Лекции по "Мировой финансовой системы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:47, курс лекций

Краткое описание

Экономическая и финансовая глобализация
Понятие и структура мировой финансовой системы
Мировая валютная система: устройство и эволюция
Мировые финансовые организации в МФС
Реформирование мировой финансовой системы
Валютная система РФ
Взаимодействие России с мировыми финансовыми институтами
Участие России в реформировании МФС
Сущность и эволюция мирового финансового рынка
Структура мирового финансового рынка
Современные тенденции развития мирового финансового рынка
Понятие и классификация валютных рынков
Понятие и классификация валюты.
Понятие и прогнозирование валютного курса
Инфраструктурное, информационное и программное обеспечение валютного рынка
Основные операции на валютном рынке
Тенденции развития мирового валютного рынка
Понятие и структура
Условия международного кредитования
Современные тенденции развития
Понятие и структура мирового фондового рынка
Основные операции на международном фондовом рынке
Особенности функционирования рынка акций и облигаций
Особенности функционирования рынка производных ценных бумаг
Основные тенденции развития мирового фондового рынка
Нефинансовые корпорации на международном финансовом рынке
Банки на международном финансовом рынке
Органы государственного управления на международном финансовом рынке Частные лица на мировом финансовом рынке
Валютная политика государств
Валютное регулирование государств
Регулирование мирового финансового рынка Международным валютным фондом
Основные направления интеграции российского фондового рынка в международный фондовый рынок
Российский валютный рынок
Россия на мировом кредитном рынке
Основные направления интеграции российского фондового рынка в мировой фондовый рынок

Файлы: 1 файл

Лекции по МВКО для студентов- посл. версия.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

      В последние годы значимость рынка наличной иностранной валюты постепенно снижается. Это связано с двумя факторами. Во-первых, с введением в действие системы обязательного страхования вкладов физических лиц повысилось доверие населения к банковской системе. Во-вторых, укрепление курса рубля к ведущим мировым валютам резко снизило привлекательность вложений в наличную иностранную валюту. Наметилась неустойчивая тенденция к снижению объема вложений населения в наличную иностранную валюту. Тем не менее пока наличный сегмент российского валютного рынка сохраняет свою значимость.

 

      Характерной особенностью российского валютного рынка является слабое развитие срочного сегмента рынка. Если на международном валютном рынке и на валютных рынках развитых стран на долю срочных инструментов приходится свыше половины оборотов рынка, то на российском рынке доля этих инструментов не превышает 10%. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, уровень валютного риска, для страхования которого применяются срочные валютные сделки, в российской практике сравнительно невелик. Политика государственного регулирования валютного курса, направленная на сглаживание колебаний валютного курса, снижает валютный риск по краткосрочным активам и пассивам.

      Во-вторых, срочные контракты, особенно на длительный срок, характеризуются сравнительно высоким уровнем кредитного риска. Взаимное доверие участников российского валютного рынка существенно ослаблено финансовыми кризисами 90-х гг. XX в., что сдерживает распространение срочных валютных контрактов.

      Довольно  слабое развитие срочного сегмента российского  валютного рынка проявляется не только в небольших оборотах рынка, но и в структуре рынка по инструментам. Рынок валютных опционов в России не развит. На рынках валютных фьючерсных и форвардных контрактов преобладают инструменты с наименьшими сроками исполнения (до 3 месяцев), средне- и долгосрочные контракты (на срок свыше 1 года) на рынке практически отсутствуют.

      Недостаточное развитие инфраструктуры российского  валютного рынка предопределяет еще одну черту российского валютного рынка — его чрезмерную долларизацию (крайне низкую диверсификацию по валютам). Подавляющее большинство сделок на российском валютном рынке совершается с долларом США. Оборот таких операций почти в полтора раза превышает оборот операций с российским рублем. Это обусловлено тем, что в российской практике обмен рубля на евро, иену и другие валюты осуществляется в два этапа — через обмен рубля на доллары США и последующий обмен долларов на требуемую валюту. Даже операции по обмену российского рубля на валюты стран ближнего зарубежья (белорусский рубль, украинская гривна, казахстанский тенге) осуществляются преимущественно по этой схеме.

      Единственный  сегмент российского валютного  рынка, на котором не отмечается чрезмерной доллоризации , — рынок наличной валюты. К середине 2006 г. объемы операций населения с наличными евро почти сравнялись аналогичным показателем для операций с наличными долларами США.

      Перечисленные особенности российского валютного  рынка, хотя и замедляют интеграцию России в мировой валютный рынок, Объем таких операций устойчиво растет и к 2004 г. достиг 5,1 млрд долл. в день.

2. Россия на мировом  кредитном рынке

 

  Россия  занимает специфическое положение  на мировом кредитном рынке в системе внешнего кредитования.

  В период 2001 —2006 гг. Россия проводила достаточно эффективную политику в области обслуживания и погашения своей внешней задолженности. Реструктуризация государственной внешней задолженности России и меры по ее ускоренному погашению за счет притока валютных доходов от экспорта энергоносителей, цены на которые в 2004—2006 гг. оставались стабильно высокими, полностью изменили состояние и структуру национального кредитного рынка России. Во-первых, кредитный рынок стабилизировался, освободился от давления внешней задолженности и может развиваться достаточно успешно в рамках регулирования его со стороны государственных органов. Россия, как и в начале 80-х гг., вернулась в группу надежных заемщиков и солидных кредиторов. Агентство Standard & Poors' систематически повышает международный кредитный рейтинг России.

