами являются США, Германия, Франция, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Индия. Кризис внешней задолженности развивающихся стран 1982 г. во многом изменил структуру межгосударственного кредитования на международном кредитном рынке, перенеся центр тяжести с двустороннего на многостороннее кредитование, прежде всего через Международный валютный фонд и Всемирный банк.
Всего за период 1947—1998 гг. МВФ предоставил странам-членам кредиты на общую сумму 175,5 млрд СДР (приблизительно 247 млрд долл.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов — 263 млрд долл.
В 80-е гг. валютные трудности государств «третьего мира», порожденные кризисом внешней задолженности, побудили Фонд взять курс на значительное расширение своей кредитной деятельности. МВФ включился в урегулирование внешнего долга развивающихся стран, а также активизировал финансовую поддержку государствам, приступившим к макроэкономическим и структурным рыночным реформам. Ежегодный объем кредитов МВФ достиг максимума в 1983 г.— 17,2 млрд долл. (без льготных займов). Затем в связи с нехваткой ресурсов он стал снижаться, опустившись в 1988 г. до уровня 3,6 млрд долл.
С 90-х гг. возросли кредиты МВФ странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего СССР, предоставляемые в связи с большими трудностями, которые они испытывали в процессе глубоких социально-экономических преобразований, перехода к рыночной экономике. Из общей суммы кредитов МВФ за 1990—1998 гг., составившей 120,2 млрд долл., государства ЦВЕ получили 9,5 млрд долл., или 7,9%, Россия — 21,3 млрддолл. (17,7%). Из общей суммы одобренных Фондом в 1997/98 финансовом году резервных («стэнд-бай») и расширенных кредитов, составившей 40,9 млрд долл. (около 90%), были предназначены трем наиболее сильно пострадавшим от кризиса странам — Индонезии, Южной Корее и Таиланду. Эти кредиты являлись частью международной программы финансовой помощи названным странам в объеме 117,7 млрд долл. Реально к концу августа 1998 г. они получили от МВФ 26,8 млрд долл. В декабре 1998 г. МВФ выделил кредит Бразилии в размере 18 млрд долл. (в рамках коллективного пакета на сумму 41 млрд долл.) с правом использования в течение трех лет. Общая сумма непогашенной задолженности стран-членов по отношению к Фонду возросла с 30.3 в конце 1994 г. до 66,8 млрд СДР (94,0 млрд долл.) к концу 1998 г., т.е. за четыре года — в 2,2 раза. Структурно механизм кредитования МВФ стран-заемщиц выглядит следующим образом (рис.).
Рис. 10.8. Механизмы кредитования МВФ
Предоставление Фондом кредитов связано с выполнением определенных политико-экономических условий. Эта концепция («Вашингтонский консенсус») предполагает приватизацию предприятий, обеспечение рыночного ценообразования, либерализацию внешнеэкономической деятельности, а также достижение макроэкономической и финансовой стабилизации. Исходя из доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; увеличение налогов наличные доходы; сдерживание роста заработной платы; повышение учетных ставок; ограничение объема кредита, в том числе потребительского назначения: либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров, и т.п.
4. Частные лица
на мировом финансовом рынке