  Во-вторых, произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России. Резко снизились внутренний и внешний долги по отношению к ВВП (табл.). Расходы на обслуживание государственного долга в 2005 г. составили 4,9% доходов федерального бюджета. Это в три раза меньше, чем в 2000 г. В абсолютной величине внешний государственный долг России снизился в 1998—2005 гг. в два раза. Внутренний госдолг, уменьшившись в 2000—2002 гг. с 578,2 млрд руб. до 545 млрд руб. за счет погашения долговых обязательств, выпушенных в 1998 г. для реструктуризации внутреннего госдолга, вновь стал расти в 2002—2005 гг. с 545 млрд руб. до 778 млрд руб. в связи с эмиссией новых долговых обязательств, выпускаемых для финансирования дефицита госбюджета.

 

      Таблица. Объем государственного долга России по отношению к ВВП, % на конец года

 
        2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
      Государственный долг:        
      внутренний 6,3 5,2 4,6 4,5
      внешний 35,9 26,6 18,9 11.6
      Итого 42,2 31,8 23,5 16,1

    Источник: данные сайта http://www.cbr.ru.

  Вместе  с тем в структуре российского  кредитного рынка обозначились негативные тенденции. Во-первых, произошла трансформация внешнего государственного долга в корпоративный (частный) перед нерезидентами. Если на начало 1999 г. государственный внешний долг России превышал частный более чем в пять раз, то в 2005 г. он был уже на 16,5% ниже частного внешнего долга. Во-вторых, на российском кредитном рынке наметилась тенденция трансформации внешнего государственного долга во внутренний за счет выпуска внутренних облигационных займов для погашения задолженности международному кредитному рынку.

  Оценивая  перспективы внешнего кредитования России, следует учитывать следующие тенденции.

  Во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика открытости зарубежным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям, ведет к стиранию граней между внешним и внутренним долгом. Это касается выплат по ГКО нерезидентам.

  Во-вторых, усиливается связь государственных  обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики, — крупных российских компаний и банков. Их банкротство может вызвать катастрофические последствия для платежной системы страны.

  В-третьих, новым моментом в оценке величины внешнего долга России являются долги регионов. Формально правительство не отвечает по долгам местных и муниципальных органов власти. Однако эти заимствования несут потенциальную угрозу бюджету в случае применения к должникам принятых в таких случаях санкций.

  В-четвертых, растет просроченная задолженность российских компаний по банковским кредитам под гарантии государства.

   Важным  аспектом участия России в функционировании международного кредитного рынка являются ее взаимоотношения с отдельными группами международных кредиторов.

  Приняв  на себя все внешние долги бывшего  СССР (136 млрд долл. США), Россия по условиям «нулевого варианта» стала одновременно и правопреемником по всем его зарубежным финансовым активам. Общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам. Однако реальная ситуация сейчас складывается таким образом, что с позиций текущего платежного баланса России незначительные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. Общая задолженность третьих стран бывшему СССР оценивается ориентировочно в 123 млрд долл. Страны-должники, за редким исключением, представляют собой маргинальную группу даже в масштабе развивающегося мира, не говоря уже о международном кредитном рынке. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным, и Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд долл., да и то в течение 20—25 лет.

  В настоящее время Россия имеет  дело с тремя основными группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; коммерческими банками, входящими в Лондонский клуб; и, наконец, с кредиторами, входящими в Токийский деловой клуб.

  К обязательствам России перед Парижским  клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. В 2005 г. долг России перед Парижским клубом, по данным Министерства финансов, составлял 38 млрд долл., а в 2006 г. он был полностью погашен. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что она выступает в качестве должника одних стран и одновременно кредитора других стран. Однако из числа российских должников лишь 25 стран работают с Парижским клубом (Вьетнам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др.). Самый крупный должник России — Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан не работают с ним. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время (до 31 декабря 1991 г.), а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. На тот момент, по оценке Министерства финансов, эти долги составляли 32,3 млрд долл. Россия в списке должников клуба занимает четвертое место после Бразилии, Мексики и Аргентины. Третий международный долговой клуб — Токийский, занимается урегулированием коммерческой торговой задолженности. Российское Правительство признало эту группу задолженности в октябре 1994 г.

  Переговорный  процесс между Россией и сообществом  кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР. Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому Правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. В течение второго этапа — с 1993 по 1995 г. — Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. Началом третьего этапа можно считать 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности выплатить кредиторам Парижского клуба 38 млрд долл. Из них 45% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами ПК, — в течение 21 года. Однако если долги перед Парижским клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В 1997 г. в Гонконге был подписан Меморандум, определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов, по которому Правительство России добровольно отказалось от половины финансовых активов. Они были пересчитаны по финансовой методике МВФ, исходя из которой России навязали списание активов на 60 млрд долл. Большой объем списания связан с тем, что Парижский клуб не признает военных долгов, а их доля в российских активах составляет по некоторым странам от 60 до 90%. Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. Таким образом, участие России в Парижском клубе кредиторов являлось в некоторой степени спорным с точки зрения получения выгод от такого членства. В 2006 г. задолженность России Парижскому клубу была полностью погашена досрочно.

  Одновременно  проводятся переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. В 1996 г. с ним было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банкам на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. Процесс выверки всех первоначальных кредитных соглашений окончательно завершился в конце 1997 г., когда Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга на общую сумму 28,5 млрд долл. (10,4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части). Было выпущено два новых долговых инструмента— PR1N (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. соответственно. Подписанный договор о реструктуризации предусматривает погашение основной части долга (22,5 млрд долл.) в течение 25 лет. При этом первые семь лет Россия должна выплачивать лишь проценты, общий объем которых составляет 6 млрд долл.

Информация о работе Лекции по "Мировой финансовой системы